Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 N 11АП-17828/2016 по делу N А72-13197/2016
Требование: Об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 N 11АП-17828/2016 по делу N А72-13197/2016
Требование: Об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2017 г. по делу N А72-13197/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 12 января 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 октября 2016 года, принятое по делу N А72-13197/2016, судья Котельникова А.Г.,
по иску Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064), город Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Сырьевые ресурсы" (ОГРН 1097326001035, ИНН 7326034431), город Ульяновск,
о возложении обязанности заключить дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка,
установил:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ООО "Сырьевые ресурсы", в котором просило обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 28.96.2012 N 587 в части изменения пункта 5 договора и приложения N 4 к договору.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.10.2016 в удовлетворении исковых требований Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сырьевые ресурсы" об изменении договора аренды лесного участка от 28.06.2012 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.06.2012 между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (правопреемником которого является истец, Арендодатель) и ООО "Сырьевые ресурсы" (Арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 587, по условиям которого Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 2 от 06.06.2012 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, обязался предоставить, а Арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора для использования в целях заготовки древесины (пункт 1).
Согласно пункту 2 договора лесной участок площадью 54996,0 га, предоставляемый в аренду, зарегистрирован в государственном лесном реестре под условным номером 976-2012-02, и имеет расположение: Ульяновская обл. МО "Майнский район", Майнское лесничество, Первомайское участковое лесничество; МО "Карсунский район", Языковское участковое лесничество; МО "Майнский район", Майнское лесничество, Выровское участковое лесничество, Майнское участковое лесничество, Маклаушинское участковое лесничество, Первомайское участковое лесничество, Тагайское участковое лесничество, Языковское участковое лесничество; МО "Цильнинский район", Майнское лесничество, Тагайское участковое лесничество, Маклаушинское участковое лесничество (с указанием кварталов), и является частью лесного участка с условным номером 73:01:00:316/2003:500, имеющего местоположение Ульяновская обл., Майнский лесхоз. Категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение - защитные и эксплуатационные леса, вид разрешенного использования - использование лесов для заготовки древесины.
Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка согласно приложению N 1. Характеристика лесного участка приводится в приложении N 2 (пункт 3 договора).
Срок действия договора - с 28.06.2012 по 27.06.2061 (пункт 25).
В пункте 5 договора указано, что арендная плата составляет 19 695 000 руб. в год.
Согласно пункту 6 договора Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4, в котором стороны согласовали сроки внесения арендной платы (помесячно) за весь период аренды.
В целях приведения договора от 28.06.2012 N 587 аренды лесного участка в соответствие с действующим законодательством, истец 01.03.2016 направил в адрес ответчика проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 28.06.2012 N 587 (получено адресатом)., в котором предложил ответчику изменить редакцию пункта 5 договора аренды в части изменения размера арендной платы: за 2016 год - 15 738 060 руб. в год, за 2017 год - 15 857 137 руб. в год, а также изменить редакцию приложения N 4 к договору, указав в нем новый график внесения арендной платы с учетом нового размера арендной платы.
Изменение договора аренды лесного участка истец обосновывает принятием Правительством РФ постановления N 947 от 17.09.2014 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым были повышены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в 2015-2017 годах.
В связи с уклонением ответчика от подписания дополнительного соглашения к договору аренды Министерство обратилось в арбитражный суд с заявленным иском.
Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В редакции части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ, действовавшей до 22.07.2014, возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, была ограничена случаем, предусмотренным в части 7 статьи 53.7 данного Кодекса. Подобным императивным предписанием исключалось применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Подобные положения содержатся и в пункте 16 договора аренды лесного участка N 587.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом РФ установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка (по общему правилу - по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора), но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Аналогичной правовой позиции, в соответствии с которой механизм изменения договора по требованию одной стороны или на основании соглашения сторон не может быть применен для изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, актуальной для правоотношений, возникших до 22.07.2014 (до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ) придерживаются ВС РФ, ВАС РФ: Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2015 по делу N 301-ЭС14-448, А43-21805/2013 (Судебная коллегия по экономическим спорам), Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012, Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2016 N 301-ЭС15-11442 по делу N А43-3237/2014 (Судебная коллегия по экономическим спорам).
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ была изменена, положения которой предусматривали случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
Введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса РФ часть 2.1, вступившая в силу с 22.07.2014, устанавливала возможность изменения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам аукциона, по решению суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ дополнил главу 6 Лесного кодекса РФ статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015. Законодатель не наделил названные нормы обратной силой.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
На основании ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Положениями ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Арендная плата за пользование лесным участком является регулируемой ценой.
Истец полагает, что арендная плата за 2016-2017 годы должна рассчитываться с учетом повышающего коэффициента по постановлению Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Однако, данный документ утратил силу с 01 января 2017 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2016 N 1350.
Механизм изменения договора предусмотрен сторонами при заключении договора, то есть в аукционной документации была заложена возможность такого изменения.
Согласно пункту 7 договора аренды размер арендной платы подлежит изменению в том числе при изменении ставок платы, устанавливаемых Правительством РФ - пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
Данным пунктом сторонами согласован порядок изменения размера арендной платы. Так согласно абзацу 4 пункта 7 договора арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для обязания ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды об изменении размера арендной платы не имеется.
Доводы заявителя жалобы о наличии правовых оснований для внесения в договор изменений с учетом вышеуказанного признаются несостоятельными.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не повлекли принятия неправильного решения, на основании статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд изменяет мотивировочную часть решения арбитражного суда, резолютивная часть решения изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 октября 2016 года, принятое по делу N А72-13197/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ