Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
По данному делу см. также дополнительное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 21.06.2012 по делу N А41-3550/12 по вопросу возврата излишне уплаченной государственной пошлины.
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу N А41-3550/12
Заявление об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение огнезащитных покрытий удовлетворено, так как доказательств наличия состава вмененного предприятию правонарушения органом пожарного надзора не представлено, Правила пожарной безопасности не содержат положений, устанавливающих обязанность по представлению актов обработки деревянных конструкций кровли жилых домов.


Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу N А41-3550/12
Заявление об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение огнезащитных покрытий удовлетворено, так как доказательств наличия состава вмененного предприятию правонарушения органом пожарного надзора не представлено, Правила пожарной безопасности не содержат положений, устанавливающих обязанность по представлению актов обработки деревянных конструкций кровли жилых домов.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2012 г. по делу N А41-3550/12
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александров Д.Д., Виткалова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тамбовским М.А.,
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Служба единого заказчика" - Дочкиной М.А. (представителя по доверенности от 26.02.2010),
от Отдела надзорной деятельности по Подольскому району Главного управления МЧС России по Московской области - Ильгамова Р.Р. (представителя по доверенности от 09.02.2012 N 1170),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Служба единого заказчика" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.2012 по делу N А41-3550/12, принятое судьей Веденеевой С.С.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Служба единого заказчика" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Подольскому району Главного управления МЧС России по Московской области (далее - отдел) от 28.12.2011 N 498 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 150 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.04.2012 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу отдел просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель отдела возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал решение суда первой инстанции как законное и обоснованное.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
Усмотрев в действиях предприятия нарушение требований пожарной безопасности, отдел 28.12.2011 вынес постановление о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 150 000 рублей штрафа, сославшись на несоблюдение им пункта 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления отдела, суд первой инстанции счел доказанным наличие в действиях предприятия вмененного ему административного правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба предприятия подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться; обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно; состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Между тем, как следует из оспариваемого постановления отдела, предприятию в качестве объективной стороны состава правонарушения вменено непредставление актов (обработки) деревянных конструкций кровли жилых домов, а не бездействие по выполнению указанных требований пожарной безопасности. При этом ни в пункте 36, ни в иных пунктах ППБ 01-03, не содержится положений, устанавливающих обязанность по представлению актов (обработки) деревянных конструкций кровли жилых домов.
Административное наказание может назначаться только за невыполнение установленной законом обязанности, в связи с чем нельзя признать правомерным привлечение к административной ответственности за невыполнение действий, совершение которых законом не предусматривается.
Поскольку невыполнение упомянутых в пункте 36 ППБ 01-03 действий по немедленному устранению нарушений огнезащитных покрытий, по повторной обработке (пропитке) деревянных конструкций и тканей, проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки), не вменялось предприятию в качестве правонарушения, вывод суда первой инстанции о наличии состава вмененного предприятию административного правонарушения и законности оспариваемого постановления отдела со ссылкой на невыполнение предприятием этих действий является необоснованным.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, исходя из которых можно было бы сделать вывод о доказанности нарушения предприятием пункта 36 ППБ 01-03.
Из пункта 36 ППБ 01-03 следует, что нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться, а покрытия деревянных конструкций и тканей должны обрабатываться (пропитываться) повторно при обнаружении нарушения огнезащитных покрытий, потери огнезащитных свойств составов, при этом состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Доказательств того, что предприятие выполняло действий по проверке огнезащитного покрытия объекта реже двух раз в год, не представлено. Каких-либо обстоятельств, позволяющих считать, что предприятие должно было обнаружить нарушение огнезащитного покрытия объекта до его выявления в административном порядке, отдел не привел. Невыполнение предприятием действий по выполнению требований пункта 36 ППБ 01-03, согласно которым покрытия деревянных конструкций и тканей должны обрабатываться (пропитываться) повторно в случае истечении сроков действия обработки (пропитки), определяемых в соответствии с требованиями нормативных документов, также не подтверждено: истечения сроков действия обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли жилых домов не установлено, эти сроки в данном случае отделом не выявлены, ссылка на применение каких-либо требований к их определению в постановлении отдела отсутствует.
Назначая предприятию административное наказание в виде 150 000 рублей штрафа, отдел в оспариваемом постановлении ограничился указанием на вмененное предприятию нарушение и примененную норму закона: вывод о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и его мотивировка (обоснование) с учетом положений, содержащихся в пункте 36 ППБ 01-03, в постановлении отсутствуют. При этом из иных документов, представленных в материалы дела, оснований для такого вывода не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.2012 по делу N А41-3550/12 отменить.
Постановление Отдела надзорной деятельности по Подольскому району Главного управления МЧС России по Московской области от 28.12.2011 N 498 по делу о привлечении муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области "Служба единого заказчика" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.
Председательствующий
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА