Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 N 09АП-44946/2013 по делу N А40-148658/2013
В удовлетворении заявления об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку в действиях общества доказано наличие состава вменяемого ему правонарушения, процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушена.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 N 09АП-44946/2013 по делу N А40-148658/2013
В удовлетворении заявления об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку в действиях общества доказано наличие состава вменяемого ему правонарушения, процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушена.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 13 февраля 2014 г. N 09АП-44946/2013
Дело N А40-148658/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ВитражМастер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г.
по делу N А40-148658/2013 (94-1353), принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ООО "ВитражМастер" (ИНН 7724873098, ОГРН 1137746347705, 115201, г. Москва, ул. Каширский проезд, д. 7)
к ГУ МЧС России по г. Москве
об оспаривании постановлений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гайдт В.К. по дов. от 15.10.2013 г.;
от ответчика: Воронин Е.Н. по дов. от 13.12.2013 г. N 575-25. удост. ГПН N 38060;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Витраж Мастер" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданского обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по г. Москве (далее - ГУ МЧС России по г. Москве, ответчик) от 10.10.2013 г. N 248 и 252, принятых в связи с привлечением Общества к административной ответственности по
ч. 1 и
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и назначением административного наказания в виде предупреждения и наложения штрафа 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вменяемого ему правонарушения, признав порядок, процедуру и срок его привлечения к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам обратившегося с жалобой лица, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и процессуального права, а имеющие значение для дела обстоятельства выяснены не в полном объеме. Полагает, что административным органом нарушены порядок и процедура привлечения заявителя к административной ответственности, носящие существенный и неустранимый характер, что влечет за собой безусловные основания для отмены оспариваемого постановления.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке
ст. 262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объем поддержала доводы апелляционной жалобы административного органа, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложила свою правовую позицию по делу, просила отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также указанные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со
ст. ст. 266 и
268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.08.2013 г. Прокуратурой Южного административного округа г. Москвы с участием должностных лиц ГУ МЧС России по г. Москве, УФМС России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, Управления Роспотребнадзора по г. Москве и Госинспекции по недвижимости организована и проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности объекта, законодательства о пожарной безопасности, миграционного законодательства, природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объекте, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 1-ый Варшавский проезд, д. 2.
Проверкой установлено, что посредством заключения Договора аренды от 19.04.2013 г. N А-278/13 ОАО "Мосрыбокомбинат" передало заявителю на праве имущественного найма нежилые помещения площадью 19,1 кв. м под размещение офисов.
В ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральным
законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также
Правил противопожарного режима от 25.04.2012 г. N 390.
С учетом выявленных нарушений 10.09.2013 г. и 20.09.2013 г. заместителем И.о. прокурора ЮАО г. Москвы приняты постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлениями уполномоченного должностного лица административного органа от 10.10.2013 г. N 248 и 252, Обществу назначено административные наказания в виде в виде предупреждения и штрафа в размере 150 000 рублей за совершение административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 и
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно
ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Вмененное Обществу нарушение требований
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ заключается с нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под требованиями пожарной безопасности следует понимать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям
ст. 37 Закона о пожарной безопасности организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу
ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В свою очередь,
п. 2 ППБ 01-03 предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, субъектом вменяемого правонарушения следует считать Общество, как юридическое лицо, ответственное за соблюдение
Правил противопожарной безопасности жилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. 1-ый Варшавский проезд, д. 2.
Наряду с указанными
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
п. 3 ППБ ППБ 01-03).
В соответствии с
ФЗ "О пожарной безопасности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 были утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР N 390), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пункт 343 ППР N 390 устанавливает, что расстояние от светильников до хранящихся товаров должно быть не менее 0,5 метра.
Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа (
п. 475 ППР N 390).
В соответствии с
пунктом 478 ППР N 390 руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
В соответствии с нормами
ч. 1 -
2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В силу положений
ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в
пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
части 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины (
ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях
Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в
ч. 1 или
ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает факт совершения заявителем вмененных административных правонарушений, ответственность за которые установлена
ч. 1 и
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным, подтвержденным материалами дела, а вину Общества в их совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти вышеуказанные требования пожарной безопасности, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Что касается порядка привлечения заявителя к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с
п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10, апелляционной коллегией вопреки доводам заявителя не установлено.
Согласно требованиями
ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные
КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная
норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии со
ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно
ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как следует из разъяснений, отраженных в
Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно с
ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В свою очередь оспариваемые постановления приняты ответчиком в пределах полномочий, установленных
ст. 6 Закона о пожарной безопасности,
п. п. 1,
2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 820,
п. п. 8.4,
18 и
приложения N 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 г. N 517, зарегистрированным в Минюсте РФ 31.10.2007 г. N 10424.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в нарушение
статей 27.8,
28.3 КоАП РФ при осмотре помещений понятые не привлекались, протокол осмотра не составлялся, акты проверок надлежащими доказательствами по делу являться не могут, протоколы об административных правонарушениях составлены с нарушением предусмотренных сроков, признается коллегией необоснованным по следующим основаниям.
Статья 27.8 КоАП РФ предусматривает возможность составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов для фиксации доказательств.
В силу положений
ст. 26.2 КоАП РФ протокол осмотра является доказательством по делу об административном правонарушении, но не единственным доказательством, фиксирующим результат осмотра помещений или территорий.
Ссылка заявителя на то, что проверяющие не могли попасть в арендуемое Обществом помещение, отклоняется судом, поскольку проверка проводилась Прокуратурой ЮАО г. Москвы в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего ОАО "Мосрыбокомбинат", где арендует помещение ООО "ВитражМастер".
В силу прямого указания
п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
В отношении ОАО "Мосрыбокомбинат" Прокуратурой ЮАО г. Москвы было направлено требование обеспечить доступ на объект. В силу п. п. 2.2.1, 2.3.14 договора аренды N А-278/13 от 19.04.2013 г., заключенного между ОАО "Мосрыбокомбинат" и заявителем, арендодатель имеет право на круглосуточный доступ в сдаваемые в аренду помещения, а заявитель как арендатор обязан беспрепятственно допускать представителей арендодателя в помещение.
Положениями
ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В
п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре закреплено, что при осуществлении возложенных на прокурора функций он вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, указанных в
п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. При этом в силу
статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Таким образом,
Закон о прокуратуре не предусматривает обязанности прокурора при осуществлении прокурорского надзора в обязательном порядке оформлять протокол осмотра помещений применительно к положениям
статьи 27.8 КоАП РФ.
Положения
ст. 27.8 КоАП РФ предусматривают возможность составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов для фиксации доказательств.
Учитывая положения
ст. 26.2 КоАП РФ следует вывод о том, что протокол осмотра является доказательством по делу об административном правонарушении, но не единственным доказательством, фиксирующим результат осмотра помещений или территорий.
Подобным доказательством может быть и справка, составленная по результатам проверки соблюдения законодательства.
В свою очередь, содержащиеся в справке о результатах проверки от 19.08.2013 г. сведения о несоблюдении требований в области пожарной безопасности являются доказательствами, подтверждающими фактические обстоятельства, послужившие основанием для вывода о допущенных Обществом нарушениях обязательных требований действующего законодательства.
С учетом требований
ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административные наказания назначены административным органом в пределах санкций, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
В соответствии с
ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемые постановления законными и обоснованными, вынесенными полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, установленных
ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г. по делу N А40-148658/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
В.А.СВИРИДОВ