Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 по делу N А55-22931/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А55-22931/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 по делу N А55-22931/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2012 г. по делу N А55-22931/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в лице Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 10.01.2012 N 2), Косарева В.С. (доверенность от 24.07.2012 N 81)
представителя Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области - Ивлюшина А.А. (доверенность от 01.11.2012 N 4),
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.12.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в лице Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 по делу N А55-22931/2012 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны,
к Управлению государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Администрация сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - ответчик, министерство) об отмене постановления от 19.07.2012 N 167/ДЛХ о привлечении администрации к административной ответственности по
части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т. 1, л.д. 4 - 5.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 по делу N А55-22931/2012 заявленные требования удовлетворены (т. 2, л.д. 146 - 149).
Не согласившись с принятым решением суда, министерство обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований (т. 3, л.д. 3 - 10).
В судебном заседании представитель министерства поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель администрации возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, министерством 30.05.2012 в ходе проверки выявлено, что на лесном участке, площадью 5700 кв. м, имеющем местоположение: Самарская область, Шигонский район, Шигонское лесничество, Кузькинское участковое лесничество, квартал 101, выделы 24, 25 в результате бесконтрольности со стороны администрации допущено захламление участков лесного фонда бытовыми, строительными отходами и мусором. Сбор и вывоз мусора, отходов потребления администрацией сельского поселения Шигоны не организован. Данное нарушение совершено в период установления особого противопожарного режима на территории Самарской области.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 08.06.2012 N 10/2012-19, вынесено постановление от 19.07.2012 N 1677/ДЛХ о привлечении к административной ответственности администрации по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом обоснованно установлены в деянии Администрации признаки состава административного правонарушения и было возбуждено дело посредством составления протокола об административном правонарушении по
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, однако, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
В силу
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое
решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
В силу
части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с
частью 1 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, заключается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Согласно
статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются меры пожарной безопасности.
30.06.2007 Правительством Российской Федерации принято
Постановление N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Данные
правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Как видно из оспариваемого постановления и протокола об административном правонарушении, Администрации вменяется нарушение требований
пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которым запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно
частям 1,
2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения требований подпункта
статей 53,
55 ЛК РФ,
пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правил),
пункта 18 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ,
постановления Правительства Самарской области от 28.04.2012 N 224 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области, постановления администрации муниципального района Шигонский Самарской области от 03.05.2012 N 394 "Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального района Шигонский" подтверждается: отчетом о патрулировании от 30.05.2012, актом о лесонарушении от 30.05.2012, схемой места правонарушения от 30.05.2012, выкопировкой из планшета материалов лесоустройства от 30.05.2012, протоколом об административном правонарушении от 08.06.2012 N 10/2012-19, составленным в присутствии представителя главы администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Казанцева О.А., фототаблицей на 3-х листах к акту о лесонарушении.
Таким образом, событие и вина вменяемого администрации сельского поселения Шигоны правонарушения по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ министерством полностью доказаны.
Материала дела свидетельствуют, что доказательств обратного администрацией суду не представлено.
Согласно Уставу сельского поселения Шигоны глава сельского поселения возглавляет администрацию сельского поселения, являющуюся исполнительно-распорядительным органом поселения.
В соответствии с
пунктом 18 статьи 14 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в РФ" и с пунктами 10, 19 статьи 7 Устава к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил выявленный в ходе проверки факт ненадлежащего выполнения администрацией, своих обязанностей по приведению лесных участков в соответствие с правилами пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с
пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридического лица раскрывается в
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях
Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административные правонарушения ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в
частях 1 и
2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежит.
Наличие мусора в квартале 101 выделах 24, 25 Кузькинского участкового лесничества Шигонского лесничества подтверждается фототаблицей от 30.05.2012 года, протоколом осмотра территории от 30.05.2012, а также схемой места правонарушения от 30.05.2012 с указанием лесного квартала и поселка Кяхта относительно друг друга и выкопировкой из планшета материалов лесоустройства 1999 года с указанием места свалки.
Принадлежность участка к землям лесного фонда подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.02.2006 63-АБ N 899688 на площади 48455 га, лесохозяйственным регламентом Шигонского лесничества, материалами лесоустройства (планшет N 16, таксационное описание квартала 101 Кузькинского лесничества). Границы участка установлены в соответствии со
ст. 7 Лесного Кодекса РФ N 200 ФЗ от 04.12.2006 года.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что утверждение положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения решением собрания представителей сельского поселения Шигоны N 33/4 от 23.04.2008 и Правил благоустройства территорий населенных пунктов сельского поселения Шигоны и санитарного состояния не свидетельствуют о принятии Администрацией всех необходимых мер по недопущению совершения вменяемого правонарушения, поскольку должный контроль, как свидетельствуют материалы дела, за соблюдением данных нормативных актов местного самоуправления, не осуществлялся и реальных мер администрацией принято не было.
Так, при осмотре территории поселка Кяхта и прилегающего лесного фонда проверяющими выяснилось, что каких-либо пунктов сбора мусора, контейнеров, выгребных ям в поселке не имеется, сбор и вывоз бытового мусора не организован и не проводится.
В соответствии с
пунктом 4 статьи 11 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Не противореча федеральному законодательству, границы сельского поселения Шигоны утверждены Законом Самарской области от 25.02.2005 N 38 "Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Шигонский Самарской области и наделении их соответствующим статусом и установлении их границ". Согласно указанному Закону, поселок Кяхта и прилегающий к нему квартал 101 Кузькинского участкового лесничества входят в границы сельского поселения Шигоны, что подтверждается также прилагаемой схемой территориального планирования м. р. Шигонский Самарской области.
В соответствии с
пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения, что прямо прописано в Уставе сельского поселения. В соответствии со
статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение отражено в письме Рослесхоза от 28.10.2010 N ВЧ-09-54/7645 "О полномочиях по уборке отходов с земель лесного фонда".
08.06.2012 по факту выявленного нарушения (нарушение общих требований
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417) в период действия особого противопожарного режима на территории Самарской области, администрации сельского поселения Шигоны письмом исх. N 65 от 30.05.2012 года было предложено направить представителя для подписания протокола об административном правонарушении, предписания об устранении нарушения лесного законодательства. К назначенному времени главой сельского поселения Шигоны Казанцевым О.А. были представлены заверенные копии Приказа о назначении его на должность главы поселения, Устава сельского поселения Шигоны. Как указывает Министерство, устно Казанцев О.А. пояснил, что средства на организацию сбора и вывоза мусора на территории поселка Кяхта у поселения отсутствуют, при их поступлении из областного бюджета работы по уборке свалки будут произведены. Ближайший полигон сбора и хранения отходов находится в 10 км от с. Кяхта, однако и там переработка и сортировка отходов не налажена. Каких-либо письменных объяснений, пояснений Казанцев О.А. не представил. В дальнейшем, от подписи протокола об административном правонарушении отказался и просил направить его копию почтой.
Кроме того, 10.09.2012 с истечением срока предписания от 08.06.2012 при патрулировании государственным лесным инспектором Косаревым В.С. квартала 101 выделов 24, 25 Кузькинского участкового лесничества Шигонского лесничества установлено, что свалка мусора не убрана и продолжает увеличиваться. Каких-либо мер по организации сбора и вывоза мусора на указанных территориях администрацией сельского поселения Шигоны не предпринималось.
Из опроса жителей поселка Кяхта также следует, что администрацией сельского поселения реальных мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора не предпринимается.
Таким образом, административным органом обоснованно установлены в деянии заявителя признаки состава административного правонарушения и было возбуждено посредством составления протокола дело об административном правонарушении по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
При этом апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что министерство неправомерно рассмотрело дело об административном правонарушении и привлекло администрацию к ответственности по следующим основаниям.
Вмененное Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области административное правонарушение по сути связано с вопросам местного значения.
Судом установлено, что министерство не наделено полномочиями по привлечению к ответственности органов местного самоуправления (каковым является администрация в соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при реализации им полномочий, отнесенных к вопросам местного значения), поскольку в силу
статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.
Следовательно, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности заявителя за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.
Данный вывод суда основывается на указанных нормах права и на правовой позиции, изложенной в
Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.05.2012 по делу N А55-24383/2011,
Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.06.2012 по делу N А55-18355/2011,
Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.04.2012 по делу N А12-18418/2011,
Постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2012 по делу N А65-16837/2011.
При таких обстоятельствах, постановление от 19.07.2012 N 167/ДЛХ о привлечении администрации к административной ответственности по
части 3 статьи 8.32 КоАП РФ обоснованно признано незаконным и отменено в связи с отсутствием у административного органа полномочий на его принятие в отношении органа местного самоуправления.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 23.10.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со
статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации,
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2012 по делу N А55-22931/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в лице Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА