Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2023 N Ф06-4229/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 N 11АП-3380/2023 по делу N А72-14196/2022
Требование: О признании незаконным отказа административного органа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, об обязании выдать разрешение.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 N 11АП-3380/2023 по делу N А72-14196/2022
Требование: О признании незаконным отказа административного органа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке, об обязании выдать разрешение.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2023 г. по делу N А72-14196/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Конструктив" - представителей Рябуша Л.В. (доверенность от 01.09.2022), Узбекова Р.Ф. (паспорт),
от Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещено,
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Конструктив"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2023 года по делу N А72-14196/2022 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Конструктив" (ОГРН: 1127325006490, ИНН: 7325116265), г. Ульяновск
к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска (ОГРН: 1167325054929, ИНН: 7325143572), г. Ульяновск,
третье лицо - Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (ОГРН: 1047301019810, ИНН: 7325050261), г. Ульяновск
об оспаривании отказа N 01-13/7731 от 05.08.2022 в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Конструктив" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа N 01-13/7731 от 05.08.2022 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040806:124 по ул. Казанской, д. 8 в Ленинском районе города Ульяновска, об обязании выдать ООО "Конструктив" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участка с кадастровым номером 73:24:040806:124 по ул. Казанской, д. 8 в Ленинском районе города Ульяновска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2023 года в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Конструктив" требований к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2023 года по делу N А72-14196/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2023 года по делу N А72-14196/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителя апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании
статей 156 и
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей заинтересованного лица и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Конструктив" является собственником земельного участка площадью 845,9 кв. м с кадастровым номером 73:24:040806:124 по ул. Казанской, д. 8 в Ленинском районе города Ульяновска, на котором обществом планируется строительство многоквартирного жилого дома.
ООО "Конструктив" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на указанном земельном участке, в ответ на которое получило отказ от 05.08.2022 N 01-13/7731 по следующим основаниям:
"Представленная проектная документация шифр 33-21, разработанная ООО "Кангро-Проект", не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 14.07.2021 N РФ-73-2-73-0-00-2021-0563, а именно:
Зона допустимого размещения объекта дана при условии соблюдения действующих норм (противопожарных, санитарных норм, требований технических регламентов, СанПиН и других нормативных документов).
- Проектируемый объект (степень огнестойкости здания II) расположен на расстоянии 3,26 м до хозяйственной постройки по ул. Казанской, 10; на расстоянии 6,40 м до хозяйственной постройки по ул. Казанской, 10; на расстоянии 6,12 м до хозяйственной постройки по 1 пер. Казанскому, 10; на расстоянии. 8,5 м до индивидуального жилого дома по ул. Казанской, 6; в тупике пожарного проезда отсутствует разворотная площадка для пожарной машины 15x15 м, пожарный проезд размещен с одной продольной стороны, расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен жилого здания составляет менее 5 м, что противоречит нормам
СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (
Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288).
- Отсутствует согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска в порядке, предусмотренном статьей 20 Правил землепользования и застройки МО "город "Ульяновск" и Положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (с изменениями)."
Не согласившись с вынесенным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований указывает, что застройщиком был собран весь необходимый и предусмотренный
статьей 51 ГрК РФ пакет документов, а также получено Положительное заключение негосударственной экспертизы, выданное ООО "Базис" N 73-2-1-3-006868-2022 от 09.02.2022 г.
Согласно указанному заключению проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома выполнена в полном соответствии с градостроительными нормами; в указанном заключении экспертизы имеется обоснование сокращения расстояния до других построек и отсутствие кругового пожарного проезда.
Требование о согласовании архитектурно-строительного облика незаконно, поскольку не соответствует нормам
ГрК РФ.
Выданный Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска градостроительный план N РФ-73-2-73-0-00-2021-0563 от 14.07.2021 земельного участка с кадастровым номером 73:24:040806:124 каких-либо ограничений и сведений об особых требованиях к застройке территории не содержит. В отношении данного земельного участка не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; данный земельный участок в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения не расположен.
Таким образом, ввиду наличия полного пакета документов, соответствующих градостроительным нормам, и отсутствия оснований в выдаче отказа, Общество считает действия Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска незаконными и несоответствующими
ст. 51 ГрК РФ.
Ответчик требования не признал, указал, что представленная заявителем проектная документация не соответствовала требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, и не было получено согласование архитектурно-градостроительного облика проектируемого объекта.
В положительном заключении негосударственной экспертизы проектной документации от 09.02.2022 N 73-2-1-3-006868-2022, подготовленном ООО "Базис", допущено уменьшение противопожарных расстояний, без учета требований к параметрам проездов и подъездов для пожарной техники. Пожарный проезд к зданию является не сквозным, а тупиковым, отсутствует разворотная площадка
В п. 2.3 градостроительного плана земельного участка указано, что до получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства необходимо согласование архитектурно-градостроительного облика вновь возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 N 166.
Согласно протоколу заседания Комиссии по градостроительству и архитектуре при Едином градостроительном совете при Губернаторе Ульяновской области от 14.04.2022 N 60-ПС проектной организации рекомендовано учесть в дальнейшей работе следующие комментарии и замечания:
- пересмотреть планировочное решение планируемых на последующих этапах секций жилого комплекса с целью исключения формирования перекрестка улиц Казанской и Симбирской путем выхода на него торцевых фасадов;
- проработать вопрос возможности принятия городскими инженерными сетями дополнительной нагрузки от планируемого жилого комплекса и, при необходимости, обеспечить реализацию необходимых мероприятий;
- принять во внимание существующие профили улиц Казанской и Симбирской и обеспечить, при необходимости, их частичную или полную реконструкцию;
- рассмотреть возможность увеличения буферной зоны от рассматриваемого жилого комплекса до ближайших объектов индивидуальной жилой застройки.
Письмом Управления от 06.10.2022 N 01-13/9704 ООО "Конструктив" отказано в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта по ул. Казанской, д. 8.
Таким образом, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство выдан в строгом соответствии с требованиями законодательства, в том числе с требованиями
частей 7,
12,
13 статьи 51 ГрК РФ.
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области в письменном отзыве указывает, что на основании поручения прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска (исх. N 07-04-2022 от 28.08.2022) 29.08.2022 сотрудниками Управления был осуществлен осмотр территории проектируемого объекта и ознакомление с проектной документацией (шифр N 33-21), подготовленной Обществом с ограниченной ответственностью "КАНГРО-ПРОЕКТ".
Проектными решениями подъезд пожарных автомобилей к многоквартирному жилому дому предусмотрен с одной продольной стороны. Проектом предусмотрено, что со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует, устраиваются наружные открытые лестницы, связывающие балконы смежных этажей между собой. Таким образом, допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей с одной продольной стороны.
В соответствии с
пунктом 4.3 СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния между объектами защиты допускается уменьшать в случаях, оговоренных нормативными документами по пожарной безопасности, а также при условии подтверждения нераспространения пожара между конкретными зданиями, сооружениями по методике в соответствии с Приложением А, либо на основании результатов исследований, испытаний или расчетов по апробированным методам, опубликованным в установленном порядке. Указанное уменьшение противопожарных расстояний должно проводиться при обязательном учете требований к устройству проездов и подъездов для пожарной техники, а также обеспечении нормативной величины пожарного риска на объектах защиты.
В данном случае, не выполняются требования к подъезду для пожарной техники, а именно тупиковый подъезд не заканчивается площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров. Нарушены требования: Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123-ФЗ)
ч. 1 ст. 90; СП 4.13130.2013 п. 8.13.
В рассматриваемом случае не допускается уменьшение противопожарных расстояний теплотехническим расчетом (расчетно-аналитическим обоснованием) в связи с невыполнением требований к подъезду для пожарной техники (тупиковый подъезд не заканчивается площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров).
Следовательно, усматриваются следующие нарушения требований пожарной безопасности в части несоблюдения противопожарных расстояний (разрывов):
- противопожарное расстояние (разрыв) между проектируемым многоквартирным жилым домом (степень огнестойкости II, класс конструктивной пожарной опасности СО) и хозяйственной постройкой (степень огнестойкости V, класс конструктивной пожарной опасности СЗ) по ул. Казанская, д. 10, составляет менее 15 метров (фактически 3,26 метра). Нарушены требования: ФЗ N 123-ФЗ
ч. 2 ст. 87,
ч. 6 ст. 87, табл. 21, табл. 22;
СП 4.13130.2013 табл. 1 п. 4.3. п. 4.13;
- противопожарное расстояние (разрыв) между проектируемым многоквартирным жилым домом (степень огнестойкости II, класс конструктивной пожарной опасности СО) и хозяйственной постройкой (степень огнестойкости V, класс конструктивной пожарной опасности СЗ) по ул. Казанская, д. 10, составляет менее 15 метров (фактически 6.4 метра). Нарушены требования: ФЗ N 123-ФЗ
ч. 2 ст. 87,
ч. 6 ст. 87, табл. 21, табл. 22; СП 4.13130.2013
табл. 1 п. 4.3,
п. 4.13;
- противопожарное расстояние (разрыв) между проектируемым многоквартирным жилым домом (степень огнестойкости II, класс конструктивной пожарной опасности СО) и хозяйственной постройкой (степень огнестойкости V, класс конструктивной пожарной опасности СЗ) по 1 -му Казанскому переулку, д. 10, составляет менее 15 метров (фактически 6,12 метра). Нарушены требования: ФЗ N 123-ФЗ
ч. 2 ст. 87,
ч. 6 ст. 87. табл. 21, табл. 22; СП 4.13130.2013
табл. 1 п. 4.3,
п. 4.13;
- противопожарное расстояние (разрыв) между проектируемым многоквартирным жилым домом (степень огнестойкости II, класс конструктивной пожарной опасности СО) и жилым домом (степень огнестойкости V, класс конструктивной пожарной опасности СЗ) по ул. Казанская, д. 6, составляет менее 10 метров (фактически 8,5 метра).
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со
ст. 51 ГРК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим
Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Из
части 7 ст. 51 ГРК РФ следует, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой (в частности, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства), положительного заключения экспертизы проектной документации (если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со
статьей 49 настоящего Кодекса), разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, иные).
В соответствии с
частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных
частью 7 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (
часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
На основании
статьи 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также, чтобы в случае возникновения пожара, в том числе соблюдались следующие требования:
- эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
- возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
- возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
- возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Согласно
статьи 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в
части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.
При строительстве зданий, сооружений подлежат обязательному исполнению положения Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 123-ФЗ).
Согласно
части 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Статьей 90 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 24.04.2013 N 288 утвержден
СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2013), который подлежит применению при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (пункт 1.1 правил).
Согласно
п. 4.3 СП 4.13130.2013, Минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом
пунктов 4.4 -
4.13.
Противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями допускается уменьшать при условии подтверждения предотвращения распространения пожара в соответствии с Приложением А. Указанное уменьшение должно проводиться с учетом требований к параметрам проездов и подъездов для пожарной техники. Для случаев, не подпадающих под область применения Приложения А, уменьшение противопожарных расстояний допускается при разработке дополнительных противопожарных мероприятий с подтверждением предотвращения распространения пожара на основании результатов исследований, испытаний или расчетов по апробированным методикам.
В соответствии с
пунктом 8.1 СП 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф 1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:
- оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
- при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;
- при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий. Согласно
п. 8.1.4 СП 4.13130 ширина проездов для пожарных автомобилей в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 м - при высоте зданий или сооружений до 13 м включительно; 4,2 м - при высоте зданий или сооружений от 13 м до 46 м включительно; 6 м - при высоте зданий или сооружений более 46 м.
Пунктом 8.1.6 СП 4.13130 установлено, что расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:
для зданий, сооружений высотой до 28 м включительно - 5 - 8 м;
для зданий, сооружений высотой более 28 м - 8 - 10 м.
В силу
пункта 8.1.11 СП 4.13130 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м.
В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.
Как следует из материалов дела, застройщику на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 845,9 кв. м с кадастровым номером 73:24:040806:124 по ул. Казанской, д. 8 в Ленинском районе города Ульяновска, разрешенное использование "под существующим жилым домом", расположенный в территориальной зоне Ж4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
На указанный земельный участок ООО "Конструктив" получен градостроительный план N РФ-73-2-73-0-00-2021-0563 от 14.07.2021, в п. 2.3 которого содержится требование, что при проектировании зданий, строений, сооружений должны выполняться требования сводов правил и нормы противопожарной безопасности.
Обществом подготовлена проектная документация на 5-ти этажный многоквартирный жилой дом: степень огнестойкости здания - II, класс конструктивной пожарной опасности здания - С0, класс функциональной пожарной опасности объекта -Ф1.3 (жилой дом) - получившая положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 09.02.2022 N 73-2-1-3-006868-2022, выданное ООО "Базис".
В разделе 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (шифр 33-21-ПБ) указанной проектной документации и положительного заключении негосударственной экспертизы проектной документации от 09.02.2022 N 73-2-1-3006868-2022, указано следующее.
"Нераспространение пожара на соседние многоквартирные жилые дома и здания обеспечивается противопожарными расстояниями согласно
ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и
п. 4.3,
табл. 1 СП 4.13130.2013 в зависимости от степени огнестойкости здания и класса их конструктивной пожарной опасности.
Противопожарные расстояния от проектируемого многоквартирного жилого дома II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности здания - СО до существующей застройки составляет:
- до Хозяйственной постройки ул. Казанская, 10 (V, СЗ) - 3,26 м (треб 15 м не соотв.);
- до Хозяйственной постройки ул. Казанская, 10 (V, СЗ) - 6,4 м (треб 15 м не соотв.);
- до Хозяйственной постройки 1 -й Казанский переулок, 10 (V, СЗ) -6,12 м (треб 15 м не соотв.);
- до Индивидуального жилого дома ул. Казанская, 6 (V, СЗ) - 8,5 м (треб 10 м не соотв.).
В связи с отсутствием физической возможности увеличить противопожарное расстояние от проектируемого многоквартирного жилого дома N 8 по ул. Казанская проведен теплотехнический расчет возможности сокращения противопожарных расстояний и определения безопасных противопожарных разрывов (расстояний) между зданиями для проектируемого многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Казанская, д. 8.
Проезд пожарных автомобилей к зданию предусмотрен по дороге с твердым покрытием, с ул. Казанской. Согласно ситуационному плану с южной стороны здания с одной продольной стороны предусмотрен подъезд. Ширина подъезда принимается не менее 3,5 м. Нормативное расстояние 5 м от края проезжей части до стен здания выдержано.
Высота здания от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (выход на кровлю) составляет 20,25 м"
Таким образом, в рассматриваемом случае из проектной документации, подготовленной Обществом на многоквартирный жилой дом, усматривается несоответствие противопожарных расстояний от проектируемого объекта до существующих построек по ул. Казанской: вместо требуемых 10-15 метров - фактически от 3,26 до 8,5 м.
При этом уменьшение противопожарных расстояний обосновывается только теплотехническим расчетом, хотя подъезд к зданию предусмотрен только с одной продольной стороны: к улице Казанской, с которой согласно проекту предусматривается проезд пожарных машин, планируемый объект расположен не продольной, а поперечной стороной.
Подъезд к зданию вдоль продольной стороны является тупиковым и при этом не предусматривает площадку для разворота, как того требует
п. 8.1.11 СП 4.13130.
Доводы заявителя о том, что требование о наличии разворотной площадки не распространяется на подъезды к зданиям, не относящимся к концам проезжих частей тупиковых улиц и дорог, а подъезд у зданию по ул. Казанской, 8 не является тупиковым, поэтому не должен заканчиваться площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15х15 метров, судом отклонены поскольку с ул. Казанской предусматривается проезд к зданию, а подъезд к многоквартирному жилому дому предусмотрен проектом с одной продольной стороны, и данный подъезд является тупиковым. Требование
п. 8.1.11 СП 4.13130 исходя из его буквального толкования относится как к проездам, так и к подъездам к объектам защиты, в отличие от разъяснений ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 6.10.2022, представленных заявителем; Управление МЧС, привлеченное судом к рассмотрению дела, в пояснениях также сообщило суду о выявлении нарушений требований правил, обнаруженных при выходе на строящийся объект по заданию прокуратуры.
Учитывая высоту проектируемого здания 20 м, минимальная ширина проезда для пожарных автомобилей должна составлять не 3,5 м, как указано в проектной документации, а 4,2 м, и расстояние до этого подъезда должно быть не менее 5 м (
п. 8.1.4,
8.1.6 СП 4.13130), что также в рассматриваемом случае не соблюдено.
Заявитель указывает, что в разделе проектной документации застройщика и положительном заключении экспертизы содержатся сведения, что высота здания до нижней границы оконного проема третьего этажа жилого дома, 2 степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности СО не превышена и составляет всего + 12,900 м (т.е. меньше 13 м), в связи с чем и определена ширина проезда для пожарных машин в размере 3,5 м. Однако, проектируется не трех, а пятиэтажное здание, в связи с чем доводы Общества суд первой инстанции посчитал неверными.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска правомерно установило, что проектная документация не соответствует требованиям пожарной безопасности.
В п. 2.3 градостроительного плана земельного участка от 14.07.2021 N РФ-73-2-73-0-00-2021-0563 указано, что до получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства необходимо согласование архитектурно-градостроительного облика вновь возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии со ст. 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 N 166, требование о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в обязательном порядке указывается в градостроительном плане земельного участка.
Рассмотрение архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства осуществляется в отношении вновь возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства до получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства осуществляется отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области архитектурной и градостроительной деятельности (далее - Уполномоченный орган).
Для согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства застройщик направляет в Уполномоченный орган эскизный проект.
Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в отношении вновь возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" утвержден Постановлением администрации города Ульяновска от 07.11.2017 N 2388.
Данным порядком установлен уполномоченный на согласование архитектурно-градостроительного облика объекта орган, перечень документов, необходимых для согласования, критерии согласования и основания для отказа.
Судом установлено и заявителем не оспаривалось, что Обществу отказано в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта по ул. Казанской, д. 8; решением Комиссии по градостроительству даны рекомендации застройщику, которые на дату обращения за выдачей разрешения на строительство не были выполнены.
Таким образом, представленная заявителем проектная документация не соответствовала требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, что в силу
пункта 13 ст. 51 ГрК РФ является основание для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Доводы заявителя о том, что указанные причины не могут быть основанием для отказа, суд отклонил, поскольку, как указано в
определении Конституционного суда РФ от 06.10.2015 N 2317-О, разрешение на строительство, дающее застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением установленных законом случаев), - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере, в частности при осуществлении ими полномочий по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Данные отношения в конечном счете имеют целью обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п., т.е. прав, если непосредственно в
Конституции Российской Федерации и не названных, то предопределенных такими закрепленными в ней в качестве элементов конституционно-правового статуса личности правами, как право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(статья 27, часть 1), право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(статья 41, часть 1), право на благоприятную окружающую среду
(статья 42) и ряд других.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки (
определение Верховного суда РФ от 25.12.2019 N 51 -АПА19-19).
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отказ N 01-13/7731 от 05.08.2022 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома принят в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах компетенции Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска, является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа ответчика N 01-13/7731 от 05.08.2022 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на допущенную при подготовке заключения экспертизы N 73-2-1-3-006868-2022 от 09.02.2022 техническую ошибку (опечатку) в описании проектных решений в части указания этажности жилого дома (письмо Базис экспертиза N 16/23 от 10.02.2023 года) апелляционным судом не принимается, поскольку не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа и обжалуемого решения суда первой инстанции. Указание ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела на несоблюдение ширины проезда для пожарных автомобилей, рассчитываемого с учетом высоты проектируемого здания, явилось не единственным основаниями для обоснования отказа в выдаче разрешения на строительство. Иные доводы ответчика и выводы суда о несоблюдении зоны допустимого размещения рассматриваемого объекта, а также об отсутствии согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, не опровергнуты Обществом. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и соответствуют правовой позиции, изложенной судами по делам N А72-13900/2020, N А72-4041/2022.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в суд апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., при том, что по рассматриваемой категории дел размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению плательщику из федерального бюджета согласно
ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь
ст. ст. 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2023 года по делу N А72-14196/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Конструктив" (ОГРН: 1127325006490, ИНН: 7325116265) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 40447 от 17.02.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.А.КОРАСТЕЛЕВ