Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 по делу N А55-2915/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 по делу N А55-2915/2012
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2012 г. по делу N А55-2915/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании представителей Администрации сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области Гайдукова В.А. (глава сельского поселения; удостоверение от 10.03.2010 N 1) и Степановой С.В. (доверенность от 23.01.2012 N 26) - до перерыва,
представитель Главного управления МЧС России по Самарской области и начальник отдела надзорной деятельности муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский, Приволжский (главному государственному инспектору муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский, Приволжский по пожарному надзору) Маменков С.Г. - до и после перерыва не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.05.2012 - 28.05.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2012 по делу N А55-2915/2012 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению Администрации сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области, с. Екатериновка Безенчукского района Самарской области, к начальнику отдела надзорной деятельности муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский (главному государственному инспектору муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору) Маменкову Сергею Геннадьевичу, п. Безенчук Самарской области, Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Администрация сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления начальника отдела надзорной деятельности муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский (главного государственного инспектора муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору) Маменкова С.Г. (далее - административный орган) от 12.01.2012 N 574 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Самарской области.
Решением от 26.03.2012 по делу N А55-2915/2012 Арбитражный суд Самарской области заявление Администрации удовлетворил частично, признал незаконным и изменил постановление административного органа от 12.01.2012 N 574, назначив Администрации наказание в виде предупреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Администрация в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции полностью и признать незаконным и отменить постановление административного органа от 12.01.2012 N 574.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
ГУ МСЧ России по Самарской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство административного органа о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа и ГУ МЧС России по Самарской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представители Администрации в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное. Кроме того, просили учесть факт приобретения мотопомпы, что подтверждается актом приема-передачи от 02.04.2012.
В судебном заседании 21.05.2012 был объявлен перерыв до 28.05.2012, после перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлениях представителей Администрации в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 26.12.2011 административный орган в ходе проведения внеплановой выездной проверки противопожарного состояния объектов и деятельности Администрации выявил следующие нарушения: не вся территория населенных пунктов имеет наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к входам в здания и сооружения (п. 27 ППБ 01-03); в населенных пунктах Владимировка, Александровка, Верхнепечерское отсутствуют пожарные мотопомпы (п. 31 ППБ 01-03); территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (п. 21 ППБ 01-03); на водопроводной сети населенных пунктов не обеспечена расстановка пожарных гидрантов для обеспечения пожаротушения любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант (п. 17 ст. 68 Закона N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 8.16 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения").
По данному факту административный орган составил протокол от 26.12.2011 N 574 об административном правонарушении и вынес постановление от 12.01.2012 N 574, которым привлек Администрацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Наряду с ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 - 8 данной статьи, предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не учел следующего.
В соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут граждане, должностные лица и юридические лица. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, ни КоАП РФ, ни Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не относят муниципальное образование, как публично-правовое образование, к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения.
Из указанных в данных нормах законов субъектов ответственности за нарушения требований пожарной безопасности следует, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель органа местного самоуправления.
Но орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности ни органов местного самоуправления (каковым является Администрация в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при реализации полномочий, отнесенных к вопросам местного значения), ни должностных лиц местного самоуправления, поскольку в силу ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.
Следовательно, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности Администрации за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.
Этот вывод суда подтверждается арбитражной судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 23.04.2012 по делу N А65-16837/2011, от 28.04.2012 по делу N А12-18418/2011, от 14.05.2012 по делу N А55-24383/2011).
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями п. 2 ст. 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 12.01.2012 N 574 по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2012 года по делу N А55-2915/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление начальника отдела надзорной деятельности муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский (главного государственного инспектора муниципальных районов Безенчукский, Хворостянский и Приволжский по пожарному надзору) Маменкова Сергея Геннадьевича от 12 января 2012 года N 574 по делу об административном правонарушении, принятое в отношении Администрации сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА