Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 N 09АП-783/2015 по делу N А40-84844/14
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за необорудование блок-контейнеров бытового городка автоматической пожарной сигнализацией отказано правомерно, поскольку доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил противопожарного режима, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 N 09АП-783/2015 по делу N А40-84844/14
В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за необорудование блок-контейнеров бытового городка автоматической пожарной сигнализацией отказано правомерно, поскольку доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил противопожарного режима, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. N 09АП-783/2015
Дело N А40-84844/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Попова В.И., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стем Строй"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 по делу N А40-84844/14, принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи 149-731)
по заявлению ООО "Стем Строй" (107014, г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6)
к 2 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 13.05.2014 N 338
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
ООО "Стем Строй" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС России по г. Москве от 13.05.2014 N 338 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением N 173 от 03.03.2014, была проведена плановая выездная проверка территории, здания и помещений ГБУ ДОД "Детская музыкальная школа им. А.М. Иванова-Крамского" по адресу: г. Москва, ул. Академика Виноградова, д. 7.
В результате проверки выявлены нарушения юридическим лицом ООО "Стем Строй" требований пожарной безопасности, установленных "Правилами противопожарного режима в РФ" (ППР в РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а именно: Блок - контейнеры бытового городка не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией ФЗ-123 ст. 4, 6, СП 5.13130.2009 табл. А2.
За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное нарушение было зафиксировано в Акте проверки от 24.04.2014 N 173.
Государственным инспектором района ЮЗАО г. Москвы по пожарному надзору 30.04.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 338, в отсутствие представителя Заявителя.
Заместителем начальника 2 РОНД Управления по ЮЗАО г. Москвы 13.05.2014 рассмотрев материалы административного дела, вынесено оспариваемое постановление N 338 о привлечении ООО "Стем Строй" к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, санкция была применена минимально возможная по данной статье - 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Стем Строй" оспорило его в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно положениям части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Правила о противопожарном режиме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" организации (в лице их руководителей) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также имеют право включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности. При этом, ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так, в соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
По смыслу статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности лежит совокупно на всех фигурантах, владеющих и (или) эксплуатирующих имущественный комплекс и не может быть снята путем договора или иного соглашения между ними, поскольку ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные.
Дело N 338 об административном правонарушении возбуждено в отношении - ООО "Стем Строй" в связи с совершением бездействия, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, а именно ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 табл. А2, ответственность за указанные нарушения предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с Договором 23/11 от 05.12.2012 ООО "Стем Строй" проводит капитальный ремонт в здании и помещениях ГБУ ДОД "Детская музыкальная школа им. А.М. Иванова-Крамского" по адресу: г. Москва, ул. Академика Виноградова Д. 7.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями названного Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Положения части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ касаются только применения положений названного Закона, а не положений строительных норм и правил.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Следовательно, заявитель является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, объективная сторона правонарушений, ответственность за которое предусмотрена в частями 4 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечена административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо признания незаконным и отмены оспариваемого постановлен: - административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Установлено, что протокол об административном правонарушении N 338 составлен 30.04.2014, а оспариваемое постановление вынесено без участия представителя Общества при наличии доказательства его надлежащего извещения.
Должностным лицом 2 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве 28.04.2014 направлено наручным способом в канцелярию ООО "Стем Строй" извещение N 163-31-8 от 24.04.2014, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Указанное извещение было принято делопроизводителем ООО "Стем Строй" Рязанцевой Ю.А. 28.04.2014. Таким образом, юридическому лицу ООО "Стем Строй" была предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В адрес 2 РОНД Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве от юридического лица ООО "Стем Строй" заявлений и ходатайства об изменении места, даты и времени составления протокола, о невозможности прибытия - не поступало.
Протокол об административном правонарушении и материалы административного дела 30.04.2014 переданы на рассмотрение главному государственному инспектору района "Теплый Стан" ЮЗАО г. Москвы.
Копия протокола N 338 и извещение о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении 05.05.2014 направлены наручным способом в канцелярию ООО "Стем Строй". На указанном извещении N 168-31-8 от 30.04.2014, стоит отметка о получении делопроизводителем ООО "Стем Строй" Рязанцевой Ю.А. 05.05.2014.
Таким образом, требование статьи 28.2 КоАП РФ, с учетом п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003, "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" при рассмотрении административного дела должностными лицами государственного пожарного надзора были соблюдены.
Нарушения Ответчиком требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств обратного не представлено.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом правомерно установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения ООО "Стем Строй" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки N 173 от 24.04.2014, протоколом об административном правонарушении N 338 от 03.04.2014, оспариваемым постановлением N 338 от 13.05.2014.
Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ контрольным органом установлен, подтвержден, доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность в материалы дела не представлено.
Административным органом применено наказание в минимальном пределе санкции, установленной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 по делу N А40-84844/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
В.И.ПОПОВ
Д.Е.ЛЕПИХИН