Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2014 по делу N А46-11364/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 N 08АП-569/2014 по делу N А46-11364/2013
Требование: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 N 08АП-569/2014 по делу N А46-11364/2013
Требование: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. N 08АП-569/2014
Дело N А46-11364/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-569/2014) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 по делу N А46-11364/2013 (судья Солодкевич И.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Планета-Центр" (ОГРН 1025501179263, ИНН 5505029515)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944)
о признании предписания N 509/1/1-2 от 11.09.2013 частично недействительным
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Иванов Максим Михайлович (удостоверение, по доверенности N 395 от 30.12.2013 сроком действия по 3.12.2014);
от общества с ограниченной ответственностью "Планета-Центр" - Лоншакова Любовь Александровна (паспорт, по доверенности N 112 от 12.03.2014 сроком действия на три года),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Планета-Центр" (далее по тексту - ООО "Планета-Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ниже по тексту - ГУ МЧС России по Омской области, Главное управление, административный орган) о признании предписания N 509/1/1-2 от 11.09.2013 в части пункта 509/1/2 недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 по делу N А46-11364/2013 требование Общества удовлетворены. Предписание Главного управления N 509/1/1-2 от 11.09.2013 в части пункта 509/1/2 признано недействительным как несоответствующее Федеральному
закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Своду правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденному
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 марта 2009 года N 171, введенному в действие с 1 мая 2009 года.
Этим же решением с Главного управления в пользу Общества взыскано 2 000 руб. судебных издержек.
Судебный акт мотивирован недоказанностью факта проведения реконструкции или капитального ремонта здания, в ходе которых должно быть учтено вменяемое предписанием требование. Материалы дела не содержат сведений о том, что спорное здание было запроектировано и построено не в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, либо сведений о том, что на спорном объекте проводилась реконструкция или капитальный ремонт здания после принятия Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что требование отделения лестничных клеток от поэтажных коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах не является вновь введенным. Данное требование содержится в пункте 6.18* СНиП 21-01-97*, который устанавливает общие требования противопожарной защиты зданий на всех этапах создания и эксплуатации.
От ООО "Планета-Центр" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Главного управления в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Планета-Центр" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 12.08.2013 N 509 проведена плановая выездная проверка ООО "Планета-Центр", в ходе которой составлен акт от 11.09.2013 N 509 и выдано предписание от 11.09.2013 N 509-1/1-2.
Согласно пункту 509/1/2 предписания от 11.09.2013 N 509-1/1-2 Обществу предложено в срок до 01.09.2014 отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах на первом и втором этажах. Административный орган сослался на нарушение
пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009.
Не согласившись с предписанием в указанной части, Общество обратилось в суд с заявлением о признании указанного
пункта предписания недействительным.
05.11.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Главным управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что он подлежит отмене.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
То есть для признания недействительным ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативно правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Общество в суде первой инстанции обжаловало пункт 509/1/2 предписания от 11.09.2013 N 509-1/1-2, в соответствии с которым оно обязано было в срок до 01.09.2014 отделить лестничные клетки от поэтажных коридоров дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнением в притворах на первом и втором этажах.
Фактически Общество не отрицает, что лестничные клетки не отделены дверьми.
Административный орган руководствовался действующим на момент проверки законодательством, а именно пунктом 4.2.7 "СП 1.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", в соответствии с которым лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Как следует из пункта 1.1. СП 1.13130.2009, настоящий свод правил разработан в соответствии со
статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений (далее - здания).
Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок) (пункт 1.2. СП 1.13130.2009).
Указанное основание неприменения данного свода правил является единственным.
Учитывая, что здание не является специальным, что лицами, участвующими в деле не оспаривается, то оснований для неприменения данного свода правил у административного органа не имелось.
Общество, обращаясь в суд с заявлением указало, что СП 1.13130.2009 применению в данном случае не подлежат, учитывая год постройки здания (1953) и
часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Как указано ранее, СП 1.13130.2009 разработан в соответствии со
статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
То есть, Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не применяется, если данным
законом установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления его в силу.
До дня вступления в силу Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" действовал "СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*), который принят и введен в действие
Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7.
В силу абзаца 2 пункта 6.18* СНиП 21-01-97* (в редакции от 19.07.2002), лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Таким образом,
пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009, который применил административный орган, и пункт 6.18* СНиП 21-01-97*, который действовал до дня вступления в силу Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", являются идентичными, в связи с чем является обязательным установка дверей с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Более того, СНиП 21-01-97* является действующим и на данный момент, то есть административный орган при выдачи Обществу предписания мог руководствоваться и его положениями.
Общество ссылается на то, что здание построено в 1953 году, в связи с чем должны применяться нормы действующие на тот период.
Действительно, трехэтажное здание, расположенное по адресу: г. Омск ул. 3-я Транспортная, д. 10 построено в 1953 году, когда СНиП 21-01-97* еще не был разработан и утвержден.
Однако в силу пункта 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Кроме того, на момент ввода СНиП 21-01-97* в действие в пункте 1.7 раздела "Общие положения" было указано, что необходимость приведения существующих зданий в соответствии с настоящими нормами определена пунктом 8.5 СНиП 10-01-94.
В силу абзаца 1 пункта 8.5 СНиП 10-01-94, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
В силу пункта 6.1. СНиП 21-01-97*, требования настоящего раздела направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей; спасение людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы (пункт 6.2 СНиП 21-01-97*).
Следовательно, требование о наличии дверей с уплотнением - это требование к эвакуационным путям, которое направлено на беспрепятственную эвакуацию, спасение людей и предотвращение недопустимого иска, то есть в силу названного выше пункта 8.5, ранее построенные здания должны быть приведены в соответствие с этим правилом.
В связи с чем с момента вступления в силу СНиП 21-01-97* Общество должно было привести в соответствие лестничные клетки, установив на них специальные двери.
Таким образом, по убеждению апелляционного суда, то обстоятельство, что здание построено задолго до введения в действие норм права, регулирующих требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, не означает, что лицами, осуществляющими эксплуатацию здания, не должно соблюдаться действующее законодательство, регулирующее указанные правила пожарной безопасности.
Довод заявителя со ссылкой на пункт 1.7 СНиП 21-01-97* не может быть принят во внимание.
В силу названного пункта при изменении назначения существующего здания или отдельного помещения в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением.
Из указанного пункта следует лишь то, что если функциональное назначение здания изменилось, то в соответствии с указанным СНиП оно рассматривается как здание по его новому назначению. Из текста данного пункта вовсе не следует, как указывает заявитель в своем отзыве, что новый нормативный акт (СНиП 21-01-97*) должен применяться только при изменении функционального назначения зданий. Указанного смысла в данном пункте законодателем не заложено.
Следовательно, материалы дела не содержат доказательств того, что вновь принятые нормативные акты, каким-либо образом ужесточают требования пожарной безопасности, либо что не распространяются на здания, ранее введенные в эксплуатацию.
Таким образом, требование отделения лестничных клеток от поэтажных коридоров дверями с приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах является обязательным для исполнения на всех стадиях эксплуатации здания и вменено Обществу правомерно.
Общество ссылается на невозможность установления дверей в силу конструктивных особенностей планировки здания, что приведет к нарушению других положений СП 1.13130.2009 (уменьшится до недопустимых пределов ширина лестничного проема).
Данный довод апелляционным судом отклоняется как недоказанный, поскольку Обществом не представлено доказательств невозможности в силу технической конструкции здания, исполнить требования правил пожарной безопасности и произвести установку дверей. Ширина лестничного проема зависит от целого ряда объективных обстоятельств: конструкции т направления открывания дверей, стороны расположения навесов, что может быть учтено при исполнении спорного пункта предписания.
Более того, вступившими в законную силу судебными актами (решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2913 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу N А46-11990/2013) признано законным постановление административного органа N 536/537 от 25.09.2013 в части привлечения Общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за то, что лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах на 1-ом и 2-ом этажах. Это же нарушение отражено и в оспариваемом пункте предписания.
В соответствии со
статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из текса судебных актов по делу N А46-11990/2013 следует установления обстоятельств необходимости монтажа дверей в эвакуационных путях.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявленное Обществом требование о признании незаконным предписания в части пункта 509/1/2 не подлежат удовлетворению.
В соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права, является основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 по делу N А46-11364/2013 подлежит отмене, апелляционная жалоба Главного управления - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ООО "Планета-Центр".
постановил:
Апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 05.11.2013 по делу N А46-11364/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Планета-Центр" о признании предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области N 509/1/1-2 от 11.09.2013 недействительным в части пункта 509/1/2 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО