Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 N 09АП-28770/2013 по делу N А40-51188/13
Заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено, поскольку материалами дела установлено нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 N 09АП-28770/2013 по делу N А40-51188/13
Заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено, поскольку материалами дела установлено нарушение административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. N 09АП-28770/2013
Дело N А40-51188/13
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Изабелла" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2013 по делу N А40-51188/13, принятое судьей Быковой Ю.Л. (119-508),
по заявлению ООО "Изабелла",
к 1 РОНД Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановлений от 22.03.2013 N 225, 226,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ибрагимов С.Б., по доверенности от 01.05.2013 N 5
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
ООО "Изабелла" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению МЧС России по городу Москве (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений N 225, 226 от 22.03.2013 о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением N 225 от 22.03.2013 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ в виде административного штрафа 150 000 руб.
Постановлением N 226 от 22.03.2013 общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ в виде административного штрафа 150 000 руб.
Решением суда от 10.07.2013 в удовлетворении заявления обществу отказано. При принятии решения суд исходил из наличия в действиях общества состава вмененных административных правонарушений, соблюдения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей административного органа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы в части исходя из следующего.
Как изложено выше, постановлением N 225 от 22.03.2013 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ в виде административного штрафа 150 000 руб.
Согласно постановлению N 225 от 22.03.2013 обществом допущены следующие нарушения: воздуховоды (трубопроводы) и каналы систем вентиляции, систем кондиционирования выполнены с пределом огнестойкости ниже нормируемого; не установлены противопожарные (сертифицированные) двери с пределом огнестойкости не менее EI 30 в складских помещениях (кладовых), венткамерах, электрощитовых и других пожароопасных помещениях; отсутствуют поэтажные планы эвакуации людей в случае возникновения пожара соответствующие требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В ч. 1 ст. 28.4. КоАП РФ сказано, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 28.4. КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Следовательно, в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должны быть указаны статьи КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за вменяемое административное правонарушение
В материалы рассматриваемого дела представлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2013, вынесенное Хорошевским межрайонным прокурором города Москвы.
В постановлении прокурора перечислены нарушения, допущенные обществом, которые совпадают с нарушениями, вмененными административным органом в постановлении N 225 от 22.03.2013.
При этом, постановлением N 225 от 22.03.2013 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ.
А постановлением от 04.03.2013 (в котором нарушения совпадают с нарушениями по постановлению N 225 от 22.03.2013) прокурор возбудил дело не по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, а по ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ.
Постановление о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ отношении общества в материалах дела отсутствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Из содержания ч. 2 ст. 211 АПК РФ следует, что достаточным основанием для признания незаконным и отмены решения административного органа о привлечении к административной ответственности является нарушение порядка его принятия.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как изложено выше, постановление о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ отсутствует.
Следовательно, дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ не возбуждалось.
Апелляционный суд приходит к выводу, что допущенное административным органом нарушение является существенным, лишившим общество предоставленных ему законом прав.
Допущенное нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Возможность устранить допущенное нарушение в ходе рассмотрения дела в суде отсутствует.
Из содержания ч. 2 ст. 211 АПК РФ следует, что нарушение порядка привлечения к административной ответственности является, во всяком случае, единственным и достаточным основанием для признания решения административного органа незаконным.
Апелляционный суд приходит к выводу о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Следовательно, постановление N 225 от 22.03.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. подлежит признанию незаконным и отмене. Апелляционная жалоба в данной части подлежит удовлетворению. Оспариваемое решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.
Постановлением N 226 от 22.03.2013 общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ в виде административного штрафа 150 000 руб.
Постановление от 04.03.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ вынесено Хорошевским межрайонным прокурором города Москвы в присутствии генерального директора общества.
Нарушения, перечисленные в постановлении прокурора от 04.03.2013, совпадают с нарушениями, перечисленными в постановлении N 226 от 22.03.2013 о привлечении общества к административной ответственности.
Постановление N 226 от 22.03.2013 о привлечении общества к административной ответственности вынесено в присутствии генерального директора общества, отказавшегося от подписи. Факт отказа генерального директора от подписи указан в постановлении N 226 от 22.03.2013 и подтвержден свидетелями.
Таким образом, порядок привлечения общества к административной ответственности по постановлению N 226 от 22.03.2013 не нарушен.
В постановлении N 226 от 22.03.2013 сказано, что на части этажа эвакуационные пути и выходы не соответствуют требованиям нормативных документов; помещения не в полном объеме оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре (помещение кассы, помещения кладовой), в имеющихся помещениях установлено по одному датчику; на путях эвакуации допущен перепад (порог) высотой менее 45 см; пространство за подвесными потолками (при высоте от перекрытия до подвесного потолка 0,4 метра) не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; частично помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре (коридор перед кабинетом (офисом)).
Изложенное подтверждает, что обществом нарушены положения ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п. 4 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. п. 33, 36, 61 ПП РФ N 390 ППР в РФ, п. п. 6.9., 6.13., 6.28. СНиП 21-01-97, НПБ 88-2011, НПБ 110-03, п. п. 3.1., 3.14. НПБ 104-03, п. 5.7. РД 009-01-96.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ с учетом положения ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о применении положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, проверка деятельности общества на предмет соблюдения правил пожарной безопасности проводилась Хорошевской межрайонной прокуратурой города Москвы.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В силу ст. 1 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно материалам проверки последняя проводилась прокуратурой при участии сотрудников МЧС России.
Таким образом, проверка деятельности общества проводилась прокуратурой в рамках прокурорского надзора при взаимодействии с МЧС России.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о заключении им договора аренды от 11.05.2012.
Из содержания договора аренды и имеющихся в деле доказательств не следует, что в аренду было передано все помещение по адресу г. Москва, ул. Народного Ополчения, дом 20, корпус 1, где проводилась проверка соблюдения правил пожарной безопасности, что общество фактически не осуществляет деятельность в данном помещении.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о заключении им договора на техническое обслуживание от 31.08.2011, по которому техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации в помещении по адресу г. Москва, ул. Народного Ополчения, дом 20, корпус 1 передано ООО "ПШМ Сервис".
Отношения между обществом и ООО "ПШМ Сервис" являются гражданско-правовыми.
Передача технического обслуживания системы автоматической пожарной сигнализации иным лицам не освобождает общество от соблюдения правил пожарной безопасности, от ответственности за соблюдение таких правил.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно постановления административного органа от 22.03.2013 N 226 не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2013 по делу N А40-51188/13 изменить.
Отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2013 по делу N А40-51188/13 в части отказа в признании незаконным и отмене постановления 1 РОНД Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве от 22.03.2013 N 225.
Признать незаконным и отменить постановление 1 РОНД Управления по СЗАО ГУ МЧС России по г. Москве от 22.03.2013 N 225.
В остальной части решения суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.Е.ЛЕПИХИН
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ