Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 09АП-39451/2013 по делу N А40-50457/13
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела, а также существенное нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности являются самостоятельными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 09АП-39451/2013 по делу N А40-50457/13
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела, а также существенное нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности являются самостоятельными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N 09АП-39451/2013
Дело N А40-50457/13
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2013 по делу N А40-50457/13, принятое судьей А.Б. Поляковой (17-494),
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679, 129110, Олимпийский пр-т, д. 5, стр. 1)
к Главному Управлению государственного административно-технического надзора Московской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Решением от 02.10.2013 по делу N А40-50457/13 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" (общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (ответчик, административный орган) от 27.03.2013 N 1/720/71 о привлечении общества к административной ответственности на основании п. 1 ст. 23 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие состава административного правонарушения, соблюдение административным органом сроков и порядка составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2013 N 1/720/71 о привлечении к административной ответственности. При этом податель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда материалам дела, получение административным органом доказательств с нарушением закона, недоказанности обстоятельств имеющих значение для дела.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает обжалуемый акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом на основании материалов дела, 22.03.2013 в 10 часов 40 минут по адресу: Московская область, г. Дубна, ул. Университетская, д. 36 главным специалистом территориального отдела N 1 территориального управления N 1 Госадмтехнадзора Московской области - государственным административно-техническим инспектором Московской области при осуществлении мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности выявлен факт нарушения ст. 7 Закона Московской области 29.11.2005 N 249/2005-03 "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", выразившийся в невыполнении работ по уборке снега перед топливно-раздаточными колонками, на въезде и выезде с территории АЗС N 459 "Лукойл-Центрнефтепродукт", на площадке перед окошком кассы операторского помещения (строения), что зафиксировано в акте осмотра N 002132 от 27.02.2012 с приложением фотоматериалов.
Результаты осмотра зафиксированы в Акте осмотра территории (объекта) от 22.03.2013 с приложением фотоматериалов.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 27.03.2013 в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 27.03.2013 N 1/720/71 о привлечении общества к административной ответственности по п. 1 ст. 23 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области". На заявителя наложен административный штраф в размере 20000 рублей.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено в присутствии представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" Султанова Э.А., действовавшего на основании доверенности от 22.03.2012 N 13/273, выданной для участия в конкретном административном деле.
Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем случае постановление об административном правонарушении вынесено административным органом, не имеющим соответствующих полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено п. 1.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) (введены в действие с 01.11.2001 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, в государственной регистрации не нуждается (Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 16.10.2001 N 07/10035-ЮД) настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
Требования к территории АЗС изложены в разделе 4 названных правил РД 153-39.2-080-01.
В частности, в соответствии с п. п. 4.3, 4.6 проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов. В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.
Пунктом 2.18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций установлено, что контроль и надзор за соблюдением настоящих Правил технической эксплуатации АЗС осуществляется государственным энергетическим надзором.
Как усматривается из содержания п. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. п. 2.1 и 2.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) автозаправочные станции являются опасными объектами.
Следовательно, надзор за деятельностью АЗС, в том числе, содержанием территории в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) должен осуществляться государственным энергетическим надзором либо иным, уполномоченным в порядке п. 1 ст. 5 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем случае ответчик не является органом государственного энергетического надзора, надзорные функции в области промышленной безопасности в установленном порядке на Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области также не возлагались.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
Таким образом, административный орган, принявший оспариваемое постановление, не наделен соответствующими полномочиями на осуществление надзора за деятельностью заявителя и эксплуатацией последним опасного производственного объекта - АЗС.
Кроме того, не может согласиться суд апелляционной инстанции и с выводами суда об отсутствии нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Суд посчитал, что составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в один день не свидетельствует о нарушении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку о проведении проверки и составлении протокола был извещен законный представитель общества.
Действительно, само по себе составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в один день не свидетельствует о нарушении прав лица, однако, лишь в том случае, когда административным органом обеспечено соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, включая установленные ч. 1 - 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу норм ч. 2 ст. 25.1 и ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица для целей административной ответственности являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил.
Уведомлением о вызове N 70 от 22.03.2013 законный представитель ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" извещен о составлении протокола 25.03.2013. Уведомление направлено факсом, что следует из содержания расписки в получении (л.д. 53).
Уведомлением от 25.03.2013 общество уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении 27.03.2013 в 12-00. Уведомление получено представителем общества Султановым, что подтверждено распиской (л.д. 52). О рассмотрении дела об административном правонарушении сведения в расписке отсутствуют.
Протокол об административном правонарушении от 27.03.2013 N 1/720/71 составлен в 12-00 в присутствии представителя общества по доверенности - Султанова. Доверенность от 22.03.2013 N 13/273 выдана на представление общества в конкретном дела об административном правонарушении.
Следовательно, протокол составлен с соблюдением требований КоАП РФ.
Вместе с тем, постановление от 27.03.2013 N 1/720/71 вынесено в тот же день в 13-10 в присутствии представителя общества Султанова.
Доказательства того, что законный представитель общества был каким-либо способом уведомлен о рассмотрении дела в день составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Зафиксированное в протоколе об административном правонарушении мнение представителя общества по доверенности о возможности вынесения постановления в день составления протокола не свидетельствует о соблюдении административным органом императивных требований норм ч. 2 ст. 25.1 и ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, поскольку названный представитель не является законным представителем юридического лица для целей административной ответственности в порядке ст. 25.4 КоАП РФ.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени и месте совершения указанного процессуального действия. Следовательно, последний был лишен возможности осуществления прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе, права определения конкретного представителя общества для участия в том или ином процессуальном действии.
В соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установленное судом апелляционной инстанции нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этого недостатка отсутствует.
Следовательно, порядок принятия постановления от 27.03.2013 N 1/720/71 не соответствует требованиям закона, в силу чего оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела, а также существенное нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности являются самостоятельными основаниями для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, что в свою очередь исключает возможность обсуждения апелляционным судом вопросов о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" не соответствующим материалам дела, а оспариваемое решение подлежащем отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2013 по делу N А40-50457/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного Управления государственного административно-технического надзора Московской области от 27.03.2013 по делу N 1/720/71 о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" по п. 1 ст. 23 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Э.В.ЯКУТОВ