Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 08АП-3627/2014 по делу N А46-14531/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о признании учреждения виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 08АП-3627/2014 по делу N А46-14531/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о признании учреждения виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. N 08АП-3627/2014
Дело N А46-14531/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3627/2014) Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-14531/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат" к Территориальному отделу надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным постановления N 247/248 от 07.11.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат" - Раслевич Анна Семеновна по доверенности N 494 от 26.05.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Территориального отдела надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Комарова Ксения Владимировна по доверенности N 399 от 30.12.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения)
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Скворцов Дмитрий Алексеевич по доверенности N 144 от 04.10.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
установил:
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат" (далее - БСУСО "Атакский психоневрологический интернат", Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Тарского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - заинтересованное лицо, ТОНД (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 247/248 от 07.11.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-14531/2013 в удовлетворении заявленных требований было отказано, с чем заявитель не согласился, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что 25.10.2013 года на основании распоряжения от 02.09.2013 N 255 была проведена проверка в отношении БСУСО "Атакский психоневрологический интернат", в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- котельный зал котельной выполнен третьей степени огнестойкости (требуется не ниже второй),
- коридор жилого корпуса N 4 более 60-ти метров не разделен на участки противопожарной перегородкой 2-го типа,
- ступени марша наружной открытой лестницы в жилом корпусе N 4 со стороны здания медпункта выполнены в виде металлического прута (требуется сплошными не менее 0,2 м), ширина лестницы менее 0,8 м (фактически 0,6 м),
- высота эвакуационных выходов из жилого корпуса N 3, 4, из коридора в фойе, из коридора в сан.узел жилого корпуса N 3, из комнаты психологической разгрузки (жил.корлус N 3), из жилого корпуса N 2 (основной и тамбур запасного выхода), из медпункта, аптеки, комнаты инструкторов по труду, подсобных помещений подвального этажа жилого корпуса N 4 в свету менее 1,9 м, ширина эвакуационных выходов в свету менее 0,8 м из медпункта, комнаты психологической разгрузки из жилого корпуса N 4, проходной; ширина запасного выхода в свету менее 1,2 м со стороны карантинного отделения, из коридора в сан.узел (жил.корпус N 3), сан. узла жилого корпуса N 3, из жилого корпуса N 2 (основной и тамбур запасного выхода), из жилого корпуса N 4,
- отсутствует пандус в месте перепада высоты на пути эвакуации перед сан. узлом жилого корпуса N 4 (имеется ступень высотой 28 см),
- ширина лестничной площадки менее ширины марша лестницы в сан.узел жилого корпуса N 4,
- деревянные стены, перегородки с внутренней стороны (брус, стягивающий стены), и потолки зданий V степени огнестойкости 2,3,4 корпусов не отштукатурены или не обработаны и не покрыты огнезащитными пропитками, красками или лаками, обеспечивающими класс пожарной опасности не ниже К1.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N 255 от 25.10.2013.
В этот же день были составлены протоколы N 247 и 248 о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
07.11.2013 главным государственным инспектором Тарского района по пожарному надзору Плюсниным А.В. вынесено постановление N 247/248 о признании БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая, что названное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления N 247/248 от 07.11.2013 мотивировано наличием в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения. В том числе судом были отклонены доводы о нецелесообразности приведения обследованных помещений и зданий в соответствие с требованиями пожарной безопасности, обоснованные строительством новых корпусов Учреждения и дальнейшим сносом объектов, в которых производилась проверка.
В апелляционной жалобе БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" и последующих письменных пояснениях просит отменить судебное решение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что строительство новых корпусов Учреждения окончено, остались незавершенными работы по проведению благоустройства территории, которые не были своевременно выполнены по вине подрядчика. После ввода в эксплуатацию нового спального корпуса жилые корпуса БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" NN 2, 3, 4 будут снесены, в связи с чем проведение в указанных корпусах мероприятий, относящихся к капитальному ремонту, является нецелесообразным.
Также заявитель указал на чрезмерную суровость примененного наказания и на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу с возражениями на доводы заявителя, просит оставить судебное решение без изменения как законное и обоснованное.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей участников процесса, соответственно поддержавших изложенные выше доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Как следует из содержания оспариваемого постановления, БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" были нарушены часть 2 статьи 4, пункт 4 статьи 53, статьи 87, 89 Федерального закона N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; пункта 33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390; пунктов 4.3.3, 4.3.4 и 5.2.14 Свода правил (СП 1.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункта 6.8.14 Свода правил (СП 2.13130.2009) "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", пунктов 6.26, 6.16 и 6.31 Строительных норм и правил (СНиП 21-01-97) "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункта 1.23 прил.1 Строительных норм и правил (СНиП II-35-76) "Котельные установки", пунктов 5.4, 5.9 и 6.6 Строительных норм и правил (СНиП 31-06-2009) "Общественные здания и сооружения".
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционным судом установлено, что между участниками настоящего дела имел место быть спор в рамках иного арбитражного дела - N А46-29766/2012 (решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013), в котором также были рассмотрены аналогичные правонарушения (нарушения противопожарных норм и правил), но при проведении предыдущей проверки.
Судебными актами по обозначенному делу было установлено событие правонарушения, аналогичного рассматриваемому в настоящем споре, в связи с чем факт нарушения норм и правил противопожарного законодательства является установленным, оснований для повторного доказывания указанных обстоятельств не имеется.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае вина Учреждения выразилась в том, что осуществляя деятельность по эксплуатации арендуемого помещения, он не исполнял противопожарные требования и не принял меры к недопущению их нарушения, о чем свидетельствует наличие выявленных нарушений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы заявителя о нецелесообразности устранения нарушений в существующих помещениях в связи с предполагаемым вводом в эксплуатацию нового здания (спального корпуса) судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, данные обстоятельства не исключают обязанности соблюдать определенные требования пожарной безопасности в отношении принадлежащего ему имущества, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности" пожарная безопасность -состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Являясь собственником объекта защиты, Учреждение, будучи лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, имело возможность привести принадлежащее ему имущество в соответствие с противопожарными нормами, однако доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований и условий вышеуказанных норм, а также отсутствия возможности для их соблюдения БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" в материалы дела не представлено.
Кроме того, при рассмотрении арбитражного дела N А46-29766/2012 судами было принято во внимание, что новый спальный корпус окончен строительством и для ввода его в эксплуатацию необходимо выполнить работы по благоустройству территории. Именно данное обстоятельство послужило основанием для удовлетворения требований Учреждения в рамках процесса по делу N А46-29766/2012.
Однако, учитывая, что прошествии более чем одного календарного года с момент вступления в силу судебного решения по делу N А46-29766/2012 Учреждение до настоящего времени не обеспечило ввод в эксплуатацию нового спального корпуса и существующие помещения долгое время не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, что создает потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, апелляционный суд полагает возможным не принимать во внимание доводы заявителя о нецелесообразности устранения выявленных нарушений в существующих зданиях.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции, нарушений не установлено.
Также суд апелляционной инстанции не усматривает наличие оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В силу пункта 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности.
Доводы о существенном размере примененного штрафа во внимание не могут быть приняты, поскольку действующим законодательством об административных правонарушениях не предусмотрено оснований для назначения санкции ниже низшего предела, что имеет место быть в рассматриваемом случае (наказание назначено в размере минимальной штрафной санкции).
Принимая во внимание изложенное, спорное постановление вынесено на законных основаниях, с соблюдением порядка и сроков, в связи с чем не может быть признано недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований следует признать правомерным. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-14531/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ