Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 по делу N А55-5032/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А55-5032/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А55-5032/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. по делу N А55-5032/2010
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 июня 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Драгоценновой И.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Бобылева М.В., доверенность от 24.03.2010 г. N 205,
от административного органа - Шукшин Е.Е., доверенность от 20.01.2010 г. N 319-2-2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Муниципального предприятия г.о. Самара "Самарский метрополитен" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2010 года
по делу N А55-5032/2010 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Муниципального предприятия г.о. Самара "Самарский метрополитен", г. Самара,
к Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное предприятие г.о. Самара Самарский метрополитен (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Самарской области (далее административный орган) N 21 от 25.02.2010 г. о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2010 года по делу N А55-5032/2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование.
Административный орган считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением административного органа от 25.02.2010 года, заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанная норма предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для вынесения указанного постановления, явились следующие обстоятельства:
В ходе внеплановой проверки, проходившей в период с 15 ч. 00 мин. 03.02.2010 г. по 14 ч. 00 мин. 15.02.2010 г. территории, зданий и сооружений МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" (станции метро "Победа"), расположенной по адресу: г. Самара, пересечение улиц Победы и 22 Партсъезда, проверяющие пришли к выводу о нарушении заявителем требований пожарной безопасности, установленных: пунктами 3., 38., 40., 52., 53. "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный номер 4838, введенных в действие 30.06.2003 г.; пунктом 4.3 Строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*) "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие с 01 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. N 18-7. Изменение N 1, принято Постановлением Госстроя России от 3 июня 1999 г. N 41; и введено в действие с 01 июля 1999 г. Изменение N 2, принято Постановлением Госстроя России от 19 июля 2002 г. N 90 и введено в действие с 01.07.2002 г.; пунктом 5.16.17 Строительных норм и правил (СНиП 32-02-2003) "Метрополитены", принятых и введенных в действие с 01 января 2004 г. постановлением Госстроя России от 27 июня 2003 г. N 120; пунктами 5.16.6.8., 5.16.6.9. Свода правил по проектированию и строительству (СП 32-105-2004) Метрополитены".
Нарушения выразились в следующем: эвакуационный путь из платформенного зала (путь, ведущий в вестибюль N 1) загроможден металлическими предметами (установлены переносные ограждения, строительные леса) (п. 53. ППБ 01-03); запоры на дверях эвакуационного выхода (выход из вестибюля N 1 в подземный переход) не обеспечивают людям, находящимся внутри сооружения, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (двери эвакуационного выхода закрыты на замок) (п. п. 52., 53. ППБ 01-03); произведены изменения объемно-планировочных решений (размещены торговые киоски), в результате которых, ухудшились условия безопасной эвакуации людей (проект ОК-20-2.5-ТХ размещения торговых киосков в подуличных переходах, примыкающих к вестибюлям станций Самарского метрополитена, объекты участка 1-ой очереди метрополитена, выполнен институтом "Самараметропроект" в марте 2005 г.); ширина прохода на лестнице схода N 3 менее 4,5 метров (фактически 4,4 метра); ширина прохода в подуличном переходе между сходами N 3 и N 4 (вдоль улицы Победы) менее 3,0 метров (фактически 2,75 метра); ширина прохода в подуличном переходе между сходами N 1 и N 3 (вдоль улицы 22 Партсъезда, в районе выхода из вестибюля N 2, со стороны схода N 3) менее 3,1 метра (фактически 2,9 метров); ширина прохода в подуличном переходе между сходами N 1 и N 3 (вдоль улицы 22 Партсъезда, между входом и выходом из вестибюля N 2) менее 3,85 метров (фактически 3,25 метра); ширина "прохода в подуличном переходе между сходами N 1 и N 3 (вдоль улицы 22 Партсъезда, в районе входа в вестибюль N 2, со стороны схода N 1) менее 3,2 метров (фактически 2,8 метра); ширина"прохода в подуличном переходе между сходами N 1 и N 2 (вдоль улицы Победы) менее 3,0 метров (фактически 2,35 метра) (п. п. 3., 38., 40. ППБ 01-03, п. 4.3 СНиП 21-01-97); торговые зоны, павильоны, киоски не разделены на группы, составляющие не более 5 объектов. Длина одной группы в плане не должна превышать 15 метров (п. 3. ППБ 01-03, п. 5.16.6.9. СП 32-105-2004); безопасность людей при пожаре торговых зон не подтверждена расчетом согласно ГОСТ 12.1.004 (п. 3. ППБ 01-03, п. 5.16.17 СНиП 32-02-2003, п. 5.16.6.8. СП 32-105-2004).
15.02.2010 г. Заместителем начальника УГПН по Самарской области в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 21 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии исполняющего обязанности директора предприятия Шамина С.В. действующего на основании Приказа от 29.01.2010 г. N 131.
Данное дело об административном правонарушении было рассмотрено 25.02.2010 г. с соблюдением требований ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, так же в присутствии Шамина С.В.
В качестве оснований для признания недействительным и отмене постановления, заявитель указывает на то, что административный орган не вправе проводит проверки на опасных производственных объектах, к которым относится дистанция метрополитена. Такие проверки вправе проводить Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Кроме того, заявитель указывает на то, что имеющиеся отступления от требований СНиПов и проектной документации не могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, поскольку метрополитен функционирует с нагрузкой (объемом пассажиропотока) значительно ниже проектной. Предприятие указывает также на недопустимость ссылок административного органа на действующие СНиПы, поскольку после строительства метрополитена они претерпели значительные изменения.
Довод о превышении должностными лицами административного органа своих полномочий при проведении проверки не соответствует действующему законодательству.
Проверяемый объект заявителя в соответствии с приложением "Б" к СНИП 32-02-2003 "Метрополитены" характеризируется как вид электрифицированного (подземного, наземного) пассажирского транспорта.
Положением об управлении по технологическому и экологическому надзору не предусмотрено осуществление государственного пожарного надзора на эксплуатируемых подземных сооружениях. О чем свидетельствует письмо Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области от 31.08.2007 г. N 19-05/4577, приобщенное к материалам дела в качестве приложения к отзыву Управления пожарного надзора.
Доводы заявителя об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности так же не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Метрополитен нарушил пункты 52., 53. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03. Утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313. Зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 г. Регистрационный N 4838), загромоздив металлическими предметами (переносные ограждения, строительные леса) эвакуационный путь из платформенного зала (путь, ведущий в вестибюль N 1) и не обеспечив людям, находящимся внутри сооружения, возможность свободного открывания запоров на дверях эвакуационного выхода (выход из вестибюля N 1 в подземный переход) изнутри без ключа (двери эвакуационного выхода закрыты на замок). Этими же деяниями метрополитен нарушил пп. В п. 2.1. Правил пожарной безопасности на метрополитенах (ППБО 147-88). ППБ 01-03 относятся к нормативным документам по пожарной безопасности. Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования к ширине и количеству эвакуационных выходов на станции метро "Победа" установлены проектом. В соответствии с проектом со станции предусмотрено два эвакуационных выхода. Согласно пункту 4.3 Строительных норм и правил 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие с 01.01.1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7) в процессе эксплуатации объекта следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке. Из чего следует, что объект должен эксплуатироваться в соответствии с проектом и действующим законодательством, а загромождение и тем более закрытие на замок эвакуационных выходов противоречит действующему законодательству РФ о пожарной безопасности.
Строительные нормы и правила 21-01-97* устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (п. 1.1 СНиП 21-01-97).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Доводы заявителя, о существенно более низкой загруженности метрополитена пассажирами по сравнению с проектной и возможностью в связи с этим, вносить изменения в его эксплуатационные характеристики (закрытие второго вестибюля, установка торговых киосков с нарушением требований проектной документации и др.) не могут служит основанием, для признания незаконным оспариваемого постановления.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что факт совершения правонарушения заявителем, материалами дела подтверждается. Нарушений требований КоАП РФ, при составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2010 года по делу N А55-5032/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.М.РОГАЛЕВА