Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 N 09АП-50598/2014 по делу N А40-136476/2014
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, образует нарушение или невыполнение требований нормативных актов в сфере пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 N 09АП-50598/2014 по делу N А40-136476/2014
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, образует нарушение или невыполнение требований нормативных актов в сфере пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 09АП-50598/2014
Дело N А40-136476/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО ЧОП "АНБ+"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-136476/2014, принятое судьей О.В. Каменской (21-1146),
по заявлению ООО ЧОП "АНБ+" (ОГРН 1087746152537, 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 21, стр. 1)
к 3 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
Тупикин С.В. по дов. от 16.12.2013;
установил:
ООО ЧОП "АНБ+" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений 3 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве (заинтересованное лицо) от 19.08.2014 N 551 и N 552 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением от 20.10.2014 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановлений, наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, соблюдение заинтересованным лицом порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ООО ЧОП "АНБ+", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено судом в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.08.2014 на основании решения Зюзинской межрайонной прокуратуры от 11.08.2014 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и распоряжения (приказа) N 553 от 11.08.2014 проведено внеплановое выездное мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований законодательства о пожарной безопасности со стороны юридического лица собственника помещений ЗАО "Фирма Казыл-май", расположенного по адресу: г. Москва, улица Ремизова, дом 3, корпус 1.
В ходе проверки установлено, что на основании Договора аренды от 01.06.2014 N 06-14 помещения по адресу: г. Москва, улица Ремизова, дом 3, корпус 1 переданы в аренду ООО ЧОП "АНБ+".
Согласно Договору аренды ООО ЧОП "АНБ+" в полной мере отвечает за соблюдение мер пожарной безопасности в арендованном нежилом помещении (п. 4.1.6).
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390) и иных нормативных документов по пожарной безопасности, а именно:
- электротехническая продукция не должна быть источником зажигания, а должна исключать распространение горения за ее пределы, электрощиты и электрошкафы не защищены автономными установками пожаротушения (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 6, ч. 1 ст. 48, пп. 10 ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 142 и ч. 1 и 4 ст. 143 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
- не организована проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- отсутствует годовой план-график со сроками проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- сотрудники не обучены мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре в помещениях (п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
В ходе проверки также выявлены нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а именно:
- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 4, 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3, п. 3.9, п. 3.14, п. 3.15, п. 4, п. 5 таб. 1.2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях").
- помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с нарушениями требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: установлены тепловые пожарные извещатели, в помещениях отсутствует прибор приемно-контрольный и прибор управления системой автоматической пожарной сигнализации (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3, п. 4, п. 14 таб. 3 п. 38 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", п. 12.48 НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации нормы и правила проектирования");
- при эксплуатации эвакуационных путей выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно помещения цокольного этажа не обеспечено вторым эвакуационным выходом непосредственно наружу (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 3, 4, 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.9*, 6.12*, 6.20* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
- при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно напольное покрытие в общем коридоре цокольного этажа выполнено сгораемым материалом ("линолеумом"), отделка стен в коридоре и тамбуре эвакуационного выхода также выполнена сгораемым материалом ("пластиковыми панелями") (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 3, 4, 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.25* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений).
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 18.08.2014 N 553.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления 3 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ООО ЧОП "АНБ+" в присутствии законного представителя общества протоколов об административных правонарушениях от 18.08.2014 N 551 и N 552 по признакам административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
19.08.2014 по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях должностным лицом 3 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве вынесены постановления N 551 и N 552 о привлечении ООО ЧОП "АНБ+" к административной ответственности на основании ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и 150000 руб. по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Считая постановления от 19.08.2014 N 551 и N 552 незаконными, ООО ЧОП "АНБ+" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает, что протоколы об административных правонарушениях и оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами (ст. 23.34, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Протоколы об административных правонарушениях составлены и дела рассмотрены в присутствии законного представителя (генерального директора) общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения указанных процессуальных действий (л.д. 32 и л.д. 31 - на обороте, л.д. 25 и л.д. 24 - на обороте).
Судом не установлено нарушений процедуры привлечения ООО ЧОП "АНБ+" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, оценил в порядке ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Таким образом, арендатор помещения несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности наравне с собственником помещений.
В соответствии с п. 4.1.6 Договора аренды заявитель обязан соблюдать меры пожарной безопасности в арендуемом нежилом помещении.
В связи с изложенным, ООО ЧОП "АНБ+" обязано соблюдать требования пожарной безопасности в помещениях по указанному адресу.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности следует понимать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Нормами п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
В силу п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, образует нарушение или невыполнение требований нормативных актов в сфере пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.
Наличие события, вменяемых ООО ЧОП "АНБ+" административных правонарушений, подтверждается: Актом проверки от 18.08.2014 (л.д. 40-42), Договором аренды от 01.06.2014 N 06-14 (л.д. 14-19), протоколами об административных правонарушениях от 18.08.2014 (л.д. 24, л.д. 31).
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО ЧОП "АНБ+" событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ООО ЧОП "АНБ+" не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО ЧОП "АНБ+" в совершении вменяемых административных правонарушений подтверждается материалами административного дела.
Судебная коллегия, учитывая изложенные фактические обстоятельства, требования приведенных правовых норм, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в действиях ООО ЧОП "АНБ+".
Административное наказание назначено заинтересованным лицом с учетом требований ст. 4.3 КоАП РФ в соответствии с санкцией ч.ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемых постановлений по делам об административных правонарушениях и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО ЧОП "АНБ+" требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на арендные отношения не принимаются судом апелляционной инстанции. В материалах дела имеется Акт приема-передачи нежилого помещения от 01.06.2014, в силу которого заявитель принял помещения без замечаний.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2014 по делу N А40-136476/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Э.В.ЯКУТОВ