Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2023 N Ф04-2810/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 N 08АП-687/2023 по делу N А46-23828/2021
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 N 08АП-687/2023 по делу N А46-23828/2021
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2023 г. N 08АП-687/2023
Дело N А46-23828/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-687/2023) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2022 по делу N А46-23828/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Вывчарука Юрия Ивановича (ОГРН 307550114200107, ИНН 550407110267) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), при участии в деле третьих лиц без самостоятельных требований, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8), Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244644099, адрес: город Омск, улица Гагарина, дом 34), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391, адрес: 644007, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56), о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 11.10.2021 N ОГДАГ07/601, а также об обязании совершить действие,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Крамских Виктории Юрьевны по доверенности от 09.06.2022 N 02/5285; Бруевой Елены Анатольевны по доверенности от 26.01.2023 N 02-02/791;
от индивидуального предпринимателя Вывчарука Юрия Ивановича - Зыкова Антона Сергеевича по доверенности от 22.04.2022 N 55АА2823393;
установил:
индивидуальный предприниматель Вывчарук Юрий Иванович (далее - заявитель, ИП Вывчарук Ю.И., предприниматель) 27.12.2021 обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 11.10.2021 N ОГ-ДАГ07/601, а также об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:31 для предоставления в собственность, с целью использования земельного участка для эксплуатации здания с кадастровым номером 55:36:120101:3992, расположенного по адресу: г. Омск, ул. А.Нейбута, д. 4, в Центральном административном округе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений), Администрация города Омска (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2022 по делу N А46-23828/2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, выраженный в письме Департамента архитектуры и градостроительства от 11.10.2021 N ОГ-ДАГ07/601.
В качестве способа восстановления нарушенного права на Департамент возложена обязанность в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в соответствии с заявлением ИП Вывчарука Ю.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 09.09.2021, а также (для целей проведения предварительного согласования) принять надлежащие меры к образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым 55:36:090105:31 для предоставления в собственность, с целью использования земельного участка для эксплуатации здания с кадастровым номером 55:36:120101:3992, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Арнольда Нейбута, дом 4, в ЦАО г. Омска. Этим же решением с с Департамента архитектуры и градостроительства в пользу ИП Вывчарука Ю.И. взыскано 300 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе с учетом письменных пояснений Департаментом поддержаны все основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в письме от 11.10.2021 N ОГ-ДАГ07/601, а также указано на то, что решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 внесены изменения в Генеральный план, утверждены основные положения по развитию территории и функциональному зонированию города Омска до 2040 года.
Податель жалобы считает, что при подготовке представленной в Департамент схемы ИП Вывчаруком Ю.И. не учтено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:3903, необходимого для реализации объекта "Строительство детского сада по улице Арнольда Нейбута", являющегося, согласно схемы, смежным (т.н5 - т.н6), с испрашиваемым земельным участком, 13.07.2021 осуществлен государственный кадастровый учет, а также не соблюдено расстояние от границ земельных участков отдельно стоящих дошкольных образовательных организаций.
ИП Вывчаруком Ю.И. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А46-23828/2021 апелляционная жалоба Департамента на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2022 по делу N А46-23828/2021 принята к производству и назначена к рассмотрению на 14.03.2023.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 (резолютивная часть от 14.13.2023) рассмотрение указанной апелляционной жалобы по делу N А46-23828/2021 в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда отложено на 30.03.2023
В связи с нахождением в день рассмотрения апелляционной жалобы судьи Лотова А.Н. в ежегодном оплачиваемом отпуске, определением апелляционного суда от 27.03.2023 произведена заменена судьи Лотова А.Н. на судью Шиндлер Н.А. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом письменных пояснений к жалобе.
Представитель ИП Вывчарука Ю.И. возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменные пояснения к жалобе, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Вывчарук Ю.И. является одним из собственников административного здания с пристроенным трехэтажным гаражом-стоянкой с кадастровым номером 55:36:120101:3992, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Арнольда Нейбута, д. 4.
Данный объект построен ООО "Норматив" на основании разрешения на строительство от 07.10.2011 N 55-1250 на земельном участке с кадастровым номером 55.36:090105:31, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей под строительство многоэтажного гаража.
ООО "Норматив" арендовало данный земельный участок на основании договора аренды земельного участка N Д-Ц-31-5209, зарегистрированного 02.02.2005.
Здание введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31.03.2013 N RU 55301000-1340.
После завершения строительства ООО "Норматив" реализовало все помещения в указанном здании и отказалось от земельного участка, предоставленного для строительства.
Согласно протоколу N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений нежилого здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Арнольда Нейбута, д. 4, в форме очного голосования от 23.04.2015 собственники приняли решение об оформлении в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, подготовке схемы границ земельного участка с учетом фактического землепользования по элементам благоустройства. Данным протоколом собственники уполномочили ИП Вывчарука Ю.И. на подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
29.09.2017 ИП Вывчарук Ю.И. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно которому заявитель просил согласовать предоставление земельного участка, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым 55:36:090105:31 для предоставления без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), испрашиваемое право - собственность, с целью использования земельного участка для эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Арнольда Нейбута, д. 4.
Департамент архитектуры и градостроительства отказал в предварительном согласии предоставления испрашиваемого земельного участка (письмо от 25.10.2017 N Исх-ДИО/3449-ОГ).
Данный отказ оспорен предпринимателем в судебном порядке в рамках дела N А46-637/2018.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.04.2018 по делу N А46-637/2018 требование ИП Вывчарука Ю.И. удовлетворено. Суд признал незаконным отказ департамента в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, изложенный в письме от 25.10.2017 N Исх-ДИО/3449-ог, и обязал Департамент архитектуры и градостроительства в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым 55:36:090105:31, для предоставления в собственность с целью использования земельного участка для эксплуатации здания, расположенного по адресу: г г. Омск, ул. Арнольда Нейбута, д. 4.
На принудительное исполнение судебного акта по делу N А46-637/2018 выдан исполнительный лист серии ФС N 023641971.
Во исполнение указанного решения распоряжением от 13.06.2018 N 1006 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" утверждена схема местоположения образуемого земельного участка для последующего предоставления с целью эксплуатации здания.
После этого предприниматель обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о проведении кадастрового учета образуемого земельного участка, при проведении которого установлено, что на основании решения Омского городского Совета от 14.06.2017 N 538 в Правила землепользования и застройки города Омска внесены изменения в отношении границ смежных территориальных зон (зоны жилой застройки средней этажности ЖЗ-550 и общественно-деловая зона ОД5-3091), в результате чего граница образуемого участка в настоящий момент пересекает границу территориальной зоны ОД5-3091, что препятствует постановке земельного участка на кадастровый учет.
21.01.2019 заявитель обратился в Департамент с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области путем изменения границ территориальных зон: зоны жилой застройки средней этажности ЖЗ-550 и общественно-деловой зоны ОД5-3091, исключив пересечение земельного участка, образуемого в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.06.2018 N 1006 "О предварительном согласовании предоставления Вывчаруку Ю.И. земельного участка" и утвержденной схемой, с общественно-деловой зоной ОД5-3091.
Письмом от 29.04.2019 N Исх-ОГ-ДАГ/06/67 департамент направил в адрес заявителя копию постановления Администрации города Омска от 18.04.2019 N 314-п об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в связи с отрицательным заключением Комиссии от 12.03.2019.
Не согласившись с постановлением администрации от 18.04.2019 N 314-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", предприниматель оспорил его в судебном порядке в рамках дела N А46-11979/2019.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2019 по делу N А46-11979/2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2020, удовлетворены требования предпринимателя о признании недействительным постановления Администрации города Омска от 18.04.2019 N 314-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части пункта 8 Перечня отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (приложение к постановлению Администрации города Омска от 18.04.2019 N 314-п) и о возложении на Администрацию города Омска обязанности принять решение о подготовке проекта решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включающим изменение границ территориальных зон: зоны жилой застройки средней этажности Ж3-550 и общественно-деловой зоны ОД5-3091, исключающим пересечение земельного участка, образуемого в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.06.2018 N 1006 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" и утвержденной схемой, с общественно-деловой зоной ОД5-3091.
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2019 по делу N А46-11979/2019 Администрацией города Омска исполнено, соответствующие изменения границ территориальных зон внесены в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 N 318 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
В этой связи препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации здания с кадастровым номером 55:36:120101:3992, расположенного по адресу: город Омск, улица Арнольда Нейбута, дом 4, отпали 16.06.2021.
В соответствии с положениями, установленными пунктом 15 статьи 11.10 и пунктом 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок действия решений об утверждении схемы расположения земельного участка и решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года. Следовательно, распоряжение Департамента имущественных отношений от 13.06.2018 N 1006 утратило силу 13.06.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для повторного обращения ИП Вывчарука Ю.И. в Департамент с заявлением от 13.09.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым 55:36:090105:31 для предоставления в собственность с целью использования земельного участка для эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Арнольда Нейбута, дом 4, в ЦАО г. Омска.
Письмом от 11.10.2021 N ОГ-ДАГ07/601 Департамент отказал Вывчаруку Ю.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенных а нем объектов недвижимости, исходя из потребностей собственника в обеспечении условий для размещения и эксплуатации указанных объектов.
По мнению Департамента, в представленной предпринимателем схеме площадь испрашиваемого земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:31 из земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 8226 кв. м, тогда как площадь застройки гаражного комплекса с кадастровым номером 55:36:120101:3992 по сведениям Единого государственного реестра недвижимости - 2760,7 кв. м. Площадь образуемого земельного участка, планируемая для эксплуатации данного объекта, не обоснована.
Департамент, ссылаясь на "СП 252.1325800.2016. Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016 N 573/пр), указал на то, что образование испрашиваемого земельного участка в точках н5 - н6 приведет к нарушению требований пункта 6.1.6 СП 252.1325800.2016, в соответствии с которыми граница земельного участка дошкольного учреждения до гаражей стоянок должно составлять не менее 50 метров.
Департамент считает, что схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, установленным пунктами 4, 6 Требований N 762:
- информация, представленная на графической части схемы, отсутствует в условных обозначениях (обозначение объекта капитального строительства):
- в графической части схемы и в списках координат характерных точек образуемого земельного участка на границе н5-н6 не отображена общая точка со смежным земельным участком с кадастровым номером 55:36:090105:3903.
- в схеме не учтены материалы и сведения проектов планировки территории.
Кроме того, схема расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:31 и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствует проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п., поскольку испрашиваемый земельный участок под гаражным комплексом частично расположен в зоне планируемого размещения объекта начального общего и среднего (полного) общего образования на 1000 мест и объекта дошкольного образования на 280 мест (1.9).
Не согласившись с отказом Департамента, изложенным в письме от 11.10.2021 N ОГДАГ07/601, ИП Вывчарук Ю.И. обратился в суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 18.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первыми этапами предоставления земельного участка.
Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Статьей 39.15 ЗК РФ установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ основаниями для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Приведенный в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающими
Пунктом 17 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно материалам дела, оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым 55:36:090105:31, мотивирован ссылками на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункты 1, 3, 4 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Признавая основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка необоснованными, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: площадь образуемого земельного участка - 8226 кв. м соответствует площади застройки здания - 2760,7 кв. м, поскольку проектная документация Том 2, Ген план, шифр 02-2008-ГП подтверждает обоснование площади и границы испрашиваемого земельного участка, а представленная проектная документация и графическая часть схемы образуемого земельного участка несоответствий и разночтений между собой не содержат; свод правил проектирования "Здания дошкольных образовательных организаций", ОКС 91.04099 от 18.02.2018, СП 252.1325800.2016 (далее - свод правил проектирования, СП 252.1325800.2016) регламентируют проектирование и размещение дошкольных образовательных организаций планируемых к строительству с соблюдением необходимых расстояний относительно уже существующих объектов внутри застроенной территории. Поскольку
Судом первой инстанции установлено, что ИП Вывчарук Ю.И. обратился в Департамент с целью предоставления земельного участка для эксплуатации уже существующего здания в границах сложившегося землепользования застроенной территории, организованной в соответствии с проектной документацией Том 2, Ген план шифр 02-2008-ГП, на основании которой осуществлено строительство, при этом элементы благоустройства здания Арнольда Нейбута, 4, в которые входят проезды, и, в том числе, парковочные места у здания построены в соответствии с проектом и разрешением на строительство, испрашиваемый земельный участок размещения новых парковочных мест не предусматривает, в связи с чем судом сделан вывод, что установленные СП 252.1325800.2016 ограничения не могут быть основанием для отказа или ограничения исключительных прав собственников уже существующих зданий, строений, сооружений на приобретения земельных участков в собственность или аренду, необходимых для эксплуатации этих объектов недвижимости.
По мнению суда первой инстанции, Департамент не обосновал, что схема границ земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена по причине отсутствия в ней условного обозначения объекта капитального строительства; Департамент не обосновал невозможность соотнесения графической части и классификации условного изображения в качестве объекта капитального строительства, учитывая, что графическая часть схемы, представленная в Департамент архитектуры и градостроительства, разработана на основании кадастрового плана территории (КПТ), на ней указан объект капитального строительства границы земельных участков, дороги, линии электропередачи, подземная канализация и водопровод с целью обличения ориентирования на местности. На графической части схемы изображены границы образуемого земельного участка, границы учтенных в государственном кадастре земельных участков, в том числе исходного земельного участка, указаны номера кадастровых кварталов, кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер объекта недвижимости расположенного на образуемом земельном участке, приведены ссылки на условные обозначения с их расшифровкой, обозначены характерные поворотные точки границ образуемого земельного участка, в отношении которых определены их координаты и определена площадь.
Также судом признан необоснованным положенный в основу оспариваемого отказа довод Департамента о том, что в списке системы координат образуемого земельного участка на границы н5-н6 не отображена общая точка с земельным участком 55:36:090105:3903, поскольку из представленной в материалы дела схемы, по мнению суда, видно, что границы образуемого земельного участка границ смежного земельного участка 55:36:090105:3903 не пересекают и не приводят к возникновению вклинивания, вкрапливания, наложения, изломанности границ, чересполосице. Представленные в указанной схемы координаты поворотных точек, в полной мере описывают границы образуемого земельного участка, требование о включении в описание границ дополнительных координат не обосновано.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что в результате передачи полномочий по предварительному согласованию предоставления земельных участков между публичными муниципальными органами произошло функциональное правопреемство, что и обуславливает преюдициальность судебных актов по делу N А46-11979/2019 и Делу N А46-637/2018.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено что судебные акты по делам N N А46-11979/2019 и А46-637/2018 приняты в период действия Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, в старой редакции, а также не был утвержден проект межевания территории.
В указанные нормативные акты в 2020 и 2021 годах соответственно внесены изменения и на момент повторного обращения предпринимателя в Департамент с заявлением от 13.09.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который надлежит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка из земельного участка с кадастровым 55:36:090105:31, а также принятия Департаментом соответствующего решения Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а впоследствии и проект межевания территории действовали в новых редакциях.
Следовательно, по смыслу статей 197, 198, 200, 201 АПК РФ проверку законности оспариваемого отказа Департамента необходимо осуществлять не только с учетом судебных актов по делам N N А46-11979/2019 и А46-637/2018, но с учетом обстоятельств, имеющих место на момент рассмотрения обращения заявителя и принятия оспариваемого решения, что не было сделано судом первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии площади образуемого земельного участка площади застройки здания, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, мотивом обращения предпринимателя с повторным заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка послужил факт устранения препятствий для постановки на кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации здания с кадастровым номером 55:36:120101:3992, расположенного по адресу: город Омск, улица Арнольда Нейбута, дом 4, (изменения границ территориальных зон внесены в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области Решением Омского городского Совета от 16.06.2021 N 318 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", а также истечение срока действия распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 13.06.2018 N 1006 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Предпринимателем при повторном обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка представлена та же схема расположения земельного участка, что и при первоначальном обращении 29.09.2017 в Департамент.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административное здание с встроенным (пристроенным) трехэтажным гаражом-стоянкой с кадастровым номером 55:36:120101:3992 построено ООО "Норматив" на основании разрешения на строительство от 07.10.2011 N 55-1250, введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию N RU 55301000-1340 от 30.12.2013.
Проектной документацией Том 2, Ген план, шифр 02-2008-ГП по строительству здания предусмотрено благоустройство территории, а также создание пожарных проездов и разворотных площадок, ограждение территории и бордюрное замощение территории объекта.
Пожарные проезды и разворотные площадки, ограждение территории являются элементами благоустройств, которые выполнены ООО "Норматив" при строительстве в соответствии с проектной документацией шифр 02-2008-ГП при строительстве здания А. Нейбута 4.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает завершение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации (статья 55 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03), данными Правилами устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 10 названных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент к требованиям пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ для зданий, сооружений и строений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям, сооружениям и строениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Таким образом, эксплуатация зданий без пожарных проездов не представляется возможной и противоречит нормам действующего законодательства.
Из материалов настоящего дела следует, что проектная документация Том 2, Ген план, шифр 02-2008-ГП, подтверждает обоснование площади и границы испрашиваемого земельного участка, представленная проектная документация и графическая часть схемы образуемого земельного участка несоответствий и разночтений между собой не содержат.
Следовательно, ссылка департамента на то, что площадь образуемого земельного участка - 8226 кв. м не соответствует площади застройки здания - 2760,7 кв. м правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Вместе с тем признавая иные основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка необоснованными, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации.
Согласно схеме расположения земельного участка, испрашиваемый предпринимателем земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером 55:36:090105:3903, который необходим для реализации объекта "Строительство детского сада по улице Арнольда Нейбута".
Объект "Строительство детского сада по улице Арнольда Нейбута в Центральном административном округе города Омска" включен в адресную инвестиционную программу города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденную Решением Омского городского Совета 15.12.2021 N 3655.
Размещение указанного объекта планируется на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090105:3903 площадью 5550 кв. м, который расположен в районе сложившейся городской застройки Центрального административного округа города Омска, по улице Арнольда Нейбута.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок находится в муниципальной собственности города Омск не обременен правами третьих лиц.
Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план) внесены изменения, утверждены основные положения по развитию территории и функциональному зонированию города Омска до 2040 года.
Согласно карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области, являющейся приложением N 19 к Решению Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090105:3903 определяется в функциональной жилой зоне (существующей).
В соответствии с Генеральным планом в указанной функциональной зоне планируется организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования (объект вместимостью 140 мест) и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования (объект вместимостью 1122 места).
В соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п (далее - проект планировки), рассматриваемая территория определена как зона планируемого размещения объекта начального общего и среднего (полного) общего образования на 1000 мест и объекта дошкольного образования на 280 мест (в районе улицы Арнольда Нейбута, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090105:8, 55:36:090105:1039, 55:36:090105:3903 и на землях, государственная собственность на которые не разграничена).
Проектом планировки территории предусмотрена зона планируемого размещения объекта начального общего и среднего (полного) общего образования на 1000 мест и объекта дошкольного образования на 280 мест.
Размещение гаражных боксов указанным проектом планировки территории не предполагалось.
Так, согласно проекту планировки территории земельный участок с кадастровым номером 55:36:090105:31 и расположенное на нем здание определяется в зоне размещения объектов хранения автотранспорта (1.16), а прилегающая к нему территория отнесена к территориям общего пользования (1.30), за счет которых ИП Вывчарук Ю.И. намерен сформировать земельный участок, до границ зоны, предназначенной для строительства дошкольной образовательной организации (1.27).
Согласно проекту межевания территории испрашиваемая Вывчаруком Ю.И. часть земельного участка отнесена к территориям общего пользования (код 12.0), коммунальное обслуживание (код 3.1).
Таким образом, представленная предпринимателем схема расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:31 из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствует проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п, поскольку испрашиваемый предпринимателем земельный участок под гаражным комплексом частично расположен в зоне планируемого размещения объекта начального общего и среднего (полного) общего образования на 1000 мест и объекта дошкольного образования на 280 мест (1.9); часть испрашиваемого земельного участка отнесена к территориям общего пользования (код 12.0).
Кроме того, согласно пункту 6.1.6 "СП 252.1325800.2016. Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016 N 573/пр) расстояние от границ земельных участков отдельно стоящих дошкольных образовательных организаций должно составлять: до стоянок автомобилей и гаражей-стоянок различного назначения, закрытых и открытых, для постоянного и временного хранения легковых автомобилей:
- 10 и менее автомобилей - не менее 25 м;
- от 11 и более автомобилей - не менее 50 м.
Аналогичные ограничения и санитарные разрывы установлены Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (таблица 5.10.4).
Согласно пункту 1 примечания к Таблице 5.10.4 Нормативов разрыв от наземных автостоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
Установленные размеры санитарных разрывов до объектов, расположенных на соседних земельных участках, обоснованы результатами расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия (раздел 4.2.2.1. Описание основных решений (мероприятий), принятых в проектной документации в части планировочной организации земельных участков).
Как следует из проектной документации объекта "Строительство детского сада по ул. А. Нейбута в Центральном административном округе г. Омска", разработанной ООО "Проектный институт "Горпроект", при формировании территории учтены требования санитарных норм по размещению здания дошкольных образовательных организаций, детских площадок, временной автостоянки и площадки для мусора.
Площадка для временной стоянки автомобилей (5 м/мест, в т.ч. 1 м/м - для МГН) размещена на расстоянии 25 м соответствии с таблицей 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от границы земельного участка проектируемого дошкольной образовательной организации.
Расстояние от существующих автостоянок закрытого типа принято в соответствии примечания 1 к таблице 7.1.1. СанПиН 2.2Л/2.1.1.1200-03 на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы указанной проектной документации, подготовленному АУ Омской области "Государственная экспертиза Омской области", проектная документация объекта "Строительство детского сада по ул. А. Нейбута в Центральном административном округе г. Омска" соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, соответствует заданию на проектирование, требованиям технических регламентов
Таким образом, при разработке схемы предпринимателем не учтено то обстоятельство, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090105:3903, необходимого для реализации объекта "Строительство детского сада по улице Арнольда Нейбута", являющегося, согласно схемы, смежным (т.н5 - т.н6), с испрашиваемым земельным участком, не соблюдено расстояние от границ земельных участков отдельно стоящих дошкольных образовательных организаций.
Также судом апелляционной инстанции принято во внимание, что Проект планировки территории в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности рассматривался на публичных слушаниях, в ходе которых предложения и замечания не поступили.
Результаты публичных слушаний были опубликованы в средствах массовой информации и размещены на официальном сайте Администрации города Омска в сети Интернет.
В соответствии с приказом департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 29.12.2020 N 53 "Об утверждении муниципального задания на выполнение муниципальной работы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов бюджетного учреждения города Омска "Омскархитектура" выполнены работы по внесению изменений в проект планировки территории и подготовке проекта межевания (далее документация по планировке территории).
Процедура общественных обсуждений документации по планировке территории проведена период с 16 сентября по 21 октября 2021 года.
ИП Вывчарук Ю.И. в общественных обсуждениях не участвовал, замечаний и предложений не представил.
Документация по планировке территории выполнена в целях корректировки границы зон планируемого размещения объектов дошкольного образования и объекта начального общего и среднего общего образования с учетом градостроительных нормативов, в том числе транспортное обслуживание, и потребности и определения местоположения границ изменяемых земельных участков, утверждена постановлением Администрации города Омска от 07.12.2021 N 785-п.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 18.01.2023 по делу N 2а-3855/2022 по иску ИП Вывчарука Ю.И. к Администрации города Омска о признании недействующим со дня принятия постановления Администрации города Омска от 07.12.2021 N 758-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части проекта межевания территории элемента планировочной структуры N 1 микрорайона N 20 планировочного района V проекта планировки территории, расположенной в границах: левый берег Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, судебной коллегией установлено, что проект планировки территории и проект межевания территории соответствуют правовому акту, обладающему наибольшей юридической силой в иерархии градостроительной документации - Генеральному плану в редакции решения Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255, а также соответствуют нормативам градостроительного проектирования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции установлено, что оспариваемый отказ Департамента, изложенный в письме от 11.10.2021 N ОГ-ДАГ07/601, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2022 по делу N А46-23828/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления ИП Вывчарука Ю.И. о признании незаконным отказа Департамента, изложенного в письме от 11.10.2021 N ОГДАГ07/601.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2022 по делу N А46-23828/2021 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Вывчарука Юрия Ивановича к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 11.10.2021 N ОГДАГ07/601.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.А.ШИНДЛЕР