Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 12.04.2011 по делу N А72-5934/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу N А72-5934/2010
Требование: О признании недействительными пунктов предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу N А72-5934/2010
Требование: О признании недействительными пунктов предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. по делу N А72-5934/2010
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 декабря 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 декабря 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от Мэрии города Ульяновска - Логинова Н.В., доверенность от 18 июня 2010 года N 176-01-08,
от Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Мэрии города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2010 года по делу N А72-5934/2010 (судья Замалетдинова Д.М.),
принятое по заявлению Мэрии города Ульяновска, Ульяновская область, город Ульяновск,
к Управлению государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области, Ульяновская область, город Ульяновск,
о признании частично недействительным предписания от 20 апреля 2010 года N 191/110/01-43,
установил:
Мэрия города Ульяновска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании предписания Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области (далее - ответчик, Управление) N 191/110/01-43 от 20.04.2010 недействительным в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 24, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2010 года требования заявителя удовлетворены частично. Признано недействительным предписание Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области N 191/110/01-43 от 20.04.2010 в части пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15, 19, 20, 24, 28, 29, 34, 35, 40 и частично пункты 4, 16, 18, 32, 33. В остальной части требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, Мэрия города Ульяновска обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительными пунктов 13, 14, 27, 36, 37, 39, 41, 42 и пунктов, признанных частично недействительными - 4, 16, 38 и принять новый судебный акт, которым заявление мэрии в части указанных пунктов предписания удовлетворить полностью, жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил. Поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями
ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 05.04.2010 по 19.04.2010 сотрудниками Отдела Государственного пожарного надзора по городу Ульяновску на основании распоряжения N 191 от 01.04.2010 в присутствии Глав администраций районов города и представителей мэрии города Ульяновска проведена внеплановая проверка исполнения предписания N 274/195/01-48 от 14.10.2009 и требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях и на территории муниципального образования "город Ульяновск". В ходе проверки установлено, что ранее выданное предписание исполнено не в полном объеме.
Заявителем не устранены нарушения ППБ 01-03 (
п. п. 3,
6 -
10,
11,
13 -
16,
27,
31,
36,
38,
40,
53,
56,
57,
89,
91,
96,
114),
ст. ст. 19,
25 ФЗ "О пожарной безопасности (в ред. от 18.10.2007), разделы 2, 9 СНиП 2.04.02-84*,
п. 2,
6,
23,
39,
43,
53 НПБ, СНиП 21-01-97*, приложение N 1 СНиП 2.07.01-89*, ВСН 59-89, указанные в 43 пунктах предписания. Заявитель оспаривает 33 пункта предписания (пункты 1 - 6, 8 - 16, 18 - 20, 24, 27 - 31, 43), выразившиеся в следующем:
1. на территории образования не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
2. за нормативным трехкилометровым радиусом выезда существующих подразделений пожарной охраны находятся улицы, населенные пункты:
Ленинский район: ул. Маяковского, ул. Р. Люксембург, ул. Юности, п. Каменка, с. Карлинское, с. Лаишевка, пос. Новосельдинский, с. Подгорная Каменка, п. Поливно, д. Протопоповка и т.;
Засвияжский район: с. Лесная Долина, с. Арское, с. Баратаевка, с. Кротовка, д. Погребы, с. Отрада;
Железнодорожный район: п. Плодовый, с. Кувшиновка, п. Пригородный, с. Луговое, с. Белый Ключ, с. Анненково;
Заволжский район: пр. Дружбы народов, Филатова, Врача Сурова; бульвары: Пензенский, Львовский, район: "Петров овраг", ЖСК "Индовое";
3. финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны органы местного самоуправления муниципального образования не осуществляют;
4. забор воды из 8 водонапорных башен невозможен.
Засвияжский район: п. Отрада - забор воды от водоисточников невозможен, с. Баратаевка - водоотдача ПГ не соответствует требуемой (население - 3000 чел.), данное положение дел наблюдается в селах Отрада, Кротовка, Арское. д. Погребы - водоснабжение отсутствует;
Железнодорожный район: ул. Свияжская, ул. Первомайская, ул. Соловьева, ул. Верхняя Площадка, с. Луговое, ул. Школьная, с. Кувшиновка, п. Лесной, с. Анненково - водоснабжение отсутствует. Затруднен забор воды, затруднен подъезд в Ленинском районе: ул. Звездная, п. Мостовая, ул. С. Тюленева, ул. Российская, 1 и 3 пер. З. Космодемьянской, спуск Степана Разина, ул. Лесоводов, ул. Подлесная, села: Протопоповка (население - 164 чел.), Подгорная Каменка (население - 187 чел.), с. Лаишевка (население - 1732 чел.)
Заволжский район: 1 и 9 пр. Инженерный - водоснабжение отсутствует;
5. не у всех пожарных водоисточников, расположенных на территории муниципального образования, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
6. ул. Привокзальная, 901 километр, правая сторона пр. Созидателей, п. Мостовая, с. Луговое, с. Анненково, п. Борьба, п. Дачный, с. Арское, с. Отрада муниципального образования не обеспечены освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных водоисточников, наружных пожарных лестниц, мест размещения пожарного инвентаря;
8. на территории муниципального образования отсутствуют (не создана) муниципальная пожарная охрана;
9. сельские населенные пункты, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не оборудованы (укомплектованы) переносными пожарными мотопомпами с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепными пожарными мотопомпами, а с количеством более 1000 - не менее двумя прицепными пожарными мотопомпами;
10. меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в МО "город Ульяновск" осуществляется не в полном объеме;
11. на территории населенных пунктов МО "город Ульяновск" отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
12. решением Ульяновской Городской Думы N 5 от 28.01.2009 "О внесении изменений и дополнений в решение УГД от 26.11.2008 N 186 "Об утверждении бюджета МО "город Ульяновск" на 2009 г. и на плановый 2010 - 2011 гг. приостановлена полностью городская целевая программа "Противопожарная защита домов повышенной этажности 2007 - 2009 гг.". По результатам проведенной проверки, правовым комитетом мэрии города Ульяновска, предварительной экспертизы проекта постановления Главы города "Об утверждении целевой программы "Противопожарная защита домов повышенной этажности 2010 - 2011 гг." - настоящая не может быть принята;
13. не в полном объеме разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-правовые, финансовые и материально-технические вопросы обеспечения мер пожарной безопасности, а именно:
не определен порядок оповещения населения и подразделений ГПС о пожаре, не определен порядок оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожара и противопожарным инвентарем и их перечень;
14. в бюджете муниципального образования "город Ульяновск" на 2009 - 2010 гг. не предусмотрено выделение денежных средств на обеспечение пожарной безопасности, осуществление противопожарной пропаганды, информирование население мерах пожарной безопасности;
15. администрацией города Ульяновска не организована работа по противопожарной пропаганде и информационному обеспечению в области пожарной безопасности, в том числе: и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций, использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения;
16. муниципальным образованием не информируется население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействию в распространение пожарно-технических знаний;
18. определенные положением функции, права и обязанности КУГИ не исполняются. Так, например:
без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, без соблюдения соответствующих требований пожарной безопасности произведено снятие статуса общежитий (класс функциональной опасности - Ф 1.2, в соответствии с п. 5.21* СНиП 21-01-97*) и перевод их в статус жилых домов (класс функциональной пожарной опасности - Ф 1.3) по следующим адресам: ул. Верхнеполевая 15, пр. Нариманова, 85, 87, ул. Рябикова, 68, Отрадная, 74, Станкостроителей, 18, 25, 25а, 20, Аблукова, 43, Пушкарева, 22, 60, Промышленная, 22а, Доватора, 16, пр. Туполева, 3а, пр. Аверьянова, 17 и др. Также в процессе эксплуатации общежитий, жилых домов изменены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, в частности, по ул. Доватора, 16, на 1 этаже размещены - аптека, магазин, по ул. Ефремова, 49 - на 1 этаже размещены продовольственный и промтоварный магазины. Аналогичные нарушения имеются и в других общежитиях и на объектах нежилого фонда;
в доме повышенной этажности по ул. Минаева, 22, помещение второго эвакуационного выхода из дома сдано в аренду и в нем размещены административные помещения, тем самым ухудшены условия безопасной эвакуации людей из дома;
19. со стороны КУГИ отсутствует надлежащий контроль за выполнением требований пожарной безопасности арендаторами;
20. при выдаче разрешений на строительство КАИГ мэрии города Ульяновска не соблюдаются противопожарные требования СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений", а именно: не обеспечиваются нормативные противопожарные расстояния между вновь строящимися объектами и существующими жилыми, общественными и вспомогательными зданиями;
24. отсутствует график проведения повторных противопожарных инструктажей, утвержденный руководителем организации;
27. во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
28. в объектовой инструкции о мерах пожарной безопасности не установлены правила применения на территории организаций открытого огня, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ;
29. отсутствует распорядительный документ, устанавливающий соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения, не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара;
не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначены ответственные за их проведение;
32. отсутствуют документы, регламентирующие работу по техническому обслуживанию и ТО и ППР, автоматических установок планово-предупредительному ремонту (далее пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, годовой план-график, составленный с учетом технической документации завода-изготовителя и сроками проведения ремонтных работ) специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору;
33. в мэрии организационно-распорядительными документами не установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение (журналы не представлены).
Организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников администрации мерам пожарной безопасности не проводится.
Перспективные планы мероприятий по выполнению (устранению) противопожарных мероприятий, предписаний органов ГПН не разработаны, контроль за их выполнением не установлен, пожарно-техническая комиссия и добровольная пожарная дружина в мэрии не созданы;
34. не предусмотрена возможность размещения в пожарных шкафах 2-х и 10-и литровых ручных огнетушителей;
35. в здании не выполнено эвакуационное и аварийное освещение;
36. производится хранение предметов мебели в коридорах на путях эвакуации и под лестничными клетками в цокольном этаже;
37. в кабинетах 1 этажа N N 7, 8, 9, 123, 103, 115, 117, 121, а также в помещении множительного цента, на кухне не демонтированы установленные на окнах глухие металлические решетки;
38. деревянные конструкции чердака не обработаны огнезащитным составом (акт проверки не представлен), не проведена повторная проверки состояния огнезащиты деревянных конструкций чердачного помещения здания;
39. двери, отделяющие общие коридоры от лестничных площадок 1, 2 и 3-го этажей, не выполнены с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
40. монтаж электропроводки и электрооборудования выполнен с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, в том числе:
41. дверцы поэтажных электрощитков не выполнены из негорючих материалов. Электросветильники в коридоре, в помещениях мастерской не закрыты защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников;
42. в гараже N 9 хранится авторезина, в гараже N 9 устроенная из горючих материалов комната отдыха и кладовка, не демонтированы (в кладовке находится теплоузел).
Арбитражный суд первой инстанции, принимая судебный акт, правомерно исходил из следующего.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена обязанность организаций, предприятий и учреждений (в лице руководителей) по соблюдению требования пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды, а также по обучению работников мерам пожарной безопасности; оказывать содействие деятельности добровольных пожарных и т.д.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
Наряду с данными
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
На основании
статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно
пунктам 1,
2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. Собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В соответствии со
статьей 17,
41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьей 35 Устава муниципального образования "город Ульяновск" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения. Применительно к настоящему делу такими предприятиями являются муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", обеспечивающее монтаж, ремонт, обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности и систем противопожарного водоснабжения и Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Горсвет", осуществляющее деятельность по освещению и обеспечивающее технически исправное состояние установок наружного освещения.
В соответствии с распоряжениями КУГИ мэрии города Ульяновска в ведении МУП "Ульяновскводоканал" находятся и обслуживаются объекты водоснабжения, 2369 пожарных гидранта (стр. 40 - 61 приложения), линейные объекты (сети) наружного освещения переданы на праве хозяйственного ведения УМУП "Горсвет" (стр. 81 - 89 приложения). Указанные предприятия несут ответственность за исправность переданных им объектов и средств обеспечения пожарной безопасности.
В силу
статьи 19 Закона "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в границах сельских населенных пунктов должны обеспечить в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Следовательно, заявитель обязан обеспечить водоснабжение в сельских населенных пунктах, поименованных в пункте 4 оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции, с учетом судебных актов Ленинского районного суда города Ульяновска (стр. 64 - 70 приложения) в отношении противопожарных водопроводов по ул. Российской, 1 и 3 пер. З. Космодемьянской, с. Лаишевка, дер. Протопоповка, спуск Степана Разина, ул. С. Тюленева, правомерно признал недействительным пункт 4 предписания в указанной части.
Пункт 18 предписания суд считает необоснованным в части нежилых помещений по ул. Доватора, 16, ул. Ефремова, 49, ул. Минаева, 22, которые находятся в ведении других юридических лиц и в части формулировки "аналогичные нарушения имеются и в других общежитиях и на объектах нежилого фонда", которая не содержит конкретных данных, позволяющих определить какое нарушение и где оно выявлено.
Согласно Порядку рассмотрения документов, представленных для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилые, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории города Ульяновска, утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 16.02.2007 N 645 решения по указанным переводам и перепланировке принимает Глава города Ульяновска в форме постановления по результатам рассмотрения представленных документов. КУГИ мэрии города Ульяновска участвует в организации перевода помещений из жилого в нежилое помещение или нежилого в жилое (п. п. 29 п. 2.1 Положения о Комитете, утв. решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006).
Таким образом, решение вопроса об изменении статуса общежитий на статус жилых домов также отнесены к компетенции мэрии города Ульяновска.
КУГИ мэрии города Ульяновска (в настоящее время КУГИЗ) является самостоятельным юридическим лицом с полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Положением, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, поэтому и предписание (пункт 19) по вопросам, касающимся его деятельности, должно быть адресовано данному лицу. Кроме того, согласно типовому договору аренды муниципального нежилого помещения, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложена на арендатора.
Статьями 44,
48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что ответственность за разработку проектной документации на строительство объектов капитального строительства, следовательно, и за соблюдение нормативных противопожарных расстояний между строящимися и существующими объектами (пункт 20 предписания) несет лицо, разработавшее данный проект и застройщик.
Пунктом 6* приложения N 1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлен нормативный 3 км радиус обслуживания пожарного депо, однако, в компетенцию мэрии не входит строительство пожарных депо. Как указано в названном СНиПе число пожарных депо в поселениях, площадь их застройки принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (ВСН-1-91 СПАСР) и утверждаются МВД России.
Суд первой инстанции считает, что пункты 2, 4, 6, 18, 19, 20 оспариваемого предписания возлагают на заявителя выполнение мероприятий, которые не входят в компетенцию мэрии города Ульяновска, поэтому названные пункты следует признать недействительными. В соответствии со
статьей 19 Закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесены:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (
статья 1 названного Закона).
В границах муниципального образования "город Ульяновск" организационно-правовое, финансовое и материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности определено Положением, утвержденным постановлением Главы города от 04.03.2010 N 1213 (стр. 175 - 180 приложения).
Исходя из толкования вышеназванных правовых норм, мэрия города Ульяновска выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, а не ее фактическое обеспечение.
Главой города Ульяновска 05.02.2010 издано постановление N 561 об утверждении Положения о добровольной пожарной охране, в котором Главам администраций районов города поручено осуществлять методическое руководство созданием и организацией деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и обеспечить ведение сводного реестра таких подразделений, а руководителям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности - организовать и создать в организациях подразделения добровольной пожарной охраны в соответствии с утвержденным Положением.
Согласно Положению подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и (или) команд, которые входят в систему обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Вопросы финансового и материально-технического обеспечения подразделений (дружин, команд) предусмотрены в разделе 7 Положения за счет средств местного бюджета и организаций, в которых созданы подразделения.
В соответствии с названным постановлением в организациях и учреждениях созданы противопожарные подразделения, противопожарные дружины, что подтверждается представленными заявителем документами (стр. 11 - 26 приложения, л.д. 72 - 80, 94 - 109).
Постановлением Главы города от 22.07.2009 N 5713 утвержден примерный перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан (стр. 99 приложения).
Постановлением Главы города от 17.12.2009 N 9856 утверждено Положение об организации обучения населения мерам пожарной безопасности и порядке проведения противопожарной пропаганды на территории муниципального образования "город Ульяновск" (стр. 190 - 193 приложения)
Как установлено судом, проведение мэрией работы по организации и проведению противопожарной пропаганды путем издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции (л.д. 101 - 106, 115 - 120, 123), информирования населения о принятых решениях по обеспечению пожарно-технических знаний (постановления публикуются в средствах массовой информации, в частности в газете "Ульяновск-сегодня), организованы и проведены собрания, сходы граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности (стр. 119 - 122 - 141 приложения).
Мэрией также приняты меры по усилению пожарной безопасности в пожароопасные периоды года, вводился особый противопожарный режим в праздничные дни (стр. 173 - 174,181 - 188 приложения).
Поскольку мэрией города Ульяновска первичные меры пожарной безопасности, предусмотренные
статьей 19 Закона N 69-ФЗ обеспечены, пункты 1, 3, 8, 12, 15, 16 (кроме проведения тематических выставок, смотров, конференций согласно
статье 25 Закона) предписания правомерно признаны судом недействительными.
В части пункта 12 предписания суд признает правомерными доводы заявителя об отсутствии нормативного обоснования данного требования.
Кроме того, недействительными являются пункты 11, 5, 9, 10, 34, 35, 40 предписания, в которых не конкретизированы либо объекты, не соответствующие требованиям пожарной безопасности, либо местонахождение выявленного нарушения.
Так, в пункте 11 оспариваемого предписания указано на отсутствие на территории населенных пунктов муниципального образования "город Ульяновск" средств звуковой сигнализации для населения на случай пожара. Конкретные населенные пункты при этом не поименованы.
Вместе с тем, во исполнение судебных актов Ленинского районного суда от 10.07.2009, 21.07.2009, 24.09.2009 (л.д. 87 - 89) установлено оборудование системы звуковой пожарной сигнализации в селах Карлинское, Лаишевка, дер. Протопоповка; утверждено председателем КЧС и ОПБ и согласовано начальником МУ "Управление гражданской защиты" и начальником Управления по г. Ульяновску ГУ МЧС техническое задание на установку и монтаж средств звуковой пожарной сигнализации для оповещения населения в 18 населенных пун (л.д. 82 - 86) и согласно сведениям и.о. начальника ООПМПБ звуковая пожарная сигнализация установлена в 21 населенном пункте пригородной зоны.
Также не конкретизированы местонахождения водонапорных башен (пункт 4), пожарных водоисточников, где отсутствуют указатели (пункт 5), наименования населенных пунктов (сельских), не оборудованных переносными мотопомпами (пункт 9), места, где необходимо предусмотреть возможность размещения ручных огнетушителей и выполнить эвакуационное и аварийное освещение (пункты 34, 35), где монтаж электропроводки и электрооборудования выполнен с нарушением требований по электроэнергетике (пункт 40).
В части нарушений требований пожарной безопасности в здании мэрии по ул. Кузнецова, 7, судом установлено следующее.
Распоряжением от 08.02.2010 N 16-р (стр. 216 - 219 приложения) установлен противопожарный режим и утверждена инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре; определен порядок обеспечения мероприятий при проведении временных работ (электросварки, газосварки других пожароопасных работ (пункт 1.4), установлены сроки проведения вводного инструктажа, повторного инструктажа со всеми работниками, назначенные ответственные лица за их проведение и за противопожарное состояние служебных помещений (пункт 1.7), курение во всех помещений здания мэрии запрещено (пункт 1.1) установлен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы (пункт 1.5 постановления). Согласно представленным выпискам из журнала регистрации инструктаж с работниками мэрии в 2009 г. проводился (стр. 229 - 230).
Создание пожарно-технической комиссии и добровольной пожарной дружины в мэрии (пункт 33 предписания) является правом, а не обязанностью заявителя в силу
пункта 9 ППБ 01-03. Между тем, не разработаны планы мероприятий по выполнению предписаний органов ГПН, не установлен контроль за их выполнением.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконности пунктов 24, 28, 29, 33 (кроме планов мероприятий по выполнению предписаний органов ГПН и контроль за их выполнением) предписания.
Пункт 32 предписания является недействительным в части отсутствия документов, регламентирующих работу по техническому обслуживанию автоматических установок, планово-предупредительному ремонту системы пожарной сигнализации и пожаротушения (представлен договор N 10/10-0 от 01.04.2010, заключенный с ООО "Бриг", стр. 222 - 227 приложения). В то же время отсутствует годовой план-график на выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию автоматических установок (в том числе системы противодымной защиты).
По утверждению заявителя, деревянные конструкции чердака обработаны огнезащитным составом и в 2009 г. проведена проверка состояния огнезащиты деревянных конструкций чердачного помещения здания. Данный факт подтверждается заключением ГУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ульяновской области N 531/3-09 от 11.12.2009 (стр. 241 - 242 приложения).
В соответствии с
пунктом 11 ППБ 01-03 органы местного самоуправления осуществляют организацию и проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. В рассматриваемом случае данное требование предъявлено мэрии в отношении работников администрации города.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал частично недействительным пункт 32 и пункты 33 и 38 предписания.
В удовлетворении требования заявителя о признании недействительным предписания от 20.04.2010 N 191/110/01-43 в части пунктов 13, 14, 27, 33 (частично), 36, 37, 39, 41, 42 правомерно отказано судом по следующим основаниям.
Установление порядка оповещения населения и подразделений ГПС о пожаре, оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожара и противопожарным инвентарем, выделение средств из бюджета на обеспечение пожарной безопасности, осуществление противопожарной пропаганды, информирования населения о мерах пожарной безопасности - вопросы организационно-правового, материально-технического и финансового характера в силу
статьи 19 Закона N 69-ФЗ отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Представленная выписка из бюджетной росписи по МУ "Управление Гражданской защиты" города Ульяновска не содержит сведений о выделении из бюджета средств на обеспечение пожарной безопасности, в связи с чем правомерно не принята судом в качестве доказательства выполнения мэрией возложенных на нее обязанностей по обеспечению мер первичной пожарной безопасности (пункт 14 предписания). Иные доказательства заявителем не представлены.
Доказательства соблюдения требования
пункта 13 ППБ 01-03 (наличие на видных местах во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны) в материалах дела отсутствуют, приобщенные в приложении 2 фотографии не могут быть признаны доказательством надлежащего исполнения требования названных
Правил.
На момент проведения проверки, проведенной совместно с представителями глав администраций и представителей мэрии города Ульяновска, выявлены факты нарушения
пунктов 38,
40,
53,
57 ППБ 01-03, что отражено в пунктах 36, 37, 39, 41, 42 предписания. По утверждению заявителя, указанные нарушения устранены, однако данное обстоятельство не является основанием для признания предписания в этой части недействительным.
Акты осмотра помещений и гаража от 11.03.2010 (стр. 232, 233 приложения) судом первой инстанции не приняты во внимание, поскольку противоречат результатам проверки и согласно пояснениям представителя ответчика не были представлены проверяющим.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительными пункты 1, 2, 3, 4 (в части водонапорных башен и затрудненности забора воды ул. Российской, 1 и 3 пер. З. Космодемьянской, с. Лаишевка, дер. Протопоповка, спуск Степана Разина, ул. С. Тюленева), 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16 (кроме проведения тематических выставок, смотров, конференций), 18 (в части объектов недвижимости по ул. Доватора, 16, ул. Ефремова, 49, ул. Минаева, 22 и формулировки "аналогичные нарушения имеются и в других общежитиях и на объектах нежилого фонда"), 19, 20, 24, 28, 29, 32 (за исключением документов, регламентирующих работу по техническому обслуживанию систем противодымной защиты, отсутствие годового плана-графика), 33 (за исключением планов мероприятий по выполнению предписаний органов ГПН и контроль за их выполнением), 34, 35, 40.
Исходя из изложенного, судом обоснованно отказано в удовлетворении требования заявителя в части признания недействительными пунктов 13, 14, 27, 36, 37, 39, 41, 42 и частично 32, 33.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. ст. 266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2010 года по делу N А72-5934/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА