Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А55-7411/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А55-7411/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Решение: Требование удовлетворено.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N А55-7411/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Самарская область - Царева С.А., директор, паспорт, распоряжение от 22.11.2010 года,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела в г. Сызрани - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 августа 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела в г. Сызрани, Самарская область, г. Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2013 года по делу N А55-7411/2013, судья Медведев А.А.,
по заявлению государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Самарская область, г. Октябрьск, (ОГРН 1036301261248),
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела в г. Сызрани, Самарская область, г. Сызрань,
об оспаривании постановления N 17-01/182 от 01.04.2013 года,
установил:
Государственное казенное учреждение Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Октябрьск обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Территориального отдела в г. Сызрани Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области N 17-01/182 от 01 апреля 2013 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 3 - 15).
Решением суда первой инстанции от 20 мая 2013 года постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области N 17-01/182 от 01 апреля 2013 года о назначении административного наказания признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Арбитражный суд освободил виновное лицо от административной ответственности на основании
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения и ограничился объявлением Государственному казенному учреждению Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" устного замечания (л.д. 124 - 136).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела в г. Сызрани просит решение суда первой инстанции отменить, постановление о назначении административного наказания от 01 апреля 2013 года N 17-01/182 оставить без изменения, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Представитель заявителя по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07 августа 2013 года N 172 не согласен с фактом назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. и с обвинением ответчика в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей и создании существенной угрозы здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
29 марта 2013 года должностными лицами органа Роспотребнадзора по Самарской области на основании распоряжения N 17-05/47 от 26 февраля 2013 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ГКУ СО "Октябрьский СРЦН", по результатам которой составлен Акт проверки N 17-05/63 от 29 марта 2013 года (л.д. 99 - 104).
Ответчиком 29 марта 2013 года в присутствии законного представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении N 17-05/145 (л.д. 107) и 01 апреля 2013 года принято постановление N 17-01/182 о назначении административного наказания, согласно которому ГКУ СО "Октябрьский СРЦН" привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 6.7. КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 30 000 руб. (л.д. 108 - 109).
Статьей 6.7. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Заявителю согласно оспариваемого постановления в качестве объективной стороны административного правонарушения вменены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно:
количество воспитанников в младшей группе составляет 10 человек; группы скомплектованы без учета возраста детей и подростков; теневые навесы не закрыты с трех сторон (для защиты от ветра); в группе дошкольников размещено более 4 воспитанников в одной спальне (10 детей);
отсутствует комната личной гигиены девочек; место для стирки личных вещей (носки, гольфы, колготы и др.); моечная для столовой и кухонной посуды не отделена от кухни оборудованием или перегородками-экранами высотой 2 м;
перед обеденным залом не предусмотрены раковины для мытья рук;
нарушена целостность гигиенического покрытия стен и потолков в спортивном зале, в туалете для дошкольников, в туалете для мальчиков, в туалете для девочек, в прачечной, в гладильной, кабинете врача-педиатра в приемном отделении; местами нарушена целостность гигиенического покрытия полов в помещениях пребывания детей дошкольного возраста, линолеум имеет щели, дефекты; установлен один общий стол для занятий в группе дошкольников;
отсутствует 2 комплекта съемных чехлов для мягкой мебели в групповых;
туалетное помещение для дошкольников не обеспечено достаточным количеством унитазов (менее 1 на 4 человека),
туалет для мальчиков школьного возраста не оборудован писсуаром (из расчета не менее 1 на 5 мальчиков), отсутствуют ногомойки;
в туалетных помещениях унитазы не оборудованы закрывающимися (без запоров) кабинами высотой 1,2 м на расстоянии 15 см от пола; душевые кабины оборудованы недостаточным количеством рожков (менее 1 на 5 человек);
в туалетных комнатах нагревательные приборы системы отопления не ограждены съемными деревянными решетками; в приемном отделении отсутствует санитарный пропускник-приемник, помещение для одевания воспитанников, дезинфекционная камера, буфетная - раздаточная с 3-секционной мойкой, раздевалка для персонала; покрытие стен и потолка медицинского кабинета не позволяет проведение уборки (мытье) и дезинфекцию;
отсутствует специально отведенное помещение или место для уборочного инвентаря, оборудованное поддоном с подводкой холодной и горячей воды; согласно выполненным инструментальным измерениям показатели температуры в группе девочек (центре групповой комнаты), в младшей группе (центре групповой комнаты), группе мальчиков (центре групповой комнаты) превышают допустимые значения, фактические значения по относительной влажности (т. N 1-5) низкие; используются деревянные разделочные столы для сырого мяса, рыбы, для птицы; допущено использование эмалированной посуды с отбитой эмалью (емкости для обработки яиц);
мытье кухонной и столовой посуды осуществляется в одной двухсекционной ванне; чистую столовую посуду хранят на открытых стеллажах, что является нарушением
статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
п. п. 1.7.,
1.8.,
2.1.8.,
2.2.7.3.,
2.2.7.4.,
2.2.8.3.,
2.2.8.5.,
2.3.2.,
2.3.7.,
2.4.4.,
2.4.10.,
2.4.17;
2.4.20.,
2.4.21.,
2.4.22.,
2.7.6.;
2.2.6.3;
4.21;
2.6.1;
2.6.2;
3.2;
3.4;
3.7;
3.8;
3.11 СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Территориального отдела в г. Сызрани Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области N 17-01/182 от 01 апреля 2013 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Обосновывая заявленные требования, заявитель вину в совершении правонарушения считает недоказанной, в суд первой инстанции им были представлены возражения относительно оспариваемого им постановления, которые заключаются в следующем.
Относительно указания ответчика на то, что группы скомплектованы без учета возраста детей и подростков.
Заявитель ссылается на то, что данное нарушение устранено до окончания проверки Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани.
Распределение воспитанников по группам в соответствии с
п. 1.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03, что подтверждает Распределение воспитанников по группам на 25.03.2013 года.
Количество групп в младшей группе составляет 10 человек.
Несовершеннолетние проживают в Государственном казенном учреждении Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" временно на период реабилитации сроком от 3 до 6 месяцев. Наполнение по группам непостоянно и продиктовано социальными условиями, а именно возникновением социальной опасности проживания ребенка в семье и необходимости его изъятия и помещения в реабилитационный центр.
В данном случае сложилась необходимость принятия детей, превышающих нормы наполнения, указанные в
пункте 1.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03, при этом общая наполняемость Государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" не была превышена, к тому же проектная вместимость здания рассчитана на 120 человек, площадь Центра составляет 1675 кв. м.
В момент проверки в Государственном казенном учреждении Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" момент проверки в Государственном казенном учреждении Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" находилось 24 воспитанника.
Принимать детей по возрастному принципу не представляется возможным, так как наполняемость учреждения находится в рамках государственного задания (пункт 2.5. Устава) Государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, где плановое количество койко-дней на 2013 год составляет 7010.
В соответствии с Распределением воспитанников по группам на 25.03.2013 года численность групп не превышала 9 человек.
Теневые навесы не закрыты с трех сторон (для защиты от ветра). Ремонт теневых навесов предусмотрен бюджетной сметой учреждения на 2013 год и включено в План мероприятий по текущему осмотру и ремонту здания и сооружений ГКУ СО "Октябрьский СРЦН" на 2013 год Государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" на 2013 год на 3 квартал.
В группе дошкольников размещено более 4 воспитанников в одной спальне (10 детей). Государственное казенное учреждение Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" находится в приспособленном здании бывшего детского сада.
Спальня дошкольников, в которой находилось на момент проверки 10 человек, располагается в бывшей спальне детского сада, вместимость которой 20 человек.
При этом на группу дошкольников в смену согласно штатного расписания учреждения приходится один воспитатель, если провести перепланировку спальни и отгородить комнаты по 4 ребенка в каждой, как указано в
пункте 2.2.7.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03, то в ночное время дежурство одного воспитателя недостаточно, так как воспитатель должен постоянно находиться в спальне детей, а увеличение штатного расписания требует выделения дополнительных средств на заработную плату, что не представляется возможным.
Отсутствует комната личной гигиены девочек. Комната личной гигиены девочек в Государственном казенном учреждении Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", располагается перед душевой и туалетом девочек, никаких требований к оборудованию этого помещения в
пункте 2.2.7.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03 не прописано и наличие данного замечания не обосновано.
Отсутствует место для стирки личных вещей (носки, гольфы, колготы и др.).
Наличие данного замечания не обоснованно, так как место такое имеется, но на момент проверки стиральная машина для стирки личных вещей (носки, гольфы, колготы и др.) находилась в ремонте, что подтверждено квитанцией и актом выполненных работ. Стиральная машина отремонтирована и установлена в соответствующее место.
Моечная для столовой и кухонной посуды не отделена от кухни оборудованием или перегородками - экранами высотой 2 м, перед обеденным залом не предусмотрены раковины для мытья рук; используются деревянные разделочные столы для сырого мяса, рыбы, для птицы; мытье кухонной и столовой посуды осуществляется в одной двухсекционной ванне; чистую столовую посуду хранят на открытых стеллажах; покрытие стен и потолка медицинского кабинета не позволяет проведение уборки (мытье) и дезинфекцию.
Для устранения перечисленных нарушений требуются большие финансовые затраты.
С этой целью в январе 2013 года повторно были поданы заявки в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области на включение в областную целевую программу "Развитие системы государственной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Самарской области на 2014 - 2017 годы", согласно которой будет производиться финансирование, что подтверждено копиями заявок на включение в областную целевую программу "Развитие системы государственной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Самарской области на 2014 - 2017 годы", списка на приобретение оборудования для пищеблока и медицинского кабинета, дефектных ведомостей и локальных сметных расчетов.
Нарушена целостность гигиенического покрытия стен и потолков в спортивном зале. Данное нарушение было устранено 25.03.2013 года, что подтверждено накладной на приобретение гипсовой штукатурки и водоэмульсионной краски и актом выполненных работ.
В туалете для дошкольников, в туалете для мальчиков, в туалете для девочек, в прачечной, в гладильной, кабинете врача-педиатра в приемном отделении; местами нарушена целостность гигиенического покрытия полов в помещениях пребывания детей дошкольного возраста, линолеум имеет щели, дефекты, в туалетных помещениях унитазы не оборудованы закрывающимися (без запоров) кабинами высотой 1,2 м на расстоянии 15 см от пола. Устранение данных нарушений предусмотрено бюджетной сметой учреждения на 2013 год и включено в План мероприятий по текущему осмотру и ремонту здания и сооружений Государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" на 2013 год на 2 и 4 квартал.
Установлен один общий стол для занятий в группе дошкольников.
Данное нарушение устранено. В группу дошкольников добавлены два стола, которые в момент проверки находились в кабинете логопеда. В настоящее время количество столов соответствует
пункту 2.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03.
Туалетное помещение для дошкольников не обеспечено достаточным количеством унитазов (менее 1 на 4 человека); туалет для мальчиков школьного возраста не оборудован писсуаром (из расчета не менее 1 на 5 мальчиков), отсутствуют ногомойки.
Государственное казенное учреждение Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" находится в приспособленном здании бывшего детского сада, построенного по типовому проекту. Установка дополнительного унитаза, писсуаров и ногомоек не предусмотрено проектом и площадью туалетных комнат. К тому же количество дошкольников не постоянно. На момент проверки оно не соответствовало по количеству унитазов
пункту 2.4.20, в настоящее время соответствует ввиду выбытия детей.
Душевые кабины оборудованы недостаточным количеством рожков (менее 1 на 5 человек).
По мнению заявителя, данное нарушение является не обоснованным, так как количество мальчиков в группе является непостоянным, чаще не превышает 5 человек. К тому же установлена одна душевая кабина для мальчиков школьного возраста. Воспитанники принимают душ по одному. Установка дополнительного рожка является нецелесообразным.
В туалетных комнатах нагревательные приборы системы отопления не ограждены съемными деревянными решетками. Данное нарушение устранено. Приобретен деревянный плинтус, из которого изготовлена съемная деревянная решетка.
В приемном отделении отсутствует санитарный пропускник-приемник, помещение для одевания воспитанников, дезинфекционная камера, буфетная - раздаточная с 3-секционной мойкой, раздевалка для персонала. Неполный набор помещений приемного отделения Государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", не соответствующий
пункту 2.2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03 объясняется тем, что приемного отделения для обследования детей в Центре нет, а имеется одно стационарное отделение. Дети, поступающие в Государственное казенное учреждение Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" проходят полное медицинское обследование в Центральных городских больницах и принимаются только с полным пакетом медицинских документов.
Приемное отделение Центра состоит из кабинета первичного осмотра, кабинета врачебного осмотра, помещения для обработки против педикулеза, санитарный узел с душевой и туалетом, изолятор на одну палату на два человека. Дети, прибывшие в Центр с полным пакетом медицинских документов, проходят осмотр медицинским персоналом Центра, полностью раздеваются, принимают душ. Одежда, в которой поступают дети не проходят дезинфекционную камеру, а возвращаются сопровождающим в помещении первичного осмотра приемного отделения. Поэтому нет необходимости приобретения дорогостоящей дезинфекционной камеры. После этого дети поступают сразу в стационарное отделение. Для открытия приемного отделения Центру необходимо введение в штат трех дополнительных единиц медицинского персонала. Расширение приемного отделения и приведение его к нормам, указанным в
пункте 2.2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03 не предусмотрено проектным решением здания, построенного по типовому проекту.
Отсутствует специально отведенное помещение или место для уборочного инвентаря, оборудованное поддоном с подводкой холодной и горячей воды. Данное помещение имеется, оно переоборудовано из душевой сотрудников, что не требовалось дополнительных затрат.
Согласно выполненным инструментальным измерениям показатели температуры в группе девочек (центре групповой комнаты), в младшей группе (центре групповой комнаты), группе мальчиков (центре групповой комнаты) превышают допустимые значения, фактические значения по относительной влажности (т. N 1-5) низкие.
Замер относительной влажности проводился в марте, когда температура воздуха на улице составляла +5 градусов, а температура воды в системе отопления + 60, поэтому показатель влажности был низким.
Государственное казенное учреждение Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" направило письмо на включение в договор N 94/02 от 01.03.2013 года, заключенным с Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Самарской области в г. Сызрани, дополнительного исследования микроклимата групповых комнат.
20 мая 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Суд посчитал возражения заявителя в большей части обоснованными и подтвержденными доказательствами и, исходя из смысла
части 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал, что фотоматериалы и какие-либо иные доказательства, подтверждающие наличие на момент проверки вышеуказанных фактов нарушений (группы скомплектованы без учета возраста детей и подростков; отсутствует комната личной гигиены девочек; место для стирки личных вещей (носки, гольфы, колготы и др.); установлен один общий стол для занятий в группе дошкольников; отсутствует специально отведенное помещение или место для уборочного инвентаря, оборудованное поддоном с подводкой холодной и горячей воды), в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
Таким образом, судом сделан вывод, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, в части вышеперечисленных фактов в то время как обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности согласно
части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена именно на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В оспариваемом постановлении указано на нарушения: в группе дошкольников размещено более 4 воспитанников в одной спальне (10 детей); туалетное помещение для дошкольников не обеспечено достаточным количеством унитазов (менее 1 на 4 человека), туалет для мальчиков школьного возраста не оборудован писсуаром (из расчета не менее 1 на 5 мальчиков), отсутствуют ногомойки; душевые кабины оборудованы недостаточным количеством рожков (менее 1 на 5 человек); в приемном отделении отсутствует санитарный пропускник-приемник, помещение для одевания воспитанников, дезинфекционная камера, буфетная - раздаточная с 3-секционной мойкой, раздевалка для персонала.
Анализируя содержание требований
СанПиН 2.4.1201-03 в отношении указанных нарушений, суд установил, что их исполнение возможно лишь при планировании и проектировании здания социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, а в отношении уже построенного здания - лишь в случае реконструкции либо изменения функционального назначения какого-либо помещения.
Указанные стадии создания зданий и иных объектов и эксплуатация построенных зданий значительно различаются по возможностям соблюдения требований санитарных правил, поскольку допустимые и реально исполнимые на стадиях проектирования, строительства и реконструкции требования санитарных правил не могут быть в полном объеме соблюдены в здании, введенном в эксплуатацию до принятия новых правил.
В соответствии с техническим паспортом, здание, в которых осуществляется деятельность социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, построено в 1984 г., тогда как
СанПиН 2.4.1201-03 введен в действие с 2003 года.
В связи с этим действия заявителя следует оценивать, исходя из наличия у него возможности соблюдения требований новых санитарных правил в процессе эксплуатации зданий школы-интерната без проектирования, строительства и реконструкции.
Сведения об изменении функционального назначения какого-либо помещения, не соответствующего расчетным требованиям
СанПиН 2.4.1201-03, в материалах дела отсутствуют.
Существующие отрасли права содержат правовые гарантии, ограничивающие распространение вновь вводимых правовых норм, ухудшающих существующее положение.
Согласно
пункту 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 17.05.1994 года N 18-38) на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
СНиП 10-01-94 утратил силу с 1 октября 2003 года в связи с изданием Постановления Госстроя РФ от 10.09.2003 года N 164.
Однако аналогичное положение имелось и в
Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной Приказом МЧС России от 17 марта 2003 года N 132.
Пункт 56 настоящей Инструкции предусматривает, что при осуществлении мероприятий по контролю на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Аналогичное положение имеется и в
пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которому на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Следовательно, указанные правовые нормы запрещали придавать обратную силу тем требованиям новых нормативных документов, которые могли быть учтены лишь при проектировании и строительстве здания.
Учитывая, что СП 4076-86 в нарушение общеправовых принципов не содержит гарантий, регулирующих действия санитарных правил во времени, суд первой инстанции счел возможным применить к спорной ситуации положения
пункта 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд применил норму права, регулирующую сходные отношения по
пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Доказательства того, что дальнейшая эксплуатация зданий школы-интерната приведет к недопустимому риску для жизни и здоровья детей, в материалы дела не представлены.
В силу
статьи 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в том числе состоит из
Конституции РФ.
Таким образом, указание в постановлении вышеперечисленных нарушений со ссылками на более поздние нормативные акты является необоснованным и незаконным.
В постановлении о назначении административного наказания указано на нарушения: теневые навесы не закрыты с трех сторон (для защиты от ветра); моечная для столовой и кухонной посуды не отделена от кухни оборудованием или перегородками-экранами высотой 2 м; перед обеденным залом не предусмотрены раковины для мытья рук; нарушена целостность гигиенического покрытия стен и потолков в спортивном зале, в туалете для дошкольников, в туалете для мальчиков, в туалете для девочек, в прачечной, в гладильной, кабинете врача-педиатра в приемном отделении; местами нарушена целостность гигиенического покрытия полов в помещениях пребывания детей дошкольного возраста, линолеум имеет щели, дефекты; в туалетных помещениях унитазы не оборудованы закрывающимися (без запоров) кабинами высотой 1,2 м на расстоянии 15 см от пола; в туалетных комнатах нагревательные приборы системы отопления не ограждены съемными деревянными решетками; покрытие стен и потолка медицинского кабинета не позволяет проведение уборки (мытье) и дезинфекцию; используются деревянные разделочные столы для сырого мяса, рыбы, для птицы; мытье кухонной и столовой посуды осуществляется в одной двухсекционной ванне; чистую столовую посуду хранят на открытых стеллажах.
Судом установлено, что выполнение требований
СанПиН 2.4.1201-03 в отношении указанных нарушений внесено в план текущего ремонта Государственного казенного учреждения Самарской области "Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" на 2013 год и в заявки главному распорядителю бюджетных средств - министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области еще до проведения проверки Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани.
Заявителем в материалы дела были представлены письма учредителю с требованиями о выделении соответствующих денежных средств, расчет расхода полученных денежных средств на исполнение ранее выданных предписаний отдела Роспотребнадзора, а также первичные документы, подтверждающие достоверность данного расчета.
Указанные документы свидетельствуют, что заявитель предпринимал активные действия на получение финансирования мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, при получении данных средств эффективно и своевременно ими распоряжался, направляя их на выполнение санитарно-эпидемиологических требований.
При этом, финансирование ГКУ СО "Октябрьский СРЦН" является недостаточным для соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных законодательством.
Таким образом, вопрос о применении юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона имеет значение при установлении факта наличия у него возможности для их соблюдения.
Бюджетное финансирование расходов заявителя характеризуется тем, что все требуемые законами и нормативными правовыми актами расходы обеспечиваются денежными средствами, выделяемыми главным распорядителем бюджетных средств на строго определенные цели, указанные в смете расходов на текущий год.
Доказательства того, что учреждение имело возможность для соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований вследствие полного финансирования таких мероприятий, наличия достаточных внебюджетных источников, наличия необходимых материально-технических ресурсов на складе, ответчиком не представлены.
В оспариваемом постановлении ответчик указал, что количество воспитанников в младшей группе составляет 10 человек; отсутствует 2 комплекта съемных чехлов для мягкой мебели в групповых; согласно выполненным инструментальным измерениям показатели температуры в группе девочек (центре групповой комнаты), в младшей группе (центре групповой комнаты), группе мальчиков (центре групповой комнаты) превышают допустимые значения, фактические значения по относительной влажности (т. N 1-5) низкие; допущено использование эмалированной посуды с отбитой эмалью (емкости для обработки яиц), что заявителем не отрицается.
Доказательства, опровергающие фактические обстоятельства, установленные проверкой и отраженные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, в материалах отсутствуют, что свидетельствует о событии административных правонарушений, ответственность за которые установлена
частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Однако арбитражный суд правомерно посчитал о наличии оснований для применения положений
статьи 2.9. КоАП РФ в данном конкретном случае.
Учитывая положения
пункта 18. Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 2 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу
частей 2 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Вышеуказанные нарушения являются устранимыми и были фактически устранены заявителем, что подтверждено материалами дела.
При этом суд учитывает, что в ГКУ СО "Октябрьский СРЦН" в силу специфики деятельности состав групп является непостоянным, показатели температуры связаны с кратковременным потеплением погоды при неизменной температуре отопительных приборов, отсутствие 2 комплектов съемных чехлов для мягкой мебели 1984 года выпуска и использование эмалированной посуды с отбитой эмалью не несет существенной угрозы.
С учетом обстоятельств дела, несмотря на наличие факта нарушения заявителем требований санитарно-эпидемиологического законодательства, существенная угроза общественным отношениям административным органом не доказана.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что правонарушение, совершенное заявителем, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем, расценил данное правонарушение как малозначительное, и на основании
статьи 2.9 КоАП освободил заявителя от административной ответственности, объявив заявителю устное замечание.
При наличии указанных обстоятельств, объявление устного замечания является достаточной и целесообразной мерой реагирования государства и достигнет целей предупреждения совершения новых правонарушений этим правонарушителем.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу
статей 268,
270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2013 года по делу N А55-7411/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК