Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу N А55-2270/2011
Требование: О взыскании недоимки по НДС, штрафов, а также пеней.
Встречное требование: Об отмене решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 по делу N А55-2270/2011
Требование: О взыскании недоимки по НДС, штрафов, а также пеней.
Встречное требование: Об отмене решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу N А55-2270/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Тюриной Е.В. (доверенность от 25.05.2011),
представителя 27 отряда Государственной противопожарной службы Самарской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Янцена Л.Л. (паспорт, приказ),
представителя Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области - Ивановой Т.В. (доверенность от 16.09.2011),
представителя МЧС России - Баландиной Т.П. (доверенность от 25.05.2010),
представителя ГУ МЧС России по Самарской области - Шипилова П.М. (доверенность от 25.10.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2011 года по делу N А55-2270/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, г. Самара,
к 27 отряду Государственной противопожарной службы Самарской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Самара,
о взыскании недоимки по НДС в размере 658829 руб., штрафа в размере 131766 руб., пени в размере 154997 руб.,
по встречному заявлению 27 отряда Государственной противопожарной службы Самарской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
об отмене решений налоговых органов,
третьи лица: МЧС России, г. Москва, ГУ МЧС России по Самарской области, г. Самара,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с 27 отряда Государственной противопожарной службы Самарской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1046300334255, ИНН 6314023680) (далее - 27-ОГПС МЧС России) недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 658829 руб., штрафа в размере 131766 руб. и пени в размере 154997 руб. (т. 1 л.д. 4 - 6).
27-ОГПС МЧС России предъявил встречный иск об отмене решения налоговой инспекции от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 27.05.2009 N 03-15/12243 по апелляционной жалобе (т. 1 л.д. 51 - 60).
В качестве соответчика по встречному иску суд привлек к участию в деле Управление ФНС России по Самарской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета заявленных требований суд привлек к участию в деле - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также Главное управление МЧС России по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2011 по делу N А55-2270/2011 в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано. Встречное заявление удовлетворено. Решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Управления ФНС России по Самарской области от 27.05.2009 N 03-15/12243 признаны незаконными (т. 2 л.д. 68 - 72).
В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 77 - 80).
27-ОГПС МЧС России апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Управление ФНС России по Самарской области поддержало апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
27-ОГПС МЧС России отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям отклонило апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Главное управление МЧС России по Самарской области отклонило апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Управления ФНС России по Самарской области поддержало апелляционную жалобу инспекции по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель 27-ОГПС МЧС России отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель МЧС России отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Главного управления МЧС России по Самарской области отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с началом процедуры ликвидации 27-ОГПС МЧС России, Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 09.02.2009.
По результатам проверки составлен акт от 23.03.2009 N 19ДСП, из которого следует, что в ходе проверки установлены факты неуплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в размере 658829 руб. (т. 2 л.д. 6 - 24).
Решением Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 27-ОГПС МЧС России привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного
п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде штрафа в размере 131766 руб. Данным решением 27-ОГПС МЧС России предложено уплатить недоимку по НДС в размере 658829 руб. и пени в размере 154997 руб. (т. 1 л.д. 13 - 21).
Решением УФНС по Самарской области от 27.05.2009 N 03-15/12243 по апелляционной жалобе 27-ОГПС МЧС России, решение налоговой инспекции от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 оставлено без изменения.
Требованием Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 01.06.2009 N 1588 об уплате налога, сбора, пени, штрафа 27-ОГПС МЧС России предложено уплатить вышеназванные суммы в срок до 17.06.2009. Требование не исполнено.
При составлении промежуточного ликвидационного баланса данные суммы недоимки, штрафа, пени ликвидационной комиссией учтены не были.
Вышеназванные обстоятельства послужили основание для обращения Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив встречные требования, правильно применил нормы материального права.
Из материалов дела видно, что поводом для доначисления 27-ОГПС МЧС России налога на добавленную стоимость послужили выявленные факты осуществления 27-ОГПС МЧС России первичных действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на территории ЗАО "Самарский завод "Нефтемаш" по договору от 01.11.1997 N 2 и ОАО "Волгабурмаш" по договору от 01.03.1998. По условиям данных договоров 27-ОГПС МЧС России за счет ассигнований вышеназванных предприятий содержал дополнительные единицы личного состава (3 человека по договору с ЗАО "Самарский завод "Нефтемаш" и 13 человек по договору с ОАО "Волгабурмаш").
По мнению налоговых органов, денежные средства, полученные 27-ОГПС МЧС России в связи с исполнением условий вышеназванных договоров, являются объектом налогообложения для целей исчисления налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции правомерно признал доводы налоговых органов необоснованными, исходя из следующего.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления не признается реализацией товаров (работ, услуг).
В силу
пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушение пожаров. При этом
ст. 5 указанного Федерального закона установлено, что Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы, организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров.
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги, связанные с противопожарной защитой, приведены под кодовым обозначением
7523040. При этом под кодовым обозначением
7500000 перечисляются услуги в области государственного управления и административно - правительственные услуги, предоставляемые обществу в целом.
Согласно Общероссийскому
классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 (с учетом изменений и дополнений), услуги по пожарной безопасности классифицируются под кодовым обозначением
97920. Данные услуги на основании этого
классификатора оказываются органами государственной противопожарной службы.
Учитывая изложенное, а также то, что услуги государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций (предприятий) относятся к услугам, возложенным на государственные органы (или органы местного самоуправления), исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, вышеуказанные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость на основании
пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Данная позиция подтверждается
Письмом МНС России от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184@.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 и решение Управления ФНС России по Самарской области от 27.05.2009 N 03-15/12243, которым решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 являются незаконными, так как приняты в нарушение требований
пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, нарушают права и законные интересы 27-ОГПС МЧС России.
Названные обстоятельства в соответствии со
ст. ст. 198,
201 АПК РФ являются основанием для принятия судом решения о признании незаконными оспариваемых решений.
Апелляционная жалоба мотивирована пропуском срока 27-ОГПС МЧС России на обращение в суд, установленного
п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно
ч. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Из материалов дела видно, что 27-ОГПС МЧС России заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Ходатайство мотивировано тем, что с 01.01.2009 функционирование 27-ОГПС МЧС России было прекращено, личный состав (в том числе члены ликвидационной комиссии) был сокращен, финансирование не производилось.
Оценив доводы заявителя, а также принимая во внимание, что налоговыми органами на протяжении длительного срока не предпринимались меры по принудительному взысканию сумм налога, штрафов и пени, доначисленных оспариваемыми решениями, арбитражный суд приходит к выводу о том, что причины пропуска заявителем срока для обжалования решений Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области и Управления ФНС России по Самарской области являются уважительными, а указанный срок подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, решение Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 16.04.2009 N 13-43/20/11410 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 27-ОГПС МЧС России и решение Управления ФНС России по Самарской области от 27.05.2009 N 03-15/12243 правомерно судом первой инстанции признаны незаконными, а в удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области отказано правомерно.
Аналогичная правовая позиция изложена в
постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А65-36162/2009.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно
ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
ст. 333.21 НК РФ относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со
ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь
статьями 110,
112,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2011 года по делу N А55-2270/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА