Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 07.04.2011 N ВАС-3956/11 отказано в передаче дела N А55-17641/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.02.2011 по делу N А55-17641/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 N 11АП-12097/2010 по делу N А55-17641/2010
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 N 11АП-12097/2010 по делу N А55-17641/2010
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2010 г. по делу N А55-17641/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горяевой Н.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск - Сухорукова А.В. (доверенность от 26.07.2010 N 438),
представителя Главного управления МЧС России по Самарской области, представляемого отделом государственного пожарного надзора г. Жигулевска - Бардина С.А. (доверенность от 31.03.2010 N 2024-1),
представитель муниципального учреждения культуры дом культуры "Юбилейный" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 октября 2010 года по делу N А55-17641/2010 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Жигулевск, г. Самара,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, представляемое отделом государственного пожарного надзора г. Жигулевск, Самарская область, г. Жигулевск,
третье лицо: муниципальное учреждение культуры дом культуры "Юбилейный", Самарская область, г. Жигулевск,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.08.2010 N 168,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск (далее - Комитет, КУМИ) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения требований) о признании незаконным и отмене постановления отдела государственного пожарного надзора г. Жигулевск Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - МЧС, ОГПН г. Жигулевск) от 02.08.2010 N 168 о назначении административного наказания по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 2, 26).
Определением суда от 07.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное учреждение культуры дом культуры "Юбилейный" (л.д. 36).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2010 по делу N А55-17641/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 78-79).
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу (л.д. 82).
ОГПН г. Жигулевск апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель ОГПН г. Жигулевск отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в пояснении по делу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, пояснении по делу и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.07.2010 сотрудниками отдела государственного пожарного надзора г. Жигулевск Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области проведены мероприятия по контролю в отношении Муниципального учреждения культуры Дом культуры "Юбилейный", в ходе которых выявлены нарушения правил пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 27.07.2010 N 95.
27.07.2010 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск составлен протокол N 168 об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законный представитель заявителя при составлении протокола присутствовал и давал объяснения (л.д. 31-31).
Рассмотрев материалы дела ОГПН г. Жигулевск ГУ МЧС России по Самарской области 02.08.2010 вынесено постановлением N 168 о привлечении Комитета к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ и наложен штраф в размере 20000 руб. (л.д. 35).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель был извещен, о чем свидетельствует его подпись в протоколе (л.д. 32).
Поводом для привлечения Комитета к административной ответственности послужили выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03), а именно: эксплуатация светильников со снятыми плафонами (п. 60 ППБ 01-03); соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей выполнены без помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (п. 57 ППБ 01-03, ПУЭ п. 2.1.21); наружная пожарная лестница не подвергнута эксплуатационным испытаниям (п. 41 ППБ 01-03); отсутствует договор со специализированной организацией, имеющей лицензию, на обслуживание систем пожарной автоматики (п. 96 ППБ 01-03); установка пожарной автоматики в неисправном состоянии (п. 98 ППБ 01-03); в электросети отсутствуют автоматы электрозащиты типа УЗО (п. 1.7.57 ПУЭ).
Комитет считает постановление ОГПН г. Жигулевск незаконным, ссылается на то, что не является органом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности в здании Дома культуры "Юбилейный".
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Согласно статье 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания Дома культуры "Юбилейный", расположенного по адресу Самарская область, г. Жигулевск, ул. Никитина, 9 подтверждается имеющимися в материалах дела актом проверки от 27.07.2010 N 95 (л.д. 7-9), протоколом об административном правонарушении от 27.07.2010 N 168.
Как видно из материалов дела, Постановлением Мэра городского округа Жигулевск от 17.05.2010 N 965 на территории г.о.Жилулевск введен особый противопожарный режим до особого распоряжения.
Здание Дома культуры "Юбилейный", расположенное по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Никитина, 9 является муниципальной собственностью городского округа Жигулевск.
На основании договора от 06.05.2005 N 98, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск и Муниципальным учреждением культуры Дом культуры "Юбилейный" спорное здание передано в оперативное управление последнего.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Аналогичная норма содержится в пункте 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации - собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику этого имущества.
Согласно статье 210 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В силу положений части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Жигулевск (утвержден решением Думы г.о.Жигулевск от 27.12.2006 N 136), КУМИ является уполномоченным отраслевым органом Администрации по организации и обеспечению реализации ее полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом на территории городского округа.
В абзаце 6 пункта 2.1. вышеназванного Положения установлено, что одной из основных задач Комитета является осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Дом культуры "Юбилейный" находится в муниципальной собственности городского округа Жигулевск и в соответствии со статьей 210 ГК РФ и статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" на КУМИ лежит обязанность по содержанию данного имущества, в том числе и в области обеспечения соблюдения правил пожарной безопасности.
Устройство приобретения и установка специального оборудования длительного пользования, обеспечение его технического обслуживания и работоспособности, является компетенцией собственника, следовательно, КУМИ является субъектом указанного административного правонарушения.
Суд первой инстанции правильно указал, что КУМИ не представило доказательств, подтверждающих, что несоблюдение правил пожарной безопасности допущено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
Следовательно, вывод административного органа о наличии в действиях КУМИ состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, является правильным.
Ссылка КУМИ на необходимость привлечения к административной ответственности непосредственно руководителя организации - МУК ДК "Юбилейный" является несостоятельной.
В ходе проведения проверки противопожарного состояния указанного объекта, помимо нарушений капитального характера, выявлено также ряд нарушений противопожарного режима, за которое к административной ответственности, согласно постановления от 27.07.2010 N 167, привлечен директор МУК ДК "Юбилейный" Шилов А.И.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности, поэтому правомерно отказал КУМИ в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 октября 2010 года по делу N А55-17641/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА