Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 N 09АП-42399/2014 по делу N А40-53028/14
Заявление об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено, так как не доказано наличие в действиях заявителя состава вмененного правонарушения.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 N 09АП-42399/2014 по делу N А40-53028/14
Заявление об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено, так как не доказано наличие в действиях заявителя состава вмененного правонарушения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. N 09АП-42399/2014
Дело N А40-53028/14
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: Яковлевой Л.Г., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Московский коммерческий банк "Москомприватбанк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-53028/14, принятое судьей Дейна Н.В. (шифр судьи 147-448),
по заявлению ЗАО Московский коммерческий банк "Москомприватбанк"
к ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Блинза Ю.В. по доверенности N 465 от 09.09.2014;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
ЗАО Московский коммерческий банк "Москомприватбанк" (далее Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 0056 от 05.03.2014 ГУ МЧС России по Краснодарскому краю (далее ответчик, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением от 20.06.2014 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы законностью и обоснованностью оспариваемого постановления, а также соблюдением административным органом процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как необоснованное, и принять новый судебный акт. В обоснование ссылается на отсутствие в его действиях события вмененного правонарушения. Считает, что отсутствие в системе сигнализации банка вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на единую диспетчерскую службу пожарной охраны, не является нарушением ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 14.4 СП 5.13130.2009, п. 12 НПБ 110-03, п. 13.4 НПБ 88-01 и не образует объективной стороны вмененного ему правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Судебное заседание откладывалось в порядке ст. 158 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя Общества, спор рассмотрен в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Также заявил ходатайство об изменении наименования Общества в судебных актах, представив соответствующие тому доказательства.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Заявителя, считает, что решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 20.02.2014 г. должностным лицом ответчика проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица ЗАО МКБ "Москомприватбанк".
По результатам проверки выявлено отсутствие вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны.
Признав в описанных действиях (бездействии) Общества нарушение ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 14.4 СП 5.13130.2009, п. 12 НПБ 110-03, п. 13.4 НПБ 88-01, должностные лица ответчика пришли к выводу о том, что данные действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, 20.02.2014 г. уполномоченными должностными лицами ответчика составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 56, а 05.03.2014 г. вынесено оспариваемое постановление о наложении штрафа в размере 150 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из наличия полномочий у ответчика на рассмотрение дел данной категории, доказанности наличия в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения, а также соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
Рассмотрев спор повторно, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии у ответчика полномочий на вынесение оспариваемого постановления, соблюдение сроков давности и порядка привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, апелляционный суд считает ошибочными выводы суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях Общества события вмененного правонарушения, исходя из следующего.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ включает в себя, в том числе, нарушение требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
Отказывая в удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ; п. 14.4 СП 5.13130.2009; п. 12 НПБ 110-03 и п. 13.4 НПБ 88-01 при отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме. При этом учел, что у Общества отсутствовал самостоятельный вывод извещения о пожаре на пульт пожарной охраны.
При этом судом не учтено следующее.
Пункт 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусматривает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 83 указанного Закона, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены, в том числе, устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения (п. 3).
В соответствии с ч. 7 ст. 83 данного Закона системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Таким образом, из указанных норм права следует, что они содержат альтернативное требование о необходимости обеспечения системы оповещения автоматического пожаротушения устройством для оповещения подразделения пожарной охраны о месте возникновения пожара, в зависимости класса функциональной пожарной опасности объекта, а также, наличия устройств для оповещения о пожаре, дежурного персонала объекта.
В данном случае, как следует из материалов дела, проверяемый объект-банк.
При этом, в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной Приказом МЧС России от 30 июня 2009 года N 382 здания банков отнесены к классу функциональной пожарной опасности объекта - Ф4.3.
Таким образом, на данный объект не предусмотрено обязательное дублирование сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны (ч. 7 ст. 83 Закона).
Кроме того, как установлено апелляционным судом, 27.05.2011 года Заявителем заключен договор N 19/11 с ООО ЧОП "Александ" об оказании охранных услуг и технического обслуживания. Согласно данного договора ООО ЧОП "Александ" обязуется организовать и обеспечить охрану принадлежащего банку имущества с помощью действующего комплекса технических средств охраны и выезда групп быстрого реагирования ОВО при УВД по Ейскому району, согласно договора с последним N 15/11 от 15.03.2011 в случае получения "тревожного" сообщения. В этом же договоре отмечено, что под действующим комплексом технических средств охраны понимается система охранной и пожарной сигнализации, в том числе, с использованием программ ЭВМ (Комплекса ОПС). Этим же договором предусмотрено, что при поступлении "тревожного" сигнала о пожаре незамедлительное сообщение о нем в пожарную охрану МЧС и т.д.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что система пожарной сигнализации, имеющаяся в банке не противоречит требованиям, указанным в ч. 7 ст. 83 Закона, а отсутствие вывода информации в ближайшее подразделение пожарной охраны не может рассматриваться как нарушение законодательства в области пожарной охраны.
В оспариваемом постановлении ответчик также указал на несоответствие обследованного объекта требованиям п. 14.4 свода правил СП 5.13130.2009, пункта 13.4 Норм пожарной безопасности 88-01 и п. 12 Норм пожарной безопасности 110-03.
Как установлено в апелляционном суде, все перечисленные нормы рекомендуют, но не предписывают осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме, исходя из технических возможностей.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких данных оспариваемое постановление не соответствует закону, а заявленные Обществом требования о признании его незаконным и его отмене, подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в нем, обстоятельствам дела.
Срок на обжалование постановления административного органа, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Заменить ЗАО Московский коммерческий банк "Москомприватбанк" на ЗАО "БинБанк Кредитные карты".
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2014 по делу N А40-53028/14 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 05.03.2014 N 0056 о привлечении к административной ответственности ЗАО Московский коммерческий банк "Москомприватбанк" по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
В.И.ПОПОВ
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Л.Г.ЯКОВЛЕВА