Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2024 N Ф06-5604/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 N 11АП-3246/2024 по делу N А55-17090/2023
Требование: О признании незаконным распоряжения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 N 11АП-3246/2024 по делу N А55-17090/2023
Требование: О признании незаконным распоряжения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2024 г. по делу N А55-17090/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2024 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2024 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
при участии:
от истца - Семенихина А.В., доверенность от 20.07.2023 г.,
от ответчика - Кочергина Л.В., доверенность от 28.12.2023 г.,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2024 года, принятое по делу N А55-17090/2023 (судья Бойко С.А),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" к Департаменту градостроительства городского округа Самара с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Администрации городского округа Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара N РД-1015 от 28.04.2023 об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6 Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6, часть выдела 15, и об обязании Департамент градостроительства городского округа Самара устранить последствия допущенных нарушений путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N Самарская область, г.о. Самара, Самарское лесничество, лесной квартал N 6, часть выдела 15 и направления в адрес ООО "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" соответствующего решения в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта на основании заявления от 07.03.2023 и представленных документов.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию городского округа Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2024 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со
статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Общества доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара против удовлетворения жалобы возражала.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители иных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с
частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
статьями 123 и
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со
статьями 266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, ООО "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" обратилось в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0304003:893, государственная собственность на который не разграничена.
Распоряжением от 28.04.2023 N РД-1015 Департамент отказал ООО "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" в проведении аукциона в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов. При этом указанный земельный участок на праве собственности муниципальному образованию городского округа Самара не принадлежит, в связи с чем, проведение аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200,
частям 2,
3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований
части 1 статьи 65 и
части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов.
Из
статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 7 Устава городского округа Самара следует, что к вопросам местного значения городского округа Самара относятся, в том числе организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Самара; осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов городского округа Самара; осуществление муниципального лесного контроля.
В силу
статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ),
пункта 3 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
Согласно
статье 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Из анализа указанных положений следует, что земельные участки, занятые городскими лесами, расположенными на территории городского округа Самара, должны быть включены в реестр муниципальной собственности городского округа Самара.
Вместе с тем по сведениям Департамента управления имуществом городского округа Самара земельный участок с кадастровым номером 63:01:0304003:893 на праве собственности муниципальному образованию городского округа Самара не принадлежит.
Подпунктом 1 части 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (
п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации,
п. 2 ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" руководитель Департамента наделен полномочиями по принятию решений о проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, решений об отказе в проведении аукционов по продаже земельных участков либо аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе в электронной форме, и их проведению.
При таких обстоятельствах суд правомерно счел ошибочным довод Департамента об отсутствии у него полномочий на распоряжение спорным земельным участком.
В соответствии с
частями 1,
4 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено данным
Кодексом.
При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (
часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
В силу
части 1 статьи 73.1. ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных
частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 данного Кодекса.
Согласно
части 1 статьи 78 ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1. настоящего Кодекса.
В случаях, когда заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (
пункт 3 части 6 статьи 78 ЛК РФ).
Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что
приказом Рослесхоза от 01.06.2018 N 462 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", подготовленном на основании предложений Администрации городского округа Самара, на территории городского округа Самара установлены границы Самарского лесничества.
На основании данного
приказа, информация о границах Самарского лесничества внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со
статьей 91 ЛК РФ информация о составе земель иных категорий, на которых расположены леса (в том числе их площадь, наименование муниципального района (городского округа), содержатся в государственном лесном реестре.
Согласно сведениям государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0304003:893 относится к городским лесам и является лесным участком квартала N 6 на землях Самарского городского лесничества.
В силу
статьи 85 ЗК РФ,
статей 111,
116,
122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, а также особо охраняемые природные территории.
Согласно
подпункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, как указывает заявитель, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
В соответствии со
статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки в составе рекреационных зон (участки, занятые городскими лесами, парками, садами), в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительный
кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в частности площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары
(пункт 12 статьи 1).
Согласно
пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Исходя из содержания
пункта 12 статьи 1 ГрК РФ,
пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и
статьи 262 ГК РФ перечень территорий общего пользования не является закрытым.
В
определении от 29 мая 2012 г. N 1147-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в
ст. 11 ЛК РФ как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах
(ч. 1), так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (ч. 8).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 31.10.2023 N 31.10.2023 как собственники земли, так и иные лица, реализуя права, связанные с владением и пользованием земельными участками, должны учитывать конституционно закрепленные требования о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 17, часть 3; статья 36, часть 2,
Конституции Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик по настоящему делу не являлся участником судебного разбирательства по делу N А57-21799/2012, соответственно, установленные при рассмотрении этого дела обстоятельства не имеют преюдициального значения для общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь".
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (
часть 1 статьи 65,
части 1 -
5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у судебной коллегии отсутствуют.
В связи с изложенным, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2024 года, принятое по делу N А55-17090/2023, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со
ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. относятся на ООО "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь".
На основании
ст. 104 АПК РФ,
ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Спортивно-стрелковый комплекс "Вепрь" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.02.2024 г. при подаче апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь
ст. ст. 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2024 года, принятое по делу N А55-17090/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Безрукову Дмитрию Николаевичу государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.П.СОРОКИНА
Судьи
Е.Н.НЕКРАСОВА
А.Б.КОРНИЛОВ