Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 09АП-18222/2014 по делу N А40-30490/14
Заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), удовлетворено правомерно, так как ответчиком не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, в том числе в части обеспечения работоспособности систем вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из приквартирных холлов и приточной противодымной вентиляции в шахты лифта.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 09АП-18222/2014 по делу N А40-30490/14
Заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), удовлетворено правомерно, так как ответчиком не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, в том числе в части обеспечения работоспособности систем вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из приквартирных холлов и приточной противодымной вентиляции в шахты лифта.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. N 09АП-18222/2014
Дело N А40-30490/14
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
Судей
Каменецкого Д.В.
Свиридова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Эридан" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2014 по делу N А40-30490/14 судьи Немовой О.Ю. (72-230)
по заявлению Главного управления МЧС России по г. Москве
к ООО "Эридан" (ОГРН 5087746086599; 119333, г. Москва, ул. Вавилова, д. 46)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Косарев А.А. по дов. от 16.12.2013;
от ответчика: Еркин А.К. по дов. от 28.03.2014,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2014 ООО "Эридан" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что суд не принял предусмотренных
АПК РФ мер для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств, имеющих значение для дела, и посчитал установленными обстоятельства, которые не доказаны истцом; суд посчитал неустановленными обстоятельства, которые доказаны ответчиком, а выводы в решении суда не соответствуют материалам дела, в том числе противоречат
АПК РФ и сложившейся судебной практике.
Просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу ГУ МЧС по Москве не представлен.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности.
Указал на то, что суд не удовлетворил заявленное ходатайство ответчика о привлечении третьих лиц.
Полагает, что Общество не является субъектом правонарушения, поскольку не производило монтажных работ систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, спринклерного пожаротушения и дымоудаления.
По мнению Общества, обязанность контроля за состоянием систем возложена на ТСЖ.
Представитель ГУ МЧС по Москве в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указал на то, что техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, спринклерного пожаротушения и дымоудаления осуществляет Общество по договору с ТСЖ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со
ст. ст. 266,
268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2014 N 101 сотрудником ГУ МЧС России по г. Москве с участием представителей ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10", ГСК "Ивана Бабушкина-10", ООО "Эридан" проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в жилом доме ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10", по адресу: г. Москва, ул. Ивана Бабушкина, д. 10.
По результатам проверки ГУ МЧС по Москве составлен Акт проверки от 20.02.2014 N 101, согласно которому при проверке выявлены нарушения требований
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), в том числе:
- в подземной автостоянке на минус втором этаже клапан подпора воздуха в лестничную клетку системы дымоудаления находится в не работоспособном состоянии;
- в подземной автостоянке на минус первом этаже клапан подпора воздуха в лифтовую шахту, клапан системы дымоудаления в автостоянке находится в не работоспособном состоянии;
- в технических помещениях подвала жилого дома автоматическая пожарная сигнализация и система дымоудаления находится в не работоспособном состоянии;
- в жилом доме на третьем, двадцать девятом этажах клапана системы дымоудаления находятся в открытом (не рабочем) состоянии;
- световые оповещатели выход системы оповещения людей при пожаре в подземной автостоянке находятся в не работоспособном состоянии.
В соответствии с Договором от 25.02.2013 N 198ЭР-Т/02/13, заключенным между ТСЖ "Ивана Бабушкина, дом 10" и ООО "Эридан", Общество обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, спринклерного пожаротушения и дымоудаления на объекте по адресу: город Москва, Ивана Бабушкина, дом 10.
ООО "Эридан" осуществляет производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 27.02.2009 N 2/30820.
27.02.2014 должностным лицом ГУ МЧС по Москве с участием законного представителя Общества составлен протокол N 131, которым ООО "Эридан" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в необеспечении выполнения лицензионных требований при проведении работ по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, спринклерного пожаротушения и дымоудаления на объекте по адресу: город Москва, Ивана Бабушкина, дом 10.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки и протоколом об административном правонарушении.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с требованиями
пп. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.
В силу положений вышеприведенного Федерального
закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, которыми являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с
п. 7 данного Постановления к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктами "а" и
"д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с
подпунктом "д" пункта 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Статьей 20 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно указанной
статье техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
ч. 1 ст. 1 Технического регламента).
Положения данного
Закона обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, применении и исполнении нормативных документов по пожарной безопасности (
ч. 2 ст. 1 Технического регламента).
В соответствии с
п. 6 ст. 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий, сооружений и строений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.
Согласно
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Исходя из этого, суд пришел к правильному выводу о том, что при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности.
В случае же выявления ненадлежащей работы систем противопожарной безопасности в ходе исполнения заключенного договора на обслуживание указанных систем, данные обстоятельства должны быть отражены в соответствующем акте.
Оценивая доводы Общества о том, что выявленные недостатки обусловлены нарушениями, допущенными при строительстве и обслуживании соответствующих систем иными юридическими лицами, суд обоснованно отметил, что в соответствии с п. 6.2.3 договора ООО "Эридан" обязано обеспечить работоспособность указанных систем на весь период технического обслуживания.
При этом, суд правомерно обратил внимание на то, что согласно актам сдачи-приемки работ от 31.10.2013, от 30.11.2013, от 31.12.2013 и от 31.01.2014 по договору от 25.02.2013 N 198ЭР-Т/02/13 системы находятся в работоспособном состоянии; факт ненадлежащей работы систем противопожарной безопасности, в том числе, по обстоятельствам, не зависящим Общества, в данных актах не отражен.
Анализируя наличие субъективной стороны вмененного правонарушения, суд также обоснованно отметил, ответчиком не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе в части обеспечения работоспособности систем вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из приквартирных холлов и приточной противодымной вентиляции в шахты лифта. (
ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого судебного акта.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы имеющихся в материалах дела доказательств и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2014 по делу N А40-30490/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
В.А.СВИРИДОВ