Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2024 N 08АП-3039/2024 по делу N А46-10862/2023
Требование: О взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2024 N 08АП-3039/2024 по делу N А46-10862/2023
Требование: О взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2024 г. N 08АП-3039/2024
Дело N А46-10862/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Халявина Е.С.,
судей Бацман Н.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3039/2024) публичного акционерного общества "Россети Сибирь"
на решение от 08.02.2024 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10862/2023 (судья Иванова И.А.), принятое по исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области (ОГРН 1085543000289,
ИНН 5503202387) к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь"
(ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) о взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка в размере 21 718 руб. 53 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Любый С.А.
по доверенности от 01.08.2023;
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Маслова О.А.
по доверенности от 09.01.2024.
Суд
установил:
Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" (далее - общество) о взыскании неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка от 04.06.2020 N 198д (далее - договор) в размере 21 718 руб. 53 коп.
Решением от 08.02.2024 Арбитражного суда Омской области иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, согласно которой просило решение по делу отменить, в удовлетворении иска - отказать.
По мнению подателя жалобы, плотность древесной растительности не позволяла выполнить механизированную обработку почвы без вырубки деревьев, минерализованные полосы созданы ответчиком в соответствии с сезонными сроками их устройства, после начала фактического использования участка, у истца не возникли убытки либо негативные последствия, в связи с чем неустойка не подлежит взысканию.
В письменном отзыве истец просит оставить судебный акт без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда явившиеся представители сторон выступили с пояснениями по делу.
Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, отзыв, заслушав правовые позиции сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между управлением (арендодатель) и ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" (правопредшественником общества) (арендатор) заключен договор, согласно условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование земельный (лесной) участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 0,1485 га, с кадастровым номером 55:14:300206:477, расположенный на территории Муромцевского муниципального района Омской области в лесотаксационных выделах NN 26 (ч), 64 (ч) квартала N 1 урочище "бывший совхоз Муромцевский" Муромцевского сельского участкового лесничества Муромцевского лесничества Омской области (далее - лесной участок). Лесной участок предоставлен в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта "ВЛ-10кВ". Срок действия договора 10 лет (раздел I, пункт 6.1 договора).
Согласно подпунктам 3.4.2, 3.4.9 договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору.
В соответствии с приложением N 6 к договору "Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке" арендатор обязуется осуществлять обеспечение пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах на арендуемом лесном участке в объемах, сроки и в порядке, предусмотренном проектом освоения лесного участка, прошедшим государственную экспертизу.
Ответчиком после заключения договора представлен соответствующий всем необходимым требованиям проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы в установленном законом порядке, утвержден распоряжением Главного управления от 7 октября 2020 года N 379-р.
В соответствии с разделом 1.5.2 проекта освоения лесов меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; устройство противопожарных минерализованных полос; прочистку противопожарных минерализованных полос и их обновление. Если минерализованная полоса создана весной, уход за ней проводится осенью, а на следующий год и все последующие годы - весной и осенью. Устройство противопожарных минерализованных полос и уход (прочистка, обновление) за ними производится в срок: весной - с 1 мая по 30 мая, осенью - с 10 по 30 сентября.
Таблицей 1.5.2.1 проекта освоения лесов на арендуемом ответчиком участке установлены следующие виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов:
- установка предупредительных аншлагов, всего - 1 раз в первый год аренды;
- устройство противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах, всего суммарно 0,149 км осенью 2020 года;
- прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах в двукратном объеме, всего суммарно 0,298 (0,149x2) км, ежегодно.
Выполнение указанных в проекте освоения лесов противопожарных мероприятий должно подтверждаться ежегодно предоставляемыми ответчиком истцу отчетами по форме 1- ОЛ, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.03.2017 N 78, о выполнении мероприятий по охране лесов от пожаров.
Выполнение указанных в проекте освоения лесов противопожарных мероприятий арендатором подтверждается ежегодно предоставляемыми Главному управлению отчетами об охране лесов от пожаров. Данные отчетов проверяются сотрудниками лесничеств.
Согласно представленным ответчиком отчетам об охране лесов от пожаров за 2020, 2021 и 2022 годы, определенные проектом освоения лесов мероприятия по устройству и прочистке полос не выполнены (отсутствуют данные в строках 9, 10 всех отчетов), предупредительный аншлаг установлен ответчиком только в 2022 году (строка 22 отчета за 2022 год).
Подпунктом 4.2.11 договора установлено, что арендатор выплачивает арендодателю неустойку за невыполнение или несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий в размере 3-кратной стоимости затрат, необходимых на выполнение этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таковых нормативов - согласно калькуляции работодателя.
Нормативы затрат на выполнение работ по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации не установлены.
В связи с изложенным, истцом на основании подпункта 4.2.11 договора начислена неустойка. Калькуляция затрат для исчисления размера неустойки определена по аналогии нормативных затрат специализированных автономных учреждений - лесхозов для выполнения государственного задания по охране, защите и воспроизводству лесов, поскольку управление является совместно с Министерством имущественных отношений Омской области учредителем специализированных автономных учреждений - лесхозов, одним из видов деятельности которых является выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Так как лесхозы созданы для выполнения определенных функций в рамках переданных федеральных полномочий Главного управления как государственного органа в сфере лесных отношений, то виды и объем выполняемых ими работ доводятся до них Главным управлением в виде государственного задания.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 24.11.2010 N 228- п, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат. По решению отраслевого органа и в установленном им порядке при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания используются нормативные затраты на выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями Омской области, которые утверждаются отраслевым органом. Нормативные затраты на выполнение бюджетными и автономными учреждениями Омской области работы в соответствующем финансовом году рассчитываются сметным (калькуляционным) методом на работу в целом или в случае установления в государственном задании бюджетному и автономному учреждениям Омской области показателей, характеризующих объем выполненной работы, - на одну единицу объема работы.
Приказом Главного управления от 29.04.2013 N 10-п утверждена Методика формирования государственного задания и расчета средств на финансовое обеспечение его выполнения специализированными автономными учреждениями Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Методика). Так как государственное задание лесхозам в соответствии с указанной методикой содержит показатели, характеризующие качество, объем и содержание выполняемых работ, то их стоимость рассчитывается на одну единицу объема работы - 1 га либо на 1 км.
На основании вышеуказанных нормативно-правовых актов Главным управлением утверждена нормативно-технологическая карта на 2022 год:
- на работы по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей), определена стоимость за 1 единицу в размере 6 582,38 руб.
Также на основании вышеуказанных нормативно-правовых актов Главным управлением утверждены следующие нормативно-технологические карты на 2023 год:
- на работы по устройству противопожарных минерализованных полос, стоимость таких работ на 1 км составляет 1 269,68 руб.,
- на работы по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос, стоимость таких работ на 1 км составляет 1 046,88 руб.
Поскольку обязательства по договору выполнены ответчиком ненадлежащим образом, а именно работы по установке предупредительного аншлага выполнены с запозданием (2022 год вместо 2020 года), а другие необходимые работы на начало 2023 года вовсе не выполнены, управление начислило обществу неустойку в соответствии с условиями договора. Сумма неустойки рассчитана исходя из цен на соответствующие работы на год их фактического или предполагаемого исполнения, в том числе:
- аншлаг установлен в 2022 году - сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этой работы в 2022 году,
- работы по устройству и прочистке противопожарных минерализованных полос на 01.01.2023 не выполнены, в связи с чем ответчику предъявлена претензия с требованием выполнить определенные работы в 2023 году (предполагалось, что ответчик их выполнит в 2023 году), поэтому сумма неустойки рассчитана исходя из стоимости этих работ в 2023 году.
В связи с указанными обстоятельствами, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.04.2023 N 2308-ГУЛХ с требованием уплатить начисленную сумму неустойки.
В ответе на претензию от 17.05.2023 N 1.5/01-01/1921 ответчик отказался уплатить неустойку, ссылается на то обстоятельство, что он приступил к использованию лесного участка только в ноябре - декабре 2022 года, аншлаг установил в 2022 году, полосы устроил в мае 2023 года, в связи с чем неисполненные обязательства со стороны общества отсутствуют.
Как указывает управление, в последующем размер неустойки скорректирован в связи с применением стоимости установки аншлага на 2022 год (год его установки), а также с учетом даты утверждения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов по договору и истечения в 2020 году срока для устройства противопожарных минерализованных полос (ответчик должен был выполнить работы по устройству весной 2021 года, а первую прочистку этих полос - осенью 2021 года).
С учетом корректировки сумма неустойки, по расчету управления, составляет:
1 шт. (невыполненный в 2020 году объем работ по установке предупредительного аншлага) х 6 582,38 руб. = 6 582,38 руб.;
0,149 км (невыполненный в 2021 году объем работ по устройству противопожарных минерализованных полос) х 1 269,68 руб. = 189,18 руб.;
0,447 км (невыполненный в 2021 однократный и 2022 годах двукратный объем работ по ежегодной прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос) х 1 046,88 руб. = 467,95 руб.
Итого: (6 582,38 руб. + 189,18 руб. + 467,95 руб.) х 3 = 21 718,53 руб.
Неисполнение ответчиком претензионных требований управления послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения ответчика в суд с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой апелляционная коллегия не установила оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Правоотношения сторон подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 34 части 2 (общие положения об аренде) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Лесного
кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также условиями заключенного договора
В соответствии со
статьей 46 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
По смыслу
статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено
ЛК РФ.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 606,
пунктом 1 статьи 615 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
По смыслу
статей 309,
310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исходя из
статьи 421 ГК РФ при заключении договора граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По условиям договора (пункт 3.4.9) арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к настоящему договору. Приложение N 6 к договору содержит обязательство по осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно
пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В исковой период какие-либо изменения в договор сторонами не внесены, дополнительные соглашения не заключены, соответственно в момент заключения договора ответчик принял на себя обязательство выполнить противопожарные мероприятия в объеме, предусмотренном условиями договора.
Согласно
пункту 4 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
частью 2,
4 статьей 53.1 ЛК РФ противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров, включает в себя в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно
постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" (далее - Постановление N 281) к мерам противопожарного обустройства лесов, помимо мер, указанных в
части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, осуществление противопожарных мероприятий на арендованном лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Ответчиком как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе не опровергнут факт того, что мероприятия по установке предупредительного аншлага на лесном участке в первый год аренды, устройство противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах, прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос в определенных кварталах и выделах в двукратном объеме ежегодно (в соответствии с имеющимися договорными обязательствами) своевременно не выполнены.
Однако податель жалобы отмечает, что все предусмотренные мероприятия на данные момент проведены, просрочка, которая допущена при создании минерализованных полос, произошла не по вине общества, а ввиду плотности древесной растительности, которая не позволяла выполнить работы без вырубки деревьев.
Исходя из позиции ответчика, последний ссылается на отсутствие вины в своих действиях.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (
пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
При определении видов противопожарных мероприятий, которые необходимо осуществить на участке, арендатор при составлении проекта освоения лесов обязан руководствоваться нормами о
Постановления N 281 и Правил пожарной безопасности в лесах.
В пункте 1.5.2 проекта освоения лесов указано, что минерализованная полоса - это очищенные от лесных горючих материалов до минерального слоя почвы или обработанные почвообрабатывающими орудиями или иными способами линейные участки территории, основное назначение которых задерживать распространение низового пожара.
В данной связи, ответчик, подготавливая проект освоения лесов, знал о характеристиках арендуемого лесного участка, в том числе о наличии лесных насаждений, их характеристиках и качестве, следовательно, принимая в аренду соответствующий лесной участок, арендатор должен был осознавать риск последствий своего поведения.
Апелляционный суд также отмечает, что общество осознавало, что для устройства минеральной полосы необходимо провести очистку части лесного насаждения, поскольку является профессионалом в своей сфере (возведение линейных объектов для снабжения электроэнергией) и самостоятельно выбрало данный участок исходя из своих потребностей.
Таким образом, в данном случае податель жалобы не вправе ссылаться на наличие деревьев на лесном участке как на обстоятельства не позволяющие исполнить последнему обязательства в рамках спорных правоотношений.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно несвоевременно установленного аншлага, отсутствие вины надлежащими доказательствами со стороны общества не подтверждено (
статья 65 АПК РФ).
Поскольку обязанность по проведению лесовосстановительных мероприятий (устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка предупредительных аншлагов) на арендованном лесном участке возложена на ответчика условиями договора, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об исполнении ответчиком соответствующих обязательств, доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины ответчика в неисполнении соответствующих обязательств, требования истца о взыскании неустойки, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными.
По смыслу
статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно подпункту 4.2.11 договора установлено, что арендатор выплачивает арендодателю неустойку за невыполнение или несвоевременное выполнение противопожарных мероприятий в размере 3-кратной стоимости затрат, необходимых на выполнение этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии таковых нормативов - согласно калькуляции работодателя.
Истцом при расчете неустойки стоимость работ применена на год их выполнения, так как одна и та же работа имеет разную стоимость в разные годы.
В апелляционной жалобе ответчик с размером взыскиваемой неустойки не согласен, указывает, что применение средних показателей объема работ для выполнения противопожарных мероприятий незаконно.
Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции, исходя из процесса расчета неустойки примененного истцом, а также нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос.
Фактически методика расчета неустойки, примененная истцом, надлежащими доказательствами со стороны общества не оспорена. Само по себе указание на то, что применение средних показателей объема работ необоснованно, не свидетельствует о неверных расчетах.
Поскольку нормативы затрат на выполнение рассматриваемых противопожарных работ на федеральном уровне и на уровне субъекта федерации не установлены, постольку стоимость затрат определяется согласно калькуляции нормативно-технологических карт, исчисленной в соответствии с Приказом управления от 29.04.2013 N 10-п, которым утверждена Методика формирования государственного задания и расчета средств на финансовое обеспечение его выполнения специализированными автономными учреждениями Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет истец.
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признается обоснованным, при этом ответчиком сумма неустойки не оспорена, контррасчета к апелляционной жалобе не приложено.
Оснований для применения
статьи 333 ГК РФ суд апелляционной инстанции не установил.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворил иск управления в полном объеме.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке
статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
постановил:
решение от 08.02.2024 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10862/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.С.ХАЛЯВИН
Судьи
Н.В.БАЦМАН
Е.Б.КРАЕЦКАЯ