Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 N 09АП-47560/2013 по делу N А40-141026/2013
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за отсутствие в нежилом помещении системы автоматической пожарной сигнализации отказано правомерно, поскольку административным органом доказано наличие в действиях заявителя события и состава вмененного правонарушения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 N 09АП-47560/2013 по делу N А40-141026/2013
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за отсутствие в нежилом помещении системы автоматической пожарной сигнализации отказано правомерно, поскольку административным органом доказано наличие в действиях заявителя события и состава вмененного правонарушения.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 12 февраля 2014 г. N 09АП-47560/2013
Дело N А40-141026/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2014
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
Судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Компании Рекам импорт экспорт интернешенал инк. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2013 по делу N А40-141026/2013, принятое судьей Каменской О.В. (21-962)
по заявлению Компании Рекам импорт экспорт интернешенал инк. (Канада, провинция Онтарио, г. Норс Йорк, МЗН 6А9, Фейфуд бульвар, 222)
к ГУ МЧС России по г. Москве в лице 5-го Регионального отдела надзорной деятельности Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве (ОГРН 1047796935295, 125009, Москва, ул. Тверская, 8/2)
третье лицо: Останкинская межрайонная прокуратура г. Москвы (129515, Москва, ул. 1-я Останкинская, 35)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя:
Ивануха М.П., по дов. от 30.09.2013 N 01-ЮР
от ответчика:
Исаков А.В., по дов. от 17.01.2014 N 171-25
от третьего лица:
не явился, извещен;
установил:
Компания Рекам импорт экспорт интернешенал инк. (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ МЧС России по г. Москве в лице 5-го Регионального отдела надзорной деятельности Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве (далее Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.09.2013 N 861 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением от 09.12.2013 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласился с выводами, изложенными в решении суда, и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить. Ссылается на то, что общество не было извещено надлежащим образом о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении административного дела, поскольку уведомления получены работником Кайковым Р.Х., который не имел статуса законного представителя Компании. Решение принято без участия 3-го лица, не извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. Ссылается на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в 10 час. 54 мин. 29.08.2013, а проверка проведена в этот же день в 17 час. 30 мин.
3-е лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в заседание суда не явилось, извещено, в связи с чем суд рассматривает дело без его участия на основании
ст. 156 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ГУ МЧС просил оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со
ст. ст. 266 и
268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы совместно с 5 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС РФ по г. Москве, 29.08.2013 с 17 ч. 05 м до 17 ч. 30 м проведена проверка исполнения действующего законодательства о пожарной безопасности в нежилых помещениях, расположенных по адресу: расположенных по адресу: г. Москва, Проспект Мира, вл. 119, стр. N 530, принадлежащих Компании "Рекам Импорт Экспорт Интернешенал Инк." на основании договора аренды нежилых помещений N 2006-06-25L1 от 25.06.2006, заключенного между Компанией "Рекам Импорт Экспорт Интернешенал Инк." и ИП Халдаровой Б.Р.
Административным органом было установлено, что вышеуказанные помещения не отвечают требованиям Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее ППР РФ).
В ходе проверки было выявлено, что помещение, арендуемое Компанией не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, что противоречит требованиям
п. 14 и
табл. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".
По результатам проверки составлен акт проверки от 14.08.2013, а 29 августа 2013 г. заместителем Останкинского межрайонного прокурора г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении N 861.
26.09.2013 по результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом заместителем начальника 5 регионального отдела Управления по СВАО ГУ МЧС России по Москве Булгаковым А.А. вынесено постановление N 861, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В соответствии с
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
В соответствии со
ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Административные правонарушения, предусмотренные
ст. 20.4 КоАП РФ, посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем. Факт нарушения правил пожарной безопасности подтверждается материалами административного производства. При этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих законное освобождение заявителя от исполнения требований пожарной безопасности. Заявитель ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Как верно установил суд первой инстанции, при вынесении постановления Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Компании Рекам Импорт Экспорт Интернешенал Инк., а также при рассмотрении дела об административном правонарушении 26.09.2013 в отношении указанного лица присутствовал законный представитель заявителя Кайков Р.Х. на основании доверенности от 01.11.2011.
Согласно
статье 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, в связи с чем юридическое лицо должно быть извещено о времени и месте составления протокола.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (
ст. 55 ГК РФ).
Согласно
ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Юридическое лицо заявителя является иностранной компанией и расположено за пределами территории Российской Федерации. На рассмотрение постановления Останкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы от 29.08.2013 г. законный представитель заявителя вызывался определением о рассмотрении дела об административном правонарушении через Представительство заявителя на территории Российской Федерации. Данное определение было подписано 24.09.2013 представителем заявителя Кайковым Р.Х., являющимся главой представительства компании в Москве и действующего на основании доверенности от 01.11.2011.
Как следует из
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2011 г. N 5522/11
КоАП РФ не содержит положений о том, что юридическое лицо может считаться извещенным лишь при уведомлении непосредственно его законного представителя.
Согласно
пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 КоАП РФ.
В данном случае, как обоснованно отметил суд первой инстанции, получение определения Представительством заявителя на территории Российской Федерации свидетельствует об исполнении ответчиком обязанности по уведомлению общества о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Исходя из изложенных выше обстоятельств суд пришел к верному выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренных
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а также вины заявителя в его совершении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с
п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судебной коллегией апелляционного суда не установлено.
Довод жалобы о том, что решение принято судом без участия 3-го лица, не извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не соответствует действительности, поскольку в деле имеется почтовое уведомление с отметкой о возврате за истечением срока хранения (л.д. 90), согласно которому в силу
ст. 123 АПК РФ 3-е лицо считается надлежащим образом извещенным.
Ссылка на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в 10 час. 54 мин. 29.08.2013, а проверка проведена в этот же день в 17 час. 30 мин. не противоречит имеющимся в деле доказательствам и не свидетельствует о нарушении прокуратурой и ГУ МЧС требований закона.
Таким образом, изложенные выше доводы апеллянта не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи, с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2013 по делу N А40-141026/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Компании Рекам импорт экспорт интернешенал инк. из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН