Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу N А75-5679/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, которым ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу N А75-5679/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, которым ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2013 г. по делу N А75-5679/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9304/2013) общества с ограниченной ответственностью "Тарховское" (далее - ООО "Тарховское", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2013 по делу N А75-5679/2013 (судья Зубакина О.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Общества (ИНН 8603158634)
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.06.2013 N 02-279/2013,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тарховское" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.06.2013 N 02-279/2013, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2013 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что наличие в действиях ООО "Тарховское" состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, доказано Службой. Суд первой инстанции также отметил, что нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания в отношении ООО "Тарховское" Службой не допущено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель ссылается на то, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не установлен собственник трубопровода, а выводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, основаны лишь на том, что держателем лицензии на добычу углеводородов на территории Ершовского участка является Общество. По мнению ООО "Тарховское", несоблюдение Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации лесного участка не доказано административным органом. Кроме того, Общество также ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено Службой с превышением своих полномочий, поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанной статьей, рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве Служба не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Тарховское" и Служба извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. Общество до начала судебного заседания заявило ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со
статьей 156,
частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 11.06.2013 N 02-355 (л.д. 82-83) государственным инспектором Службы совместно с ведущим инженером филиала ФБУ "ЦЛАТИ по УрФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и сотрудником Излучинского участкового лесничества - Территориального отдела Нижневартовского лесничества проведено рейдовое патрулирование Излучинского лесничества в рамках осуществления переданных в соответствии со
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по осуществлению государственного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В ходе патрулирования установлено, что в выделах 98, 99 квартала 250 Излучинского участкового лесничества - Территориального отдела Нижневартовского лесничества, на территории Ершовского лицензионного участка, используемого Обществом, вдоль автодороги от поворота на кустовую площадку N 71 по направлению движения к кустовой площадке N 70а имеет место загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда, а также полосы отвода и охранной зоны трубопровода, с прилегающей к ним территорией на площади 0, 1234 га. Лесной участок представляет собой болотистую местность, с заросшей травянисто-кустарниковой растительностью, переходящую в лесной массив с произрастающими на нем лиственными и хвойными породами деревьев.
Согласно установленным на участке аншлагам указанный трубопровод принадлежит ООО "Тарховское".
По результатам рейдового патрулирования составлен акт обследования от 17.06.2013 N 02-355/2013, к которому также приложены фототаблицы (л.д. 72-76).
В связи с выявлением указанных выше нарушений 17.06.2013 в отношении ООО "Тарховское" составлен протокол об административном правонарушении N 02-279/2013 по признакам правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д. 65-67) и выдано предписание N 02-279/2013 об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений (л.д. 63-64).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Службой вынесено постановление от 20.06.2013 N 02-279/2013, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 54-56).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и должно быть отменено, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
03.09.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (
часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с
частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно
пункту 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с
частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила).
Пунктом 35 Правил предписано не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
Согласно
пункту 34 Правил определено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела документов, составленных в ходе проведения рейдового патрулирования, соблюдение перечисленных выше требований норм и
правил пожарной безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Излучинского лесничества и Ершовского лицензионного участка Обществом не обеспечено.
Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования от 17.06.2013 N 02-355/2013, приложенной к нему фототаблицей (л.д. 72-76), а также протоколом об административном правонарушении N 02-279/2013 от 17.06.2013.
При этом довод подателя апелляционной жалобы о том, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не установлен собственник трубопровода, противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам (акт обследования от 17.06.2013 N 02-355/2013 - л.д. 72-76), из содержания которых следует, что собственник названного объекта был указан на аншлагах, установленных на обследуемом участке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Согласно
части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1.
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения
правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации вина ООО "Тарховское" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и
правил, однако им не были приняты все зависящие от него соответствующие меры.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения заявителем требований норм и
правил пожарной безопасности в лесах, а также о том, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, Службой доказано.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что административным органом не представлено сведений, объективно подтверждающих несоблюдение Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации лицензионного участка, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований Обществу не вменяется, оно привлечено к административной ответственности за нарушение
правил пожарной безопасности в лесах.
Изложенный в апелляционной жалобе довод ООО "Тарховское" о том, что оспариваемое постановление вынесено Службой с превышением своих полномочий, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 23.24, части 1 статьи 23.24.1
КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) названного Кодекса, рассматривают федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.
Согласно
части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в силу положений
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерацией по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) переданы в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры переданы Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, Служба является административным органом, уполномоченным на осуществление государственного лесного надзора и рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 8.32 КоАП РФ, в связи с чем, довод подателя апелляционной жалобы об обратном подлежит отклонению.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается.
Наказание правомерно назначено административным органом в пределах санкции, установленной
частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.
В апелляционной жалобе ООО "Тарховское" также ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство Общества о рассмотрении заявления об оспаривании постановления от 20.06.2013 N 02-279/2013 в общем порядке административного производства и неправомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Между тем, в силу положений
пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела, в том числе, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Санкция нормы, изложенная в
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, предусматривает, что юридическим лицам за совершение соответствующего правонарушения может быть назначен штраф в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Следовательно, дело об оспаривании постановления административного органа от 20.06.2013 N 02-279/2013 может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства.
В силу
части 5 статьи 227 АПК РФ, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим
правилам искового производства или по
правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по
правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
4) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Материалами дела подтверждается, что Общество в суде первой инстанции заявляло ходатайство о рассмотрении настоящего дела по общим
правилам административного производства (л.д. 92).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения данного ходатайства заявителя не имелось, поскольку материалы дела содержат достаточную информацию относительно рассматриваемого спора, а необходимость представления дополнительных доказательств в обоснование своих доводов и возражений у сторон не возникла.
Таким образом, рассмотрение судом первой инстанции дела по
правилам упрощенного производства соответствует действующему законодательству и не нарушает прав Общества.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого
решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь
статьями 269,
271,
272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2013 по делу N А75-5679/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.П.КЛИВЕР