Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3458/2015 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 N 09АП-39573/2014 по делу N А40-62561/14
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания административного органа о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара отказано правомерно, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого предписания незаконным.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 N 09АП-39573/2014 по делу N А40-62561/14
В удовлетворении заявления об оспаривании предписания административного органа о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара отказано правомерно, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимые для признания оспариваемого предписания незаконным.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. N 09АП-39573/2014
Дело N А40-62561/14
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ОАО "Рот Фронт" на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2014 г. по делу N А40-62561/14 судьи Немовой О.Ю. (72-486)
по заявлению ОАО "РОТ ФРОНТ" (ОГРН 1027700042985)
к Главному управлению МЧС России по г. Москве
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: Бочаров А.Н. по дов. от 10.01.2014 г.;
от ответчика: Алексеев В.В. по дов. от 10.12.2013 г.;
установил:
ОАО "РОТ ФРОНТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании пунктов 1 - 3, 6 - 8 Предписания ГУ МЧС России по г. Москве (далее - административный орган) от 24.01.2014 г. N 839/1/23 "Об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2014 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии условий, предусмотренных ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания незаконным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на неисполнимость в связи с неконкретностью выданного Предписания, а также на отсутствие доказательств несоответствия зданий ОАО "РОТ ФРОНТ" требованиям пожарной безопасности, действующим на момент ввода их в эксплуатацию.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст. 262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору от 18.12.2013 г. N 839 и статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности", ГУ МЧС России по г. Москве 16.01.2014 г. в помещениях ОАО "РОТ ФРОНТ" по адресу: город Москва, ул. Мелитопольская д. 8, проведена проверка, в ходе которой, в том числе, было выявлено, что в нарушение пункта 7.18 СНиП21-01-97* в производственном корпусе, в тамбур-шлюзах категорий А, Б - отсутствует постоянный подпор воздуха, в нарушение пункта 7.4 СНиП 21-01-97* офисные помещения не отделены от производственных помещений противопожарными преградами, в нарушение пункта 4 НПБ 110-03 помещения не в полном объеме оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, производственные помещения частично не оборудованы системой пожаротушения, в нарушение ст. 45 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" смонтированная установка пожаротушения на объекте не обеспечивает локализацию или ликвидацию пожара.
В связи с выявленными правонарушениями заявителю выдано Предписание от 24.01.2014 г. N 839/1/23 "Об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара", оспариваемыми пунктами которого заявителю предписано в срок до 30.05.2015 г. устранить нарушения, указанные выше.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно истолковал нормы материального права, регулирующие возникший спор и с учетом обстоятельств дела, сделал верный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с п. 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 г. N 375 (далее - Административный регламент), органы государственного пожарного надзора и должностные лица указанных органов в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции; граждан.
Согласно пункту 8 Административного регламента должностные лица органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Таким образом, проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении заявителя, а также выдача оспариваемого предписания осуществлены заинтересованным лицом в соответствии с установленными полномочиями.
Наличие грубых нарушений в ходе проведения проверки требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в силу ст. 20 данного Закона могут повлечь недействительность результатов проверки, административным органом не допущено.
При этом в силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
То обстоятельство, что заявителем не обеспечено соблюдение требований пунктов 7.4 и 7.18 СНиП21-01-97* пункта 7.4 СНиП 21-01-97*, пункта 4 НПБ 110-03 и ст. 45 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подтверждается совокупностью представленных в материалами дела доказательств, в том числе, решением Мирового судьи судебного участка N 238 района Бирюлево Западное г. Москвы по делу N 5-16/2014 от 11.03.2014 г., и Постановлением Чертановского районного суда г. Москвы от 28.01.2014 г. по делу N 5-114/14.
Кроме того, в Предписании четко указан адрес, а также функциональные и производственные характеристики помещений, в которых выявлены соответствующие нарушения правонарушения.
Кроме того, при проведении проверки и вынесении предписания участвовал представитель общества.
Доводы заявителя о том, что указываемые в Предписании ненормативные акты не являются применимыми для установления нарушений требований пожарной безопасности по отношению к проверенному объекту, поскольку здание возведено до вступления данных актов в силу.
Данные доводы правомерно отклонены судом первой инстанции, как основанные на ошибочном толковании заявителем положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и непредставлении надлежащих доказательств отсутствия угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
При этом, исходя из п. 1 НПБ 110-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315 и п. 1.1 СНиП 21-01-97*, введенных в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7, вышеуказанные нормы и правила устанавливают основные требования пожарной безопасности как на всех этапах их создания и эксплуатации автоматических установок пожаротушения и автоматических установок пожарной сигнализации, так и на всех этапах их создания и эксплуатации зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что совокупность оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых пунктов Предписания незаконными отсутствует, и требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых действий незаконными процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, несоответствие оспариваемого акта (действий/бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом (действиями/бездействиями) прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2014 г. по делу N А40-62561/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ