Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2024 N 11АП-10951/2024 по делу N А55-26778/2023
Требование: Об обязании провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности на лесном участке.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2024 N 11АП-10951/2024 по делу N А55-26778/2023
Требование: Об обязании провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности на лесном участке.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2024 г. по делу N А55-26778/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2024 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Николаевой С.Ю. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от ООО "ННК - Самаранефтегаз" - Севостьянова А.А., доверенность от 30.11.2023,
иные участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ННК - Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2024 года по делу N А55-26778/2023 (судья Шабанов А.Н.)
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
к обществу с ограниченной ответственностью "ННК - Самаранефтегаз",
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества",
об обязании исполнить предостережение,
установил:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятых в порядке ст. 51 АПК РФ уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "ННК - Самаранефтегаз" об обязании в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу исполнить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 23.05.2023 N 189-ДЛХ, а именно: провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности на лесном участке, имеющем местоположение: Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Тархановское участковое лесничество, квартал 57 выделы 5, 1, 2, 4, 3, квартал 56 выделы 6, 1, 2, 5, 9, квартал 54 выделы 10, 13, квартал 53 выделы 8, 7, квартал 44 выделы 4, 12, 16, 21, 13, квартал 45 выделы 7, 2, квартал 64 выделы 50, 37, 38, 27, 48.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ СО "Самарские лесничества".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ННК - Самаранефтегаз" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "ННК - Самаранефтегаз" доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Истец и третье лицо явку представителя не обеспечили, отзывы или дополнения в апелляционный суд не представили.
На основании ст. ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), п. 5 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области осуществляет полномочия по федеральному государственному лесному контролю (надзору), перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2021 N 548.
Как следует из материалов дела, в Управление государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Минлесхоз Самарской области (далее по тексту - Управление) поступили сведения о действиях (бездействии) ответчика, а именно 03.05.2023 поступила информация о том, что в ходе патрулирования лесов 26.04.2023 установлено, что ООО "ННК - Самаранефтегаз" не произведена очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесном участке, имеющем местоположение: Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Тархановское участковое лесничество, квартал 57 выделы 5, 1,2, 4, 3, квартал 56 выделы 6, 1,2, 5, 9, квартал 54 выделы 10, 13, квартал 53 выделы 8, 7, квартал 44 выделы 4, 12, 16, 21, 13, квартал 45 выделы 7, 2, квартал 64 выделы 50, 37, 38, 27, 48.
Указанные обстоятельства приводят к нарушениям обязательных требований ст. 53 ЛК РФ, п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, пп.пп. "а", "б" п. 8, п. 17 Приложения N 1 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" руководителем Управления объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 23.05.2023 N 189-ДЛХ (далее по тексту - предостережение), в котором предлагает ООО "ННК - Самаранефтегаз" принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в срок до 28.07.2023 включительно, а именно провести очистку охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесном участке, имеющем местоположение: Самарская область, Шенталинский район, Шенталинское лесничество, Тархановское участковое лесничество, квартал 57 выделы 5, 1,2, 4, 3, квартал 56 выделы 6, 1,2, 5, 9, квартал 54 выделы 10, 13, квартал 53 выделы 8, 7, квартал 44 выделы 4, 12, 16, 21, 13, квартал 45 выделы 7, 2, квартал 64 выделы 50, 37, 38, 27, 48.
Предостережение направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу ООО "ННК - Самаранефтегаз": 443068, Самарская область, г. Самара, пл. Комсомольская, ул. Николая Панова, д. 6Б, и было вручено адресату.
В обоснование заявленных требований Минлесхоз Самарской области ссылается на то, что 02.08.2023 обследован лесной участок на предмет исполнения предостережения, в ходе обследования был составлен акт, в котором было установлено, что предостережение не исполнено, а именно очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) на лесных участках не произведена.
Таким образом, требования, содержащиеся в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований от 03.05.2023 N 189-ДЛХ, ответчиком не исполнены, что приводит к нарушению обязательных требований лесного законодательства, что также следует из акта обследования от 22.05.2024.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Программа профилактики утверждена приказом Министерства от 19.12.2022 N 873 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2023 год".
В силу ч.ч. 5 - 7 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено Федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Вышеуказанные доводы изложены в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2020 N 33-КА19-15.
Как указало Минлесхоз Самарской области и подтверждается материалами дела, 02.08.2023 г. обследован лесной участок на предмет исполнения предостережения, в ходе обследования был составлен акт, в котором было установлено, что предостережение не исполнено, а именно очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) не проведена. Такое бездействие ответчика является незаконным, поскольку приводит к нарушению обязательных требований лесного законодательства.
Согласно представленным актам обследования ленного участка от 02.08.2023, 22.05.2024 предостережение не исполнено, очистка охранной зоны ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности и лесосечных отходов (порубочных остатков) не проведена, в подтверждение чего представлены фотоматериалы. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Минлесхоз Самарской области требований.
При этом, суд первой инстанции верно признал обоснованным указанный заявителем месячный срок на исполнение предостережения с момента вступления решения в законную силу.
Судебные расходы судом первой инстанции в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены верно.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Сведений, опровергающих выводы суда, в жалобе не содержится.
Ссылки подателя жалобы на то, что в решении не конкретизирован способ и порядок проведения очистки леса (охранной зоны ЛЭП) от древесно-кустарниковой растительности и древесных остатков не влияет на правомерность решения. В случае неясности для ответчика способа исполнения решения, он имеет возможность обратиться в суд с соответствующим заявлением о разъяснении порядка исполнения судебного акта.
То обстоятельство, что в настоящем решении не указаны какие-либо конкретные доказательства, либо доводы, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом. Все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены судом в порядке ст. 71 АПК РФ и по ним были сделаны соответствующие выводы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения ВС РФ от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2024 года по делу N А55-26778/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
О.П.СОРОКИНА