Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 N 09АП-3393/2015 по делу N А40-123171/14
В удовлетворении заявления об оспаривании постановления и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку допущенные обществом нарушения содержат угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 N 09АП-3393/2015 по делу N А40-123171/14
В удовлетворении заявления об оспаривании постановления и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку допущенные обществом нарушения содержат угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. N 09АП-3393/2015
Дело N А40-123171/14
Резолютивная часть постановления оглашена 26.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Управляющая компания СТИК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2014 по делу N А40-123171/14, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ООО "Управляющая компания СТИК" (115580, Москва, Ореховый бульвар, дом 55, строение 2)
к 4 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве (117042, Москва, улица Поляны, дом 3Б, строение 1)
об оспаривании постановления и предписания;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2014 в удовлетворении заявления ООО "Управляющая компания СТИК" о признании незаконными и отмене постановления N 420 и предписания N 301/1/1 от 23.07.2014 4 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебное заседание не явились, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки 22.07.2014 административным органом установлено, что обществом не обеспечено соблюдение требований пожарной безопасности.
По результатам проверки в отношении генерального директора общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и выдано предписание N 313/1/1 от 23.07.2014 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 6.000 до 15.000 руб.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности на руководителей организаций возложена обязанность по соблюдению требования пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Следовательно, привлечение руководителя общества к административной ответственности не является основанием для освобождения самого общества от административной ответственности за это же правонарушение.
В рассматриваемом случае обществом не представлены доказательства исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом N 69-ФЗ.
Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в частности, давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно абз. 10 ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в случае выявления ими при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу ст. ст. 34, 37 Федерального закона N 69-ФЗ граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, предписание вынесено уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в помещениях площадью 1.330,8 кв. м, расположенных на 1 этаже несет арендатор - ООО "Билла", отклоняется, поскольку обязанность соблюдать требования закона возлагается как на собственника имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника и пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении.
Договор аренды регулирует только гражданско-правовые обязанности сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства.
Возложение договором ответственности на арендатора за противопожарное состояние помещения перед арендодателем не освобождает арендодателя от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и ответственности за нарушение указанных правил перед государством.
Допущенные обществом правонарушения содержат угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органом пожарного надзора доказан факт правонарушения и установлены обстоятельства, послужившие основанием для привлечения руководителя общества к административной ответственности и выдаче предписания об устранении нарушений.
Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2014 по делу N А40-123171/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН