Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2022 N Ф04-937/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 N 08АП-13721/2021 по делу N А70-8216/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, в том числе задолженности по плате за использование лесов, превышающей минимальный размер арендной платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 N 08АП-13721/2021 по делу N А70-8216/2021
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, в том числе задолженности по плате за использование лесов, превышающей минимальный размер арендной платы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2021 г. N 08АП-13721/2021
Дело N А70-8216/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Воронова Т.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13721/2021) общества с ограниченной ответственностью "Лесной клуб" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.09.2021 по делу N А70-8216/2021 (судья Маркова Н.Л.), по исковому заявлению Департамента лесного комплекса Тюменской области (ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831) к обществу с ограниченной ответственностью "Лесной клуб" (ИНН 6654011555, ОГРН 1076654001236) о взыскании 3 065 153 руб. 68 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Лесной клуб" (далее - ответчик, ООО "Лесной клуб") о взыскании неосновательного обогащения за 2009-2020 года в сумме 3 065 153 руб. 68 коп., в том числе задолженность по плате за использование в части минимального размера арендной платы в размере 2 357 809 руб. 04 коп., а также задолженность по плате за использование лесов, превышающей минимальный размер арендной платы в сумме 707 344 руб. 64 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - третье лицо, Департамент лесного хозяйства).
Решением от 28.09.2021 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил исковые требования частично, взыскал с ООО "Лесной клуб" в пользу Департамента неосновательное обогащение в сумме 1 053 646 руб. 58 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лесной клуб" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано следующее: условия об изменении объемов заготовки изначально были предусмотрены конкурсной документацией и договором, это не является изменением условий торгов и не противоречит
статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); производя доначисление арендных платежей, Департамент не предоставил ответчику встречное обязательство - необходимый объем лесных насаждений для заготовки древесины, указанный в договоре; размер арендной платы по договору зависит от объема изъятия лесных ресурсов, следовательно, отсутствие объема заготовок на истребуемую сумму, влечет неосновательное обогащение на стороне истца; на стороне арендодателя не имелось и не имеется возможности предоставить объемы заготовки древесины, изначально предусмотренные конкурсной документацией и договором.
Департамент в представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 22.12.2006 между ФГУ "Юргинский лесхоз" (арендодатель) и ООО "РВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного фонда N 2 (далее - договор N 2), согласно которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное пользование участок лесного фонда для ежегодной заготовки древесины по главному и промежуточному пользованию, на основе многоцелевого, непрерывного, неистощимого пользования лесом с сохранением экологических функций (пункт 1.1).
Размер арендной платы, порядок и условия ее внесения определены в разделе 4 договора N 2.
Арендодатель передал арендатору лесной участок площадью 18551 га, на основании акта приемки-передачи участка лесного фонда в аренду 22.12.2006.
Регистрация договора N 2, состоялась в установленном законом порядке 22.01.2007.
Договор аренды участка лесного фонда 22.12.2006 N 2 был переоформлен в соответствии с действующим законодательством, в связи с введением в действие новой редакции
ЛК РФ, в порядке установленном федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" N 201 от 24.12.2006 (далее - Закон N 201-ФЗ).
Так, 29.01.2008 между Департаментом (арендодатель) и ООО "РВ" (арендатор) заключен договор аренды N 35/др (далее - договор N 35/др), согласно которому арендодатель передает арендатору в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (далее - лесной участок) (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 договора N 35/др лесной участок расположен по адресу: Тюменская область, Юргинский район, Лесхоз Юргинский, Лесновское лесничество, и является частью лесного участка с кадастровым номером 72:20:0000000:0167.
Согласно пункту 1.3 договора N 35/др арендатору передан лесной участок общей площадью 185551 га в целях заготовки древесины.
Ежегодный объем заготовки древесины установлен в приложении N 3 к договору N 35/др (пункт 1.4).
Срок действия договора N 35/др установлен до 31.12.2021 (пункт 7.1).
Размер арендной платы, порядок и условия ее внесения определены в разделе 2 договора N 35/др.
Передача лесного участка арендатору подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 29.01.2008 (приложение N 5 к договору N 35/др).
Регистрация договора N 35/др, в установленном законом порядке прошла 19.12.2008.
В последствии, к договору N 35/др стороны заключили следующие соглашения.
Согласно дополнительному соглашению от 05.11.2008 N 1 земельный участок имеет кадастровый номер 72:03/03:00:1100:00:01.
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения от 11.09.2009 N 2 раздел 2 договора аренды N 35/др изложен в новой редакции: арендная плата составляет 787 059 руб. по ставкам 2007 года.
В дополнительном соглашении от 10.12.2010 N 3 стороны изменили границы и характеристики лесного участка.
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения от 17.02.2014 N 4 приложение N 6 к договору N 35/др дополнен таблицей, содержащей сведения по расчету арендной платы.
Кроме того, 28.04.2014 между ООО "РВ" (цедент), ООО "Лесной клуб" (преемник) и Департаментом заключено соглашение о перемене лиц, в соответствии с которым цедент передал, а преемник принял на себя все права и обязанности цедента и стал стороной по договору N 35/др.
Регистрация соглашения о перемене лиц, в установленном законом порядке состоялась 02.06.2014.
Согласно акту приема-передачи лесного участка от 28.04.2014 лесной участок передан ответчику.
На основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 18.02.2019 N АГ-П9-1110 и поручения Агентства лесного хозяйства от 01.03.2019 N НК-06-46/3448, третьим лицом проведена внеплановая выездная проверка (акт проверки от 01.11.2019 N 12-отр), согласно которой выдано предписание от 01.11.2019 N 23/12-отр об устранении выявленных нарушений (далее - предписаниие N 23/12-отр).
В акте проверки от 01.11.2019 N 12-отр установлено следующее: на основании протокола о результатах лесного конкурса от 18.12.2006 N 71 с ООО "РВ" заключен договор аренды участка лесного фонда от 22.12.2006 N 2 на площади 18551 га с ежегодным размером пользования для осуществления рубок главного пользования 21,7 тыс.м3, в том числе 0,7 тыс.м3 по хвойному хозяйству и 21,0 тыс.м3 по лиственному хозяйству и рубок промежуточного пользования 16,5 тыс.м3, в том числе 9,5 тыс.м3 по хвойному хозяйству и 7,0 тыс.м3 по лиственному хозяйству. Протоколом заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды лесного фонда от 18.12.2006 N 71 ООО "РВ" признано победителем лесного конкурса для заготовки древесины на участке площадью 18551 га, с ежегодным размером заготовки древесины по главному пользованию 21,7тыс.м3, в том числе 0,7тыс.м3 по хвойному хозяйству. Информация о сумме арендной платы в протоколе и договоре отсутствует.
По условиям пункта 4.2 договора ежегодный размер арендной платы определяется исходя из расчетного ежегодного размера заготовки древесины на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок за древесину, отпускаемую на корню, с использованием повышающего коэффициента по хвойному хозяйству - 1,3, по лиственному хозяйству - 1,3. Пунктом 4.3 определено внесение арендной платы по 11 срокам. Окончательный размер арендной платы уточняется с арендатором в срок до 10 декабря ежегодно.
При приведении в соответствие с
ЛК РФ в порядке переоформления заключен договор аренды от 29.01.2008 N 35/др с ежегодным объемом заготовки на 2008 год в спелых и перестойных лесных насаждениях 5,0 тыс.м3, в том числе 0,7 тыс.м3 по хвойному хозяйству и рубок средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных насаждениях при уходе за лесами и рубке погибших и поврежденных лесных насаждений 5,0 тыс.м3 по хвойному хозяйству. Ежегодный размер арендной платы на последующие годы не указан. Согласно пункту 2.1 договора, арендная плата состоит из двух частей, каждая из которых рассчитывается на основании материалов отвода. Пунктом 2.2 установлен срок внесения арендной платы по 4 срокам.
На основании дополнения к проекту освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы (приказ от 03.04.2009 N 05/029), дополнительного соглашения от 11.09.2009 N 2 установлен ежегодный объем заготовки с 01.01.2009 в объеме по сплошным рубкам 16,3 тыс.м3, в том числе 1,9 тыс.м3 по хвойному хозяйству и рубкам ухода 9,7 тыс.м3, в том числе 8,9 тыс.м3 по хвойному хозяйству. Арендная плата на момент заключения договора составила 787 059 руб. по ставкам 2007 года, в том числе 605 430 руб. в федеральный бюджет. Расчет арендной платы к проверке представлен.
Арендную плату следует исчислять исходя объемов, установленных конкурсом при рубке спелых и перестойных насаждений в размере 21,7 тыс.м3, и рубок ухода в размере 16,5 тыс.м3.
На основании изложенного, истцу предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договору N 35/др, с учетом выявленных нарушений, осуществить доначисление и взыскание недополученного дохода в федеральный бюджет в срок до 01.12.2020.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании данного пункта 6 предписания N 23/12-отр незаконным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020, Департаменту отказано в удовлетворении требований по делу N А60-4540/2020.
В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 17.12.2020 N 58-пр, пункт 6 предписания N 23/12-отр, признан не исполненным.
В связи с неисполнением пункта 6 предписания N 23/12-отр, третьим лицом в адрес Департамента вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 18.01.2021 N 3/58-пр (далее - предписание N 3/58-пр), согласно которому истцу надлежит в срок до 01.11.2021 обеспечить перерасчет арендной платы по договору N 35/др, с учетом выявленных нарушений, осуществить доначисление и взыскание недополученного дохода в федеральный бюджет.
Департамент произвел перерасчет арендной платы по договору N 35/др с учетом объемов установленных в протоколе о результатах лесного конкурса от 18.12.2006 N 71 с ООО "РВ" и заключенного договора аренды участка лесного фонда от 22.12.2006 N 2 на площади 18551 га с ежегодным размером пользования для осуществления рубок главного пользования 21,7 тыс.м3, в том числе 0,7 тыс.м3 по хвойному хозяйству и 21,0 тыс.м3 по лиственному хозяйству и рубок промежуточного пользования 16,5 тыс.м3, в том числе 9,5 тыс.м3 по хвойному хозяйству и 7,0 тыс.м3 по лиственному хозяйству.
Согласно произведенному расчету сумма ежегодной арендной платы составляет 946 040 руб. в ставках 2007 года, а задолженность - 3 065 153 руб. 68 коп. за периоды с 2009 по 2020 года.
В соответствии с уведомлением от 17.03.2021 N 60-др задолженность ответчика по плате за использование в части минимального размера арендной платы составляет 2 357 809 руб. 04 коп., задолженность по плате за использование лесов, превышающей минимальный размер арендной платы, составляет 707 344 руб. 64 коп.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, считая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, истец обратиться в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке
статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями
статей 1,
195,
196,
200,
307,
309,
310,
422,
431,
1102,
1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),
статей 71,
73 ЛК РФ, Федерального
закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации",
постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности",
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора",
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российский Федерации об исковой давности", а также условиями договоров, установив, что срок исковой давности в отношении заявленных исковых требований в части период с 2009 года по май 2018 года пропущен, удовлетворил исковые требования частично.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно
части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (
часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно
части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу
части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Как указано ранее, договор аренды от 22.12.2006 N 2 был переоформлен, в соответствии с действующим законодательством, в связи с введением в действие новой редакции
ЛК РФ, в порядке установленном Законом N 201-ФЗ.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 22.12.2006 действовал Лесной
кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - ГУ РФ 1997 года).
В соответствии со
статьей 34 ЛК РФ 1997 года и
пунктом 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с
ЛК РФ и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
ЛК РФ введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Закона N 201-ФЗ.
На основании части 1 и части 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с
ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с
ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный
порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
В соответствии с
пунктами 10 и
11 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со
статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
По смыслу
статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам
ЛК РФ 1997 года, в соответствие с новым
ЛК РФ.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Согласно с
частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В
части 2 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
В силу
статьи 614 ГК РФ и
статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются
статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
В силу
части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период заключения дополнительных соглашений) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
При этом согласно
части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени) при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (
часть 1 статьи 74 ЛК РФ), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со
статьями 73 и
76 ЛК РФ.
Из приведенных норм права следует, что
ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в
определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что
часть 2 статьи 74 ЛК РФ, закрепившая недопустимость при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Изменение сторонами договора аренды лесного участка его условия о размере арендной платы противоречит установленному специальной нормой -
частью 2 статьи 74 ЛК РФ прямому запрету. В силу наличия этой специальной нормы о неприменении гражданского законодательства в части условий и оснований изменения договора аренды лесного участка по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, в
постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 признал обоснованным вывод судов по этому делу о признании сделки, изменяющей размер арендной платы, в соответствии со
статьей 168 ГК РФ (в прежней редакции) не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.
Таким образом, закон не допускал на момент заключения сторонами дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка возможность изменения условий договора на основании соглашения сторон такого договора.
В соответствии со
статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (
пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 74).
Применительно к
статьям 166 и
168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что условия дополнительных соглашений в рассматриваемой части являются ничтожными, а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей для сторон по сделке. В связи с этим у ответчика отсутствовали правовые основания для уплаты арендной платы в ином размере, чем предусмотрено условиями договора аренды.
Поскольку во исполнение ничтожных соглашений арендатором уплачивалась арендная плата за разрешенный объем заготовки древесины ниже арендной платы, установленной на торгах и не подлежащей изменению, проверив расчет истца и признав его верным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Общества задолженности по арендной плате.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные Департаментом исковые требований подлежат удовлетворению, как недополученная арендная плата, в сумме, установленной судом первой инстанцией с учетом сроков исковой давности.
Доводов и возражений относительно применения срока исковой давности податель жалобы не заявил, а выводы суда первой инстанции в данной части соответствуют положениям
статей 196,
199,
200,
202 ГК РФ. Оснований для переоценки выводов, изложенных в обжалуемом решении, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы Общества о том, что отсутствие объема заготовок на истребуемую сумму, влечет неосновательное обогащение на стороне истца, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Общество имело право на использование именно того объема, который установлен в аукционное документации, и не воспользовалось своим правом на внесение изменений в договор в части объемов в судебном порядке.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со
статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.09.2021 по делу N А70-8216/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Т.А.ВОРОНОВ
О.А.СИДОРЕНКО