Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А65-10819/2011
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А65-10819/2011
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2012 г. по делу N А65-10819/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.01.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Старочурилинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2011 по делу N А65-10819/2011 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению Исполнительного комитета Старочурилинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, с. Старое Чурилино,
к Отделению надзорной деятельности по Арскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан, г. Арск,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Исполнительный комитет Старочурилинского сельского поселения (далее - исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделению надзорной деятельности по Арскому муниципальному району УНД ГУ МЧС по РТ (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным постановления N 0316-2011-0087 от 29.04.2011 и его отмене (т. 1, л.д. 3 - 6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2011 по делу N А65-10819/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1, л.д. 116 - 120).
В апелляционной жалобе исполнительный комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 2, л.д. 3 - 9).
Отделение надзорной деятельности по Арскому муниципальному району УНД ГУ МЧС по РТ отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании ст. ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, имеющиеся в материалах дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 5 ст. 268 АПК РФ, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявителем допущено нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Факт административного правонарушения подтверждается протоколом об административном нарушении от 20.04.2011, (т. 1, л.д. 43).
Внеплановая проверка исполнительного комитета "Старочурилинского сельского поселения" проводилась в период с 18.04.2011 по 20.04.2011 согласно распоряжения N 96 от 15.04.2011 с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в Российской Федерации и предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, согласно поручения первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова от 25.02.2011 N ИШ-П4-1111. По итогам проверки был составлен Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности N 96 от 20.04.2011 и предписание N 96/1/42 по устранению нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений требований пожарной безопасности 01.11.2011 (т. 1, л.д. 49 - 50).
20.04.2011 руководитель исполкома "Старочурилинского сельского поселения" Загидуллина Гульнара Рафисовна прибыла в отделение надзорной деятельности по Арскому муниципальному району, сообщив начальнику ОНД по Арскому муниципальному району, что в сельском поселении нет финансовых средств на приобретение пожарных мотопомп, район не выделяет финансы на данные нужды сельского поселения. В связи с чем к административной ответственности необходимо привлечь не должностное лицо, а юридическое. После чего Загидуллина получила Акт проверки и предписание.
После составления протокола об административном правонарушении в ее присутствии старшим инспектором отделения надзорной деятельности по Арскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России, на рассмотрение протокола представитель заявителя не явился. Ходатайств о переносе времени и места составления постановления от исполнительного комитета "Старочурилинского сельского поселения" не поступало.
29.04.2011 начальником отделения надзорной деятельности по Арскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ Амирфатовым А.И. в отсутствие законного представителя юридического лица исполнительного комитета "Старочурилинского сельского поселения" вынесено постановление N 0316-2011-0087 по делу об административном правонарушений по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 10000 рублей (т. 1, л.д. 47).
03.05.2011 копия постановления N 0316-2011-0087 направлена почтой на юридический адрес исполнительного комитета "Старочурилинского сельского поселения" заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно бланку заказного письма постановление об административном правонарушении вручено под роспись 04.05.2011 (т. 1, л.д. 9).
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что доводы жалобы руководителя исполнительного комитета "Старочурилинского сельского поселения" Арского муниципального района РТ на постановление N 0316-2011-0087 о привлечении к административной ответственности юридического лица исполнительного комитета "Старочурилинского сельского поселения" являются несостоятельными по следующим основаниям:
В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности", а именно: п. 72 - при установлении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору возбуждает и осуществляет производство по делу об административном правонарушении, выдает предписания об устранении выявленных нарушений с установлением сроков их устранения с учетом характера нарушения и (или) предписание по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 года должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов закреплены в ст. 19 Федерального закона РФ N 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 с изм. и доп. с 01.01.2012).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
На основании п. п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" статья 63 - Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7 обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, устанавливает обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами РФ, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) п. 31 Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно делает вывод о том, что обеспечение населенных пунктов пожарными мотопомпами возлагается на органы местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, Старочурилинскому сельскому поселению неоднократно выдавались предписания о приобретении для населенных пунктов переносных пожарных мотопомп. Так по итогам проверки 24.02.2005 Старочурилинского совета местного самоуправления выдано предписание государственного пожарного надзора N 42 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в который был включен пункт 15 "дер. Старое Чурилино, Ашабаш, Штырь, Кадряково обеспечить переносными пожарными мотопомпами.". 25.04.2006 вручено предписание N 000515 главе Старочурилинского сельского поселения, где так же было указано о необходимости приобретения для населенных пунктов пожарных мотопомп. По итогам проверки Старочурилинское сельское поселение составило план противопожарных мероприятий на 2006 - 2007 гг., где срок приобретения пожарных мотопомп указан 01.06.2006. 01.02.2007 проведена внеплановая проверка Старочурилинского сельского поселения, составлен Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности N 001370, где указано, что населенные пункты сельского поселения не обеспечены переносными пожарными мотопомпами.
Доводы заявителя суд первой инстанции правомерно счел не влияющими на правовую оценку обжалуемого постановления так как в соответствии с со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обязанность обеспечить населенные пункты мотопомпами была включена в План противопожарных мероприятий Старочурилинского сельского поселения на 2006 - 2007 гг. (т. 1. л.д. 103). В материалах дела не имеется, каких либо доказательств принятия исполнительным комитетом мер для того, чтобы выполнить это мероприятие.
В ходе производства по делу административный орган действовал законно с соблюдением процессуальных гарантий защиты прав лица привлекаемого к ответственности, протокол и постановление вынесены при наличии доказательств надлежащего извещения о времени и месте совершения указанных процессуальных документов.
Событие административного правонарушения и вина лица привлекаемого к административной ответственности полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами, административным протоколом. Заинтересованным лицом дана правильная квалификация административного правонарушения. Протокол и постановление составлены уполномоченными должностными лицами.
Доводы заявителя о том, что не истек срок исполнения предписания, суд первой инстанции правомерно счел не влияющими на правовую оценку действия заявителя. Нарушения заявителем требований правил пожарной безопасности, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, выявлены административным органом в ходе проведения внеплановых мероприятий по исполнению ранее выданного предписания по результатам проверки. Обнаруженные в ходе проведения внеплановой проверки аналогичные нарушения образуют новое событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил, как не соответствующие нормам права, доводы исполнительного комитета о том, что административный орган неправильно определил субъект правонарушения. Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что судом первой инстанции указана редакция ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которая в настоящее время не действует, поскольку была изменена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, не влияет на выводы суда первой инстанции относительно того, что субъектом административного правонарушения является Исполнительный комитет "Старочурилинского сельского поселения" Арского муниципального района РТ. Действующая редакция ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ вопросы, связанные с обеспечением мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов также относит к полномочиям органов местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что совершенное административное правонарушение не является малозначительным. Согласно ст. 2.9 КОАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал на то, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорий оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела и в соответствии со ст. 71 АПК РФ. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье состав является формальным.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного муниципальным учреждением правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем не является малозначительным, влечет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям жизни и здоровью граждан проживающих в населенных пунктах не обеспеченных необходимыми средствами пожаротушения.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что Постановление административного органа является законным и обоснованным, принятым в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 25.08.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2011 по делу N А65-10819/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Старочурилинского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН