Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А65-20721/2013
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении ООО к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А65-20721/2013
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении ООО к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А65-20721/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Отдела надзорной деятельности по г. Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Омикрон-Авто", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2013 г.
по делу N А65-20721/2013 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омикрон-Авто" (ИНН 1659101281, ОГРН 1101690016922), г. Казань,
к Отделу надзорной деятельности по г. Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Омикрон-Авто" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - административный орган) о признании незаконным постановления от 24 мая 2013 г. N ОКЗН-2013-0051 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен установленный
ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и
ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) десятидневный срок подачи заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В действиях заявителя имеется состав административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения не имеется.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе указывает, что от представителя административного органа заявление о пропуске срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности не поступало. Таким образом, вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обжалования, как о самостоятельном основании для отказа в удовлетворении заявленных требований, является ошибочным.
Административный орган по результатам проведенной проверки избрал в отношении заявителя максимально возможную меру ответственности.
Заявителю вменено в вину нарушение именно тех пунктов Правил противопожарного режима в Российской Федерации, соблюдение которых возложено на руководителя организации.
Применение в конкретном случае меры административного наказания в отношении юридического лица носит неоправданно карательный характер, грубо нарушает цель административного производства.
На заявителя возложена обязанность по соблюдению противопожарных, технических, санитарных и иных нормативных требований, предъявляемых к использованию объектом. При этом устройство противопожарных стен, оборудование объекта системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и пр. входит в обязанность арендодателя - собственника объекта.
На устранение выявленных нарушений заявителем были затрачены денежные средства в размере, сопоставимом с назначенным ему наказанием, заявитель деятельно раскаялся в допущенных нарушениях, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Совершенное заявителем правонарушение не причинило никому никакого вреда и, следовательно, не представляет собой существенного нарушения общественных правоотношений.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со
ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Казани по пожарному надзору - начальника ОНД по г. Казани Приказчикова Д.С. от 07 мая 2013 г. N 44 в период с 14 по 21 мая 2013 г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения заявителем правил пожарной безопасности, по результатам которой 21 мая 2013 г. составлен акт проверки.
В частности, проверкой выявлены следующие нарушения:
1. к работе допущены лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума (
п. 3 Правил противопожарного режима в РФ);
2. на объекте не обеспечено в складских, административных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (
п. 6 Правил противопожарного режима в РФ);
3. на объекте не обеспечена организация выполнения требований, предусмотренных
статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", не организовано обеспечение размещения на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения" (
п. 14 Правил противопожарного режима в РФ);
4. на объекте не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности во всех складских помещениях (
п. 20 Правил противопожарного режима в РФ);
5. на объекте не обеспечена исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода и проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (
п. 2 ст. 86 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ;
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
6. на объекте не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (
п. 2 ст. 86 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ;
п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
7. объект не обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложению N 1 (
п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
8. на объекте не обеспечена исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременная перезарядка огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения не ведется в специальном журнале (
п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
9. каждый огнетушитель, установленный на объекте, не имеет порядкового номера, который должен быть нанесен на корпус белой краской, а также паспорта по установленной форме (
п. 475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
10. ширина ворот (менее 3,5 м) автомобильного въезда на площадку объекта не обеспечивает беспрепятственный проезд специальных пожарных автомобилей (
п. п. 6,
11 ст. 98 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ);
11. на объекте во всех складских помещениях не выполнены конструктивные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара между помещениями, а именно: двери пожароопасных помещений не противопожарные с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (
ст. 52,
ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ;
п. 6.8.19 СП 2.13130.2009; п. 7.1, п. 7.4 СНиП 21-01-97*; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89);
12. в офисном помещении, кузовном цехе, слесарно-диагностическом цехе не установлены световые знаки пожарной безопасности "выход" над эвакуационными выходами (
ст. 54,
ст. 84,
ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 5.3, табл. 1, табл. 2
п. 6 СП 5.13130.2009;
п. 33 Правил противопожарного режима в РФ);
13. охранное помещение, офисное помещение, кузовной цех и слесарно-диагностический цех не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации (
ст. ст. 4,
5,
6,
83,
91,
103,
151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ; прил. А, табл. А1 СП 5.13130 2009, табл. 1 п. 4.2 НПБ 110-03; п. 6.3.ВСН 01-89);
14. объект не оборудован системой оповещения и управление эвакуацией людей при пожаре 1-го типа (
ст. 84,
151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ; табл. 2
п. 17 СП 3.13130.2009);
15. в офисном помещении при отделке стен и полов в общем коридоре, применены горючие отделочные материалы (обои, линолеум, панели ДСП), при этом не подтверждена допустимость применения данных материалов на путях эвакуации по показателям пожарной опасности представлением соответствующих сертификатов пожарной безопасности (
ст. 15 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ;
п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. 6. 25 СНиП 21-01-97*);
16. окрасочно-сушильное помещение и помещение колориста не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (
ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ; табл. А.4
п. 1 СП 5.13130.2009, табл. 4 п. 1 НПБ110-03);
17. помещения колориста не отделены от цеха противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа (
ст. 4,
ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ; п. 5.6 СНиП 21-02-99);
18. в помещении колориста не выполнены конструктивные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара между помещениями, а именно дверь пожароопасного помещения не противопожарная с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (
ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ; СП 5.13130.2009 табл. А.4 п. 1, НПБ 110-03);
19. в помещении колориста допускается совместное хранение автомобильной резины с другими товарами (
п. 340 Правил противопожарного режима в РФ);
20. допускается мойка автомобилей с неотделенными от цеха противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа (
ст. 4,
ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ; п. 5.6 СНиП 21-02-99);
21. на втором этаже покрытие пола общего коридора помещений для отдыха и приема пищи выполнено из горючих отделочных материалов (линолеум, панели ДСП), при этом не подтверждена допустимость применения данных материалов на путях эвакуации по показателям пожарной опасности представлением соответствующих сертификатов пожарной безопасности (
ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ;
п. 4.3.2 СП 1.13130.2009; п. 6.25 СНиП 21-01-97*);
22. в складском помещении не проведена работа по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями (
п. 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
23. в складском помещении производится эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, в помещениях первого этажа (
п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
24. в помещении с рабочими местами на этаж для 10 и более человек не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре (
п. 6 Правил противопожарного режима в РФ);
25. в складском помещении допускается совместное хранение автомобильной резины с другими товарами (
п. 340 Правил противопожарного режима в РФ).
22 мая 2013 г. должностное лицо административного органа составило в отношении заявителя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных
частями 1,
3,
4 и
8 ст. 20.4 КоАП РФ.
24 мая 2013 г. административным органом вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по
частям 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ, которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно
ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого
решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ также предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что оспариваемое постановление было получено руководителем заявителя Гайфутдиновым А.И. в день его вынесения (24 мая 2013 г.).
Между тем с заявленными в рамках настоящего дела требованиями заявитель обратился в арбитражный суд только 16 сентября 2013 г., то есть с пропуском установленного
ч. 2 ст. 208 АПК РФ и
ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока для обжалования.
Как правильно указал суд первой инстанции, пропуск заявителем указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
При этом суд первой инстанции обоснованно отказал в восстановлении срока для обжалования оспариваемого постановления административного органа по причине нахождения руководителя заявителя в незапланированной служебной командировке.
Из представленного в материалы дела командировочного удостоверения следует, что руководитель заявителя находился в командировке в период с 27 мая 2013 г. по 08 июня 2013 г., т.е. 13 календарных дней.
Однако в суд с настоящими требованиями заявитель обратился более чем через три с половиной месяца после получения оспариваемого постановления.
Таким образом, уважительных причин пропуска срока, свидетельствующих о невозможности своевременно обратиться в суд, заявитель в материалы дела не представил.
Довод заявителя о том, что от представителя административного органа заявление о пропуске срока на обжалование постановления не поступало, не может быть принят во внимание, поскольку применение судом указанного срока не зависит от наличия заявления лиц, участвующих в деле.
Согласно
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с
ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частями 1 3, 4 и 8
ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за:
нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям в виде штрафа в размере от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Наличие указанных выше нарушений требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки, подписанным уполномоченным представителем заявителя, протоколами об административных правонарушениях, представленными в материалами дела фототаблицами и заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что обязанность обеспечить соответствие объекта противопожарным требованиям лежит на арендодателе, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку пунктом 3.5.12 договора аренды от 24 декабря 2012 г. N 25а обязанность по соблюдению противопожарных, технических, санитарных и иных нормативных требований, предъявляемых к использованию объектом, возложена на арендатора, т.е. на заявителя.
Кроме того, данный договор аренды не запрещает заявителю проводить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Не принимается во внимание и довод заявителя о том, что ответственность за выявленные правонарушения несет руководитель организации, поскольку в силу
ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
При этом заявитель не оспаривает нарушение им требований Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ.
Заявителем не представлены в материалы дела доказательства того, что были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
3,
4 и
8 ст. 20.4 КоАП РФ.
Следовательно, административный орган правомерно привлек заявителя к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих безусловную отмену постановления о привлечении к ответственности, административным органом не было допущено.
Довод заявителя о том, что административный орган по результатам проведенной проверки избрал в отношении заявителя максимально возможную меру ответственности, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку согласно
ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В рассматриваемом случае административным органом при назначении наказания в соответствии с
частями 1,
3,
4,
8 ст. 20.4 КоАП РФ штраф был назначен в целом в минимальном размере - 150 000 руб. в рамках предусмотренной санкции.
Заявитель также в своей апелляционной жалобе ссылается на тот факт, что вмененные ему административные правонарушения являются малозначительными.
В качестве оснований для применения малозначительности заявитель ссылается на тот факт, что на устранение выявленных нарушений им были затрачены денежные средства в размере, сопоставимом с назначенным ему наказанием, что он деятельно раскаялся в допущенных нарушениях и что совершенное правонарушение не причинило никому никакого вреда.
Однако Пленум ВАС РФ в
пунктах 18 и
18.1 Постановления от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу
частей 2 и
3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений
пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Правила и нормы пожарной безопасности разрабатываются и устанавливаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. Нарушение указанных правил и норм в случае пожара может повлечь гибель людей, нанесение вреда их здоровью и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
Таким образом, оснований для применения
ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2013 г. по делу N А65-20721/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ