Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 N 09АП-8837/2014-АК по делу N А40-146128/13
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания органа власти об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку изложенные в предписании мероприятия являются необходимыми для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а эксплуатация здания без их проведения может повлечь угрозу жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 N 09АП-8837/2014-АК по делу N А40-146128/13
В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания органа власти об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку изложенные в предписании мероприятия являются необходимыми для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а эксплуатация здания без их проведения может повлечь угрозу жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. N 09АП-8837/2014-АК
Дело N А40-146128/13
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егуновым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Геомаш-Центр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-146128/2013, судьи Корогодова И.В. (139-1343),
по заявлению ЗАО "Геомаш-Центр" (ОГРН 1027739493792; 121351, г. Москва, ул. Кунцевская, д. 9, корп. 2),
к 1) 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве; 2) ГУ МЧС России по г. Москве,
о признании недействительным предписания N 239/1/120 от 04.06.2013.
при участии:
от заявителя: Тесленко А.Н. по доверенности N 22 от 10.04.2012;
от ответчиков: 1) не явился, извещен;
2) Калачев А.М. по доверенности N 417-25 от 28.11.2013;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ЗАО "Геомаш-Центр" (далее - заявитель, Общество) о признании недействительным предписания 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве от 04.06.2013 N 239/1/120 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, наличия соответствующих полномочий ответчика, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ МЧС России по г. Москве поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 22.05.2013 г. на основании распоряжения начальника 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 239 от 26.04.13 г. проводилась плановая выездная проверка юридического лица ЗАО "Геомаш-Центр" по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, дом 9, корп. 2, о чем составлен акт проверки N 239 от 04.06.2013 г.
Государственным инспектором по пожарному надзору 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве Калачевым А.М. 23.05.2013 г. составлены протоколы N 374, 375 376 об административном правонарушении в отношении ЗАО "Геомаш-Центр" за правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлениями N 24/376, 24/375, 24/376 от 06.06.2013 г., вынесенным главным государственным инспектором города (района) города Москвы, начальником 2 РОНД Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве Кашковским М.А. ЗАО "Геомаш-Центр" привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решениями Арбитражного суда г. Москвы указанные выше постановления признаны незаконными и отменены в связи с нарушением административным органом процедуры привлечения ЗАО "Геомаш-Центр" к административной ответственности.
В рамках проведения плановой выездной проверки ЗАО "Геомаш-Центр" выдано предписание от 04.06.2013 N 239/1/120 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах, в которых также указано на то, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Следовательно, для выдачи такого предписания должен быть установлен факт нарушения владельцем объекта защиты обязательных требований пожарной безопасности.
Предписание об устранении нарушений требований в области пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В оспариваемом предписании указано:
1. руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил, в том числе отдельно для каждого пожароопасного помещения, что является нарушением ППР 390, п. 2, в соответствии с которым в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
2. руководителем организации не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, что является нарушением ППР 390, п. 3, в соответствии с которым лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
3. в административных помещениях нет табличек с указанием номера телефона для вызова пожарной охраны, что является нарушением ППР 390, п. 6, в соответствии с которым в складских, производственных, административных и общественных помещениях местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
4. на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре (подвал), что является нарушением ППР 390 п. 7, в соответствии с которым на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
5. на объекте не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, что является нарушением ППР 390 п. 12, в соответствии с которым на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
6. руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений складского назначения обозначение их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5. 7 и 8 Федерального закона Технический регламент о требованиях пожарной безопасности:, что является нарушением ППР 390 п. 20, в соответствии с которым руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7. в подвале, при не изолированном противопожарными преградами от общих лестничных клеток выходе, устроены хозяйственные помещения, что является нарушением ППР 390 п. 23, в соответствии с которым на объектах запрещается: г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения. если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;
8. сняты предусмотренные проектной документацией двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (коридор и лестничная клетка на 1 и 2 этаж), что является нарушением ППР-390, п. 23, в соответствии с которым на объектах запрещается: д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
9. допущено хранение горючих веществ и материалов под лестничным маршем (эвакуационного выхода), что является нарушением ППР 390 п. 23. в соответствии с которым на объектах запрещается: к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
10. запор на двери эвакуационного выхода не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа, что является нарушением ППР 390 п. 35, в соответствии с которым запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
11. допущена установка турникетов на путях эвакуации, что является нарушением ПНР 390, п. 36, в соответствии с которым при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
12. при эксплуатации эвакуационных путей. эвакуационных выходов допущено их загромождение (в тамбуре эвакуационного выхода стоят коробки), что является нарушением ППР 390, п. 36, в соответствии с которым. б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
13. допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (при входе в подвал, в помещении под лестничном пространстве), что является нарушением ППР 390 п. 42, в соответствии с которым запрещается в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
14. системы и средства противопожарной защиты объекта (автоматические установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) находятся в неисправном состоянии, что является нарушением ППР 390, п. 61, в соответствии с которым руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты. системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения. требования нормативных документов но пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
15. не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), что является нарушением ППР 390, п. 63, в соответствии с которым руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ но техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.
16. расстояние от светильников до хранящихся товаров менее 0,5 метра;, что является нарушением ППР 390. п. 343, в соответствии с которым Расстояние от светильников до хранящихся товаров должно быть не менее 0,5 метра, и.
17. огнетушители, установленные на объекте не имеют паспорта и порядкового номера, нанесенного на корпус белой краской нарушением ППР 390, п. 475, в соответствии с которым каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
18. руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы, что является нарушением ППР 390 п. 478, в соответствии с которым руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
19. выход из подвального этажа не выполнен непосредственно наружу обособленным от общей лестничной клетки, что является нарушением Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНИП 21-01-97*: п. 6.9*, в соответствии с которым выходы подвальных и цокольных этажей. являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается: эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа;
20. помещение подвального этажа предназначенное для одновременной пребывания более 15 человек имеет менее 2-х эвакуационных выходов, что является нарушением Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий на сооружении" СНИП 21-01-97*: п. 6.12*, в соответствии с которым не менее двух Эвакуационных выходов должны иметь: помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
21. высота эвакуационного выхода в свету менее 1.9 м (вход в кухонное помещение в подвале), что является нарушением Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНИП 21-01-97*: п. 6.16, в соответствии с которым высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.
22. руководителем организации допущено на путях эвакуации применение материалов с более высокими показателями пожарной опасности, чем; Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков в лестничных клетках (эвакуационный выход из подвала), что является нарушением Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97*, п. 6.25*, в соответствии с которым в зданиях всех степеней огнестойкости н классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса СЗ. на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1. В1, Д2, Т2 - для отделки стен. потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках. лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или 12. В3. Д2. Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе: Г2, РП2. Д2. Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках. лифтовых холлах;
В2, РП2. Д3. Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
23. ширина лестничных площадок менее ширины марш, что является нарушением Строительных норм и правил "Пожарная безопасность мании и сооружений" СНиП 21-01-97*, п. 6.31*, в соответствии с которым ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1.6 м.
24. лестница для сообщения между подвальным (в котором хранятся горючие вещества) и первым этажом не оборудована тамбур-шлюзом подпором воздуха при пожаре, что является нарушением Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97*, п. 7.23*, в соответствии с которым выбор размеров здания и пожарных отсеков, а также расстояний между зданиями следует производить в зависимости от степени их огнестойкости, класса конструктивной и функциональной пожарной опасности п величины пожарной нагрузки. а также с учетом эффективности применяемых средств противопожарной защиты, наличия и удаленности пожарных служб, их вооруженное i п. возможных экономических и экологических последствий пожара.
25. - не предусмотрено удаление дыма и подвала здания, что является нарушением Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" СНиП 2.04.05-91*, п. 5.1, и. 5.2*, в соответствии с которыми аварийную противодымную вентиляцию для удаления дыма при пожаре (далее - "противодымную вентиляцию") следует проектировать для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара, возникшего в одном из помещений. Удаление дыма следует предусматривать:
а) из коридоров или холлов жилых, общественных и административно-бытовых зданий в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.09.04-87:
б) из коридоров производственных, общественных и административно-бытовых зданий высотой более 26.5 м:
в) из коридоров длиной более 15 м, не имеющих естественного освещения световыми проемами в наружных ограждениях (далее - "без естественного освещения"), производственных зданий категорий А, Б и В с числом этажей 2 и более.
г) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением, не имеющим механизированных приводов для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2.2 м и выше от пола до низа фрамуг и для открывания проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям: А, Б или В; Г или Д - в зданиях IVa степени огнестойкости:
д) из каждого помещения, не имеющего естественного освещения: общественного или административно-бытового, если оно предназначено для массового пребывания людей: помещения площадью 55 м и более, предназначенного для хранения или использования горючих материалов, если в нем имеются постоянные рабочие места; гардеробных площадью 200 м и более.
26. п. 2.55 помещение, где расположен прибор приемно-контрольный (пожарный пост) не оборудовано аварийным освещением; отсутствует естественное освещение; площадь помещения менее 15 м 2. Нормы пожарной безопасности НПБ 88-01, п. 12.55. - Помещение пожарного поста или помещение с персоналом ведущим круглосуточное дежурство должно обладать следующими характеристиками: площадь, как правило, не менее 15 м; наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать СНиП 23.05-95.
Отказывая в удовлетворения заявления суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что изложенные в предписании мероприятия являются необходимыми для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а эксплуатация здания без их проведения может повлечь угрозу жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Доказательств того, что заявителем представлены в административный орган документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений требований пожарной безопасности не представлено.
Таким образом, предписание от 04.06.2013 N 239/1/120 соответствует Закону, поскольку направлено на соблюдение требований пожарной безопасности.
То обстоятельство, что решениями Арбитражного суда г. Москвы по делам N А40-83104/2013, N А40-83170/2013, N А40-83088/2013 признаны незаконными и отменены постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, то они не свидетельствует об отсутствии фактов нарушения Правил пожарной безопасности и обязанности по исполнению выданного предписания по устранению выявленных фактов, поскольку данные постановления отменены по формальным основаниям - в связи с нарушением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Каких-либо правовых норм, допускающих возможность неисполнения выданного законного предписания, действующим законодательством не предусмотрено.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-146128/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Л.Г.ЯКОВЛЕВА