Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2024 N Ф04-1965/2024 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 N 08АП-12195/2023 по делу N А70-9199/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 N 08АП-12195/2023 по делу N А70-9199/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2024 г. N 08АП-12195/2023
Дело N А70-9199/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Титовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12195/2023) индивидуального предпринимателя Ковиной Ольги Николаевны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.09.2023 по делу N А70-9199/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ковиной Ольги Николаевны (ОГРНИП 323723200001826, ИНН 433600433530) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес 625004, город Тюмень, ул. Сакко, дом 30 корпус 1), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Боровое" (ОГРН 1027200853987, ИНН 7224016384, адрес 625504, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Боровский), о признании недействительным решение от 07.03.2023 N 580-о об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в редакции решения от 05.07.2023 N 2261-о о внесении изменений и дополнений,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Ковиной Ольги Николаевны - представитель Кротких К.В. (доверенность N от 28.03.2022 сроком действия два года);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель Александрова О.В. (доверенность N 158/08-3-Д от 16.06.2023 сроком действия один год);
установил:
индивидуальный предприниматель Ковина Ольга Николаевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ковина О.Н.) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения от 07.03.2023 N 580-о об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в редакции решения от 05.07.2023 N 2261-о о внесении изменений и дополнений в решение от 07.03.2023 N 580-о.
В качестве способа восстановления права ИП Ковина О.Н. просила обязать Департамент устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Боровое" (далее - СНТ "Боровое").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.09.2023 по делу N А70-9199/2023 в удовлетворении заявленных требований ИП Ковиной О.Н. отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ИП Ковина О.Н. заявила следующие доводы:
- положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусматривают в качестве оснований для отказа наличие на испрашиваемом земельном участке многочисленной древесной растительности;
- в кадастровом плане территории на кадастровый квартал 72:17:0206004 сведения об установленной береговой линии водного объекта в ЕГРН отсутствуют; сформированный земельный участок, который испрашивает Ковина О.Н., расположен на расстоянии от 20 метров до 42 метров от береговой линии водного объекта; отступ от границ водного объекта осуществлен с целью обеспечения доступа к береговой линии;
- предприниматель оспаривает законность основания отказа в виде чересполосицы, ссылаясь на то, что отступ от границ водного объекта сделан в целях обеспечения береговой линии к водному объекту общего пользования; указывает, что земли вокруг водного объекта относятся к землям общего пользования водными объектами и не являются чересполосицей;
- предприниматель полагает, что ни Департаментом, ни судом не раскрыто с использованием надлежащих доказательств, каким именно образом наличие зоны с особыми условиями использования территорий: ЗОУИТ 72:17-6.1054 - Охранная зона объекта "Газопровод-отвод ГРС ТЭЦ2" в границах Тюменского района Тюменской области; ЗОУИТ 72:17-6.3370 - Зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов) "Газопровод-отвод к ГРС ТЭЦ-2" в границах Тюменского района Тюменской области препятствует формированию и предоставлению земельного участка ИП Ковиной О.Н.; пункты 5, 6 Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083 "Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах" (далее - Правила N 1083) относятся к порядку использования земельного участка, а не порядку его формирования и предоставления. Указанного основания для отказа в согласовании схемы закон не предусматривает.
02.02.2024 Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Определением от 09.02.2024 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 22.02.2024. Департаменту предложено представить письменные пояснения относительно наличия согласия владельцев "Газопровод-отвод ГРС ТЭЦ-2" на сельскохозяйственное использование спорных земель.
15.02.2024 от ИП Ковиной О.Н. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела: бизнес-проекта, схемы использования земельного участка к бизнес-проекту, ответ собственника газопровода (представлен ранее Департаментом имущественных отношений Тюменской области), доказательства направления документов в адрес иных лиц.
20.02.2024 от Департамента поступили письменные пояснения с приложением письма ООО "Газпром трансгаз Сургут" от 14.02.2024 N 23/60-01448-01 и письма Администрации Тюменского муниципального района от 16.02.2024.
20.02.2024 от ИП Ковиной О.Н. поступили письменные пояснения с приложением образца паспорта мелиоративной системы.
В судебном заседании апелляционной инстанции 22.02.2024, проводимом посредством системы веб-конференции, были приобщены все поступившие письменные пояснения и представленные документы.
Представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом пояснений), просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента оспаривал доводы жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, письменные пояснения, заслушав представителя ИП Ковиной О.Н. и Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИП Ковина О.Н. обратилась с заявлением от 22.02.2023 N 230222093 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области с целью предварительного согласования предоставления земельного участка путем образования земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду для сельскохозяйственного использования (осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "Заявление" к отзыву Департамента от 07.06.2023).
02.03.2023 специалистом отдела ФЗУ по ТМР Клаус Э.Э. проведено обследование земельного участка, по результатам которого составлен акт N 23-565, схема земельного участка, фотоматериалы (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "акт обследования" к отзыву Департамента от 07.06.2023).
07.03.2023 Департаментом принято решение N 580-о об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 251 244 кв. м в аренду для сельскохозяйственного использования, мотивированное выводами о том, что разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам (испрашиваемый земельный участок занят древесной растительностью, относящейся к зеленому фонду поселений, что исключает возможность осуществления на нем хозяйственной деятельности). Дополнительно Департамент сообщил, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен магистральный газопровод, в отношении которого установлена охранная зона (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "решение об отказе" к отзыву Департамента от 07.06.2023).
Департаментом направлен запрос от 11.05.2023 N 07997/08-3 в Администрацию Тюменского муниципального района, в ответ который сообщено о наличии водного объекта, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами 72:17:0206004:1429, 72:17:0206004:319, 72:17:0206004:320, 72:17:0206004:262, 72:17:0206004:379, 72:17:0206004:380, указано, что в собственности Тюменского муниципального района отсутствуют какие-либо объекты в данном районе. На указанной территории проходят каналы со сбросом воды в осушительную сеть мелиоративной системы "Боровская". Осушительные сети являются действующими (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "ответ местной администрации" к отзыву Департамента от 07.06.2023).
Кроме того, Департаментом направлен запрос от 11.05.2023 N 07997/08-3 в Администрацию муниципального образования поселок Боровский Тюменского муниципального района Тюменской области. Из ответа следует, что объект, расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами 72:17:0206004:1429, 72:17:0206004:319, 72:17:0206004:320, 72:17:0206004:262, 72:17:0206004:379, 72:17:0206004:380 и испрашиваемым земельным участком, является водным объектом и используется СНТ "Боровое" как пожарный водоем с целью наружного пожаротушения. Информации о наименовании и сведениях о собственнике водного объекта в Администрации муниципального образования поселок Боровский не имеется. На испрашиваемом земельном участке расположены водоотводные канавы (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "ответ администрации ТМР" к отзыву Департамента от 07.06.2023). К ответу приложены фотоматериалы.
15.05.2023 специалистом отдела ФЗУ по ТМР Клаус Э.Э. проведено обследование земельного участка, по результатам которого составлен акт N 23-1440, схема земельного участка, фотоматериалы (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "акт обследования 2" к отзыву Департамента от 07.06.2023).
05.07.2023 Департаментом принято решение о внесении изменений и дополнений в решение Департамента от 07.03.2023 N 580-О, в котором Департамент дополнил отказ абзацами 4,5 следующего содержания:
- при образовании земельного участка будет нарушен доступ к водному объекту;
- разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам (образование земельного участка приведет к чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию земель)".
Полагая, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка (в редакции решения от 05.07.2023), является недействительным, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.09.2023 по делу N А70-9199/2023 в удовлетворении требований заявителя было отказано, что явилось основанием для подачи заявителем апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности регламентированы статьей 39.18 ЗК РФ.
Так, часть 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 39.18 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подробным образом регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и состоит из нескольких последовательных стадий, включая: подготовку схемы образуемого земельного участка; процедуру получения предварительного согласования предоставления земельного участка; выполнение кадастровых работ осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка и оформление правоустанавливающих документов.
Поскольку в конкретной ситуации испрашиваемый земельный участок не был образован, то процедура предоставления начинается с образования земельного участка.
Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
На основании части 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Из вышеуказанного следует, что в случае если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то первым этапом для предоставления земельного участка является подготовка схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Заявитель самостоятельно инициировал разработку схемы испрашиваемого им земельного участка.
Статьей 39.15 ЗК РФ определена процедура получения заинтересованным лицом предварительного согласования предоставления земельного участка.
В силу части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, кроме прочего, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В свою очередь, пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Следовательно, основанием для отказа в утверждении схемы образования земельного участка может являться составление данной схемы с нарушением требований, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами.
Как было выше сказано, ИП Ковина О.Н. обратилась с заявлением 22.02.2023 N 230222093 к Департаменту с целью предварительного согласования предоставления земельного участка путем образования земельного участка из земель государственная собственность, на которые не разграничена, в аренду для сельскохозяйственного использования (осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Департамент отказал (с учетом дополнений оснований отказа) в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на то, что:
- разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам (испрашиваемый земельный участок занят древесной растительностью, относящейся к зеленому фонду поселений, что исключает возможность осуществления на нем хозяйственной деятельности);
- при образовании земельного участка будет нарушен доступ к водному объекту;
- разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам (образование земельного участка приведет к чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию земель);
- в границах испрашиваемого земельного участка расположен магистральный газопровод, в отношении которого установлена охранная зона.
Оценивая первое основание для отказа (зарастание древесной растительностью), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о его необоснованности, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из генерального плана муниципального образования п. Боровский (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "фрагмент ГП" к отзыву Департамента от 07.06.2023) усматривается, что испрашиваемый участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий.
Поскольку, как было выше сказано, под сельскохозяйственными угодьями понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), то указанное не предполагает возможность зарастания данных земель древесно-кустарниковой растительностью, препятствующей использованию земель по их назначению.
Следовательно, какие-либо законные препятствия для приведения указанных земель в состояние пригодное для использования в соответствии с назначением отсутствуют, а доводы ИП Ковиной О.Н. о неправомерности отказа Департамента по данному основанию являются правильными.
Утверждение Департамента о том, что земли относятся к зеленому фонду поселений, что исключает возможность осуществления на нем хозяйственной деятельности, является необоснованными и противоречит представленному в материалы дела фрагменту генерального плана МО п. Боровский.
Суд апелляционной инстанции также не поддерживает выводы Департамента о том, что при образовании земельного участка будет нарушен доступ к водному объекту, с учетом следующего.
Часть 1 статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) разрешает забор (изъятие) водных ресурсов для ликвидации пожаров из любых водных источников независимо от формы собственности и назначения.
Согласно части 2 статьи 53 ВК РФ использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей строго запрещено.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся, в том числе водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
К водным объектам, которые могут быть использованы для обеспечения пожарной безопасности, следует отнести природный или искусственный водоем или иной объект, оборудованный исключительно для целей противопожарной безопасности и тушения пожаров. Это могут быть пруды, обводненные карьеры, специальные подземные и надземные резервуары.
Действительно, из ответов Администрации Тюменского муниципального района и Администрации муниципального образования поселок Боровский Тюменского муниципального района Тюменской области следует, что между земельными участками с кадастровыми номерами 72:17:0206004:1429, 72:17:0206004:319, 72:17:0206004:320, 72:17:0206004:262, 72:17:0206004:379, 72:17:0206004:380 есть водный объект, который используется СНТ "Боровое" как пожарный водоем с целью наружного пожаротушения.
Между тем, заключения кадастрового инженера Прохоненко В.С. от 18.07.2023 (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "Заключение_ЭЦП_(1)" к письменным объяснениям заявителя от 07.06.2023) следует и Департаментом не опровергнуто, что спорный водный объект не входит в границы испрашиваемого земельного участка. Сформированный земельный участок, который испрашивает Ковина О.Н., расположен на расстоянии от 20 метров до 42 метров от береговой линии водного объекта, что предполагает возможность доступа к нему.
При этом из генерального плана муниципального образования п. Боровский также усматривается, что испрашиваемый земельный участок не препятствует доступу к водному объекту СНТ "Боровое".
Суд апелляционной инстанции также признает обоснованными доводы предпринимателя о том, что в данном случае чересполосицы не допущено, так как отступ от водного объекта выполнен в целях соблюдения требований действующего законодательства и предоставления гражданам доступа к береговой линии к водному объекту общего пользования.
Так, согласно пункту 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Наличие отступа не свидетельствует о потенциальной нерациональности использования оставшейся части участка, а обусловлено названными выше требованиями законодательства.
Департаментом не опровергнуты обстоятельства того, что различия в протяженности отступа в заключении кадастрового инженера обусловлены изломанной формой самого водного объекта.
Более того, как правомерно указывает податель жалобы, подготовка схемы расположения земельного участка может быть обеспечена и органом местного самоуправления в силу части 3 статьи 11.10 ЗК РФ, что предполагает возможность изменения границ, смежных с водоемом так, чтоб обеспечить доступ, но исключить нерациональное использование земель.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает подтвержденным обстоятельство нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий (в связи с наличием в границах испрашиваемого земельного участка магистрального газопровода).
В силу положений статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" зона с особыми условиями использования территорий - это территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия ее использования.
В силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 3 статьи 87 ЗК в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Приложения 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ охранной зоной газопровода признается зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии со статьями 28, 32 Федерального закона N 69-ФЗ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. При этом действующим правовым регулированием в сфере газоснабжения предусматривается снос строений и сооружений, построенных ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения.
Согласно правилам статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 106 ЗК РФ предусматривается, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются бессрочно или на определенный срок. В случае, если зона с особыми условиями использования территории установлена на определенный срок, а также в случае, если положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида предусмотрено прекращение существования такой зоны одновременно с прекращением существования объекта, в связи с размещением которого она установлена, по истечении указанного срока, со дня прекращения существования указанного объекта данная зона прекращает существование, при этом принятие решения о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории не требуется. Защитная зона объекта культурного наследия, зона охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
При этом зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.
На основании положений статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Из заключения кадастрового инженера Прохоненко В.С. от 18.07.2023 (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "Заключение_ЭЦП_ (1)" к письменным объяснениям заявителя от 07.06.2023) следует, что земли в кадастровом квартале 72:17:0206004 относятся к категории "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Согласно кадастровому плану территории кадастрового квартала от 17.07.2023 N КУВИ-001/2023-163692314 земли находятся в зонах охотничьих угодий, лесничества, зон с особыми условиями использования территории охранная зона инженерных коммуникаций, территориальной зоне производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры, территориальной зоне зоне специального назначения, территориальной зоне зоне сельскохозяйственного использования, территориальной зоне производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры.
Из генерального плана муниципального образования п. Боровский также усматривается, что через испрашиваемый земельный участок проходит магистральный газопровод федерального значения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников допускается в охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод.
В свою очередь, из представленного предпринимателем в суде апелляционной инстанции бизнес-плана следует, что участок необходим для выращивания ягодных культур. Запланирована посадка кустов клубники, малины, черной смородины.
Следовательно, вырубка существующих деревьев и осуществление посадки кустарников возможно только на основании разрешения собственника магистрального газопровода.
В письме от 14.02.2024 N 23/60-01448-01 ООО "Газпром трансгаз Сургут", как и в ранее представленном письме, подтверждается обстоятельства того, что границы земельного участка, отраженного на схеме, накладываются на существующий газопровод-отвод ГРС ТЭЦ-2, а также зоны с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) данного газопровода: 72:17-6.1054 - охранная зона, 72:17-6.3370 - зона минимальных расстояний.
При этом ООО "Газпром трансгаз Сургут" не подтверждает обстоятельств дачи обществом обязательного согласия заявителю на осуществление вырубки деревьев и посадки кустарников.
Позиция подателя жалобы, согласно которой Правила N 1083 относятся к порядку использования земельного участка, а не порядку его формирования и предоставления, согласие может быть получено после предоставления земельного участка, не оценивается судом в качестве основательной, так как земельный участок формируется под целевое назначение сельскохозяйственного использования.
Суд апелляционной инстанции полагает, что формирование земельного участка, возможное проведение аукциона на предоставление земельного участка (при наличии нескольких поданных заявлений) в условиях неопределенности обстоятельств возможности использования участка по целевому назначению (в отсутствии согласия собственника газопровода) не соответствует ни целям разумного использования бюджетных средств, ни целям рационального использования земель.
Утверждение ИП Ковиной О.Н. о том, что указанное не может выступать основанием для отказа в согласовании схемы, является ошибочным, так как пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Поскольку правила использования территории, которая относится к охранным зонам, предусмотрены вышеприведенными положениями ЗК РФ и Федерального закона N 69-ФЗ, то указанное нарушение могло выступать основанием для отказа в согласовании схемы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание обстоятельства того, что согласно ответу Администрации муниципального образования поселок Боровский Тюменского муниципального района Тюменской области (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "ответ администрации ТМР" к отзыву Департамента от 07.06.2023) на запрос Департамента от 11.05.2023 N 07997/08-3 следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены водоотводные канавы.
Федеральным законом "О мелиорации земель" от 10.01.1996 N 4-ФЗ (далее - ФЗ N 4-ФЗ) даны основные понятия в статье 2 закона. Так, мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
В свою очередь, мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание мелиоративных защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Статья 5 ФЗ N 4-ФЗ в зависимости от характера мелиоративных мероприятий различает следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.
Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подаче и (или) отводу воды с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений (статья 6 ФЗ N 4-ФЗ).
К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
Как следует из ответа на запрос Департамента Администрации Тюменского муниципального района, на указанной территории проходят каналы со сбросом воды в осушительную сеть мелиоративной системы "Боровская". Осушительные сети являются действующими.
Администрацию муниципального образования поселок Боровский Тюменского муниципального района Тюменской области также указала, что на испрашиваемом земельном участке расположены водоотводные канавы (документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение "ответ администрации ТМР" к отзыву Департамента от 07.06.2023). К ответу приложены фотоматериалы.
Ссылки ИП Ковиной О.Н. на то, что мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации, в то время как на заявленные водоотводные канавы соответствующие паспорта не представлены, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку вопросы законности размещения мелиоративных систем, гидротехнических сооружений не входят в предмет настоящего судебного разбирательства.
При этом координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности; обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области мелиорации земель (статья 16 ФЗ N 4-ФЗ).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ковиной Ольги Николаевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.09.2023 по делу N А70-9199/2023 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ковиной Ольге Николаевне из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 07.12.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Н.Е.КОТЛЯРОВ
А.Н.ЛОТОВ