Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А46-1869/2013
Требование: О признании незаконным и отмене вынесенного уполномоченным органом постановления о привлечении ИП к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А46-1869/2013
Требование: О признании незаконным и отмене вынесенного уполномоченным органом постановления о привлечении ИП к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А46-1869/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4194/2013) Территориального отдела надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2013 по делу N А46-1869/2013 (судья Пермяков В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению индивидуального предпринимателя Чередова Владимира Ивановича (ИНН 550700318147, ОГРНИП 307550707200081) к Территориальному отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконными и отмене постановления N 21/22 от 12.02.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального отдела надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Баранов М.Ю. по доверенности N 14416-11-1 от 31.10.2012 сроком действия до 01.11.2013, личность установлена на основании удостоверения;
от индивидуального предпринимателя Чередова Владимира Ивановича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
индивидуальный предприниматель Чередов Владимир Иванович (далее - ИП Чередов В.И., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Территориальным отделом надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) постановления N 21/22 от 12.02.2013 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 26.02.2013 вышеуказанное заявление в соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Омской области от 19.04.2013 по делу N А46-1869/2013 требования заявителя удовлетворены, спорное постановление признано незаконным и отменено.
С решением суда первой инстанции заинтересованное лицо не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе административный орган с выводами суда не соглашается, просит решение Арбитражного суда Арбитражного суда Омской области от 19.04.2013 по делу N А46-1869/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении виновное лицо было определено правильно, так как толкование условий договора от 01.03.2011, занимаемых заявителем, позволяет сделать вывод о возможности привлечения к ответственности именно ИП Чередова В.И.
Заявитель, надлежащим образом извещенный в порядке
статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечил.
В порядке
статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель Территориального отдела надзорной деятельности Ленинского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя подателя жалобы, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 11 от 10.01.2013 была проведена плановая проверка ИП Чередова В.И., осуществляющего свою деятельность на объекте надзора, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Воровского, 186, в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком,
- руководитель организации не обеспечил на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны,
- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре,
- не утверждена и не разработана инструкция по пожарной безопасности,
- не назначено ответственное лицо по пожарной безопасности,
- не обеспечена периодичность осмотра и проверки огнетушителей с отражением в журнале проверок первичных средств пожаротушения,
- не обучено ответственное лицо мерам пожарной безопасности в организации, имеющей лицензию.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 31.01.2013 N 11.
В связи с выявленными нарушениями 31.01.2013 в отношении заявителя были составлены протоколы N 21 и N 22 об административных правонарушениях, ответственность за которое установлена
частями 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 12.02.2013 административным органом в отношении заявителя было вынесено постановление N 21/22, согласно которому ИП Чередов В.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административной наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая, что названное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
19.04.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании
части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое
решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (
часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Из указанного следует, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса о наличии оснований у административного органа к назначению наказания не связан доводами участвующих в деле лиц и обязан проверить наличие оснований для назначения административного наказания конкретному субъекту правоотношений. В свою очередь административный орган обязан представить доказательства совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено постановление привлечении к ответственности.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции верно установлено, что оснований для привлечения заявителя к административной ответственности не имеется, поскольку в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.
А именно, ИП Чередову В.И. вменено нарушение противопожарных норм и правил, квалифицируемых по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
На основании
статьи 2 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В рассматриваемом случае из материалов дела установлено, что помещение заявителя, в котором была проведена проверка, используются ИП Чередовым В.И. на основании договора о сотрудничестве от 01.03.2011, заключенного с садоводческим некоммерческим товариществом "Локомотив".
По таким основаниям следует поддержать вывод суда первой инстанции о том, что ИП Чередов В.И. не является в данном случае лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы указанный вывод не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании положений договора от 01.03.2011 (л.д. 17). А именно, административный орган ошибочно полагает, что согласно договору аренду аренды арендатор несет ответственность за пожарную безопасность здания, и заявитель обязан устранять нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Однако, представленный заявителем в материалы дела договор от 01.03.2011 договором аренды не является. В данном случае из текста представленного договора от 01.03.2011 прямо и не двусмысленно следует, что ИП Чередовым В.И. был заключен договор о сотрудничестве с садоводческим некоммерческим товариществом "Локомотив", в соответствии с условиями которого Предприниматель безвозмездно выполняет для СНТ "Локомотив" работы по изготовлению в разумные сроки необходимых в деятельности Товарищества деревянных и иных изделий по ежемесячным заданиям.
Судом первой инстанции верно отмечено, что согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области сведения о зарегистрированных правах на нежилое строение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Воровского, 186, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 21).
Также, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ИП Чередовым В.И. факта пользования расположенным по адресу: г. Омск, ул. Воровского, 186, объектом недвижимого имущества. Какие-либо документы, фотографии, подтверждающие факт осуществления предпринимателем деятельности в рассматриваемом помещении административным органом не представлены.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что субъектом вменяемого в вину правонарушения является заявитель, административным органом в нарушение положений
части 4 статьи 210 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям о признании незаконными постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270),
271,
272,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2013 по делу N А46-1869/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Ю.РЫЖИКОВ