Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 N 09АП-23995/2015 по делу N А40-40397/15
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными отдельных пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку общество ненадлежащим образом исполнило требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки, соответственно, у государственного инспектора по пожарному надзору имелись основания для выдачи соответствующего предписания.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 N 09АП-23995/2015 по делу N А40-40397/15
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными отдельных пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку общество ненадлежащим образом исполнило требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки, соответственно, у государственного инспектора по пожарному надзору имелись основания для выдачи соответствующего предписания.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 10 июля 2015 г. N 09АП-23995/2015
Дело N А40-40397/15
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Исаевым Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Берта Хаус" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2015 по делу N А40-40397/15, принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи 139-325),
по заявлению ООО "Берта Хаус" к ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: Перетрухина А.А., доверенность б/н от 02.04.2015
от ответчика: не явился, извещен
установил:
ООО "Берта Хаус" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ МЧС России по г. Москве (далее административный орган, ответчик) о признании незаконными пунктов 11, 12, 13, 17, 18 предписания N 612/1/1 от 26.11.2014 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением от 24.04.2015 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие к тому совокупности необходимых условий, предусмотренных
ст. ст. 198 -
201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом суд пришел к выводу о наличии у ответчика правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Кроме того, по мнению заявителя, суд ошибочно посчитал установленными обстоятельства, которые не подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Ходатайства об отложении судебного разбирательства от него не поступало. Располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд, с учетом мнения явившегося представителя заявителя, рассмотрел дело в порядке
ст. ст. 121,
123,
156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в ней, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со
ст. ст. 266 и
268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, в ноябре 2014 года 3 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания N 618/1/1 от 25.10.2013.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района г. Москвы N 5-759/2014 от 05.12.2014 ООО "Берта Хаус" привлечено к административной ответственности на основании
ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания.
Обществу выдано новое предписание N 621/1/1 от 26.11.2014, включающее в себя неисполненные пункты предписания N 618/1/1 от 25.10.2013, со сроком исполнения до 28.02.2015.
По истечении указанного срока 04.03.2015 проведена внеплановая проверка по контролю исполнения предписания N 621/1/1 от 26.11.2014, которая показала, что пункты 11, 12, 13, 17, 18 и иные не выполнены.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района г. Москвы от 11 марта 2015 года ООО "Берта Хаус" за повторное невыполнение предписания признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с пунктами 11, 12, 13, 17, 18 предписания N 612/1/1 от 26.11.2014, Общество оспорило его в арбитражном суде.
В силу
ст. 198 АПК РФ,
ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, наделяет всех должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющихся государственными инспекторами по пожарному надзору, правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) и
пп. "е" п. 9 названного Положения государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом и подлежит исполнению Обществом.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (
ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с
п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Согласно
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом.
Требования пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
В силу
Правил противопожарного режима в РФ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должно в рамках реализации мер пожарной безопасности разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, Общество ненадлежащим образом исполнило требования действующего законодательства в области пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки N 621 от 26.11.2014.
Доказательств обратного заявителем в нарушение положений
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у государственного инспектора по пожарному надзору имелись основания для выдачи предписания, является правомерным.
Доводам Общества о невозможности исполнения предписания дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, которую поддерживает апелляционный суд.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим
Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В настоящем случае, учитывая законность и обоснованность оспоренного акта, права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не могут быть признаны нарушенными.
Более того, соблюдение требований пожарной безопасности является обязанностью заявителя, равно как и выполнение требований должностных лиц соответствующих госорганов при осуществлении государственного пожарного надзора.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Срок, предусмотренный
ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со
ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2015 по делу N А40-40397/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
В.И.ПОПОВ
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Л.Г.ЯКОВЛЕВА