Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 N 08АП-12549/2014 по делу N А75-8356/2014
Требование: Об оспаривании постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 N 08АП-12549/2014 по делу N А75-8356/2014
Требование: Об оспаривании постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 08АП-12549/2014
Дело N А75-8356/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12549/2014) акционерного общества "Транснефть-Сибирь" на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2014 о прекращении производства по делу N А75-8356/2014 (судья Федоров А.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Сибирь" (ОГРН 1027200789220, ИНН 7201000726)
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 29.07.2014 N 01-206/2014
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Сибнефтепровод") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Служба) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 29.07.2014 по делу N 01-206/2014.
В силу
части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Определением от 06.10.2014 по делу N А75-8356/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прекратил производство по заявлению ОАО "Сибнефтепровод", сославшись на неподведомственность данного спора арбитражному суду, в связи с тем, что он не связан с предпринимательской деятельностью.
ОАО "Сибнефтепровод", не согласившись с обжалуемым определением, подало апелляционную жалобу, в которой просило определение о прекращении производства по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что данный спор возник между субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и административным органом, принявшим решение о наложении административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
До начала судебного заседания от ОАО "Сибнефтепровод" поступило письменное ходатайство об изменении его наименования, которое судом апелляционной инстанции на основании
пункта 4 статьи 124 АПК РФ удовлетворено, в деле вместо ОАО "Сибнефтепровод" указанно его новое наименование - акционерное общество "Транснефть-Сибирь" (далее - АО "Транснефть-Сибирь").
АО "Транснефть-Сибирь" и Служба, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке
статьи 156,
части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Начальником Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора - Югры, старшим государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Миловановой Инной Викторовной вынесено постановление N 01-206/2014 о назначении административного наказания от 29.07.2014 (далее - постановление), в соответствии с которым АО "Транснефть-Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Определением от 06.10.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прекратил производство по указанному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 АПК РФ считает, что оно отмене или изменению не подлежит исходя из следующего.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (
часть 7 статьи 210 АПК РФ).
При этом
частью 1 статьи 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно
частям 2 и
3 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом, а в случаях, предусмотренных названным
Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Следовательно, подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом юридического лица, но и наличием связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
В силу
статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений подведомственны суду общей юрисдикции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
определении от 20.02.2014 N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
В
пункте 33 Постановления N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего, в том числе законодательства в области пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением АО "Транснефть-Сибирь" привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Статьей 8.32 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Объектом правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, объективная сторона состоит в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, установленных в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, а не в области осуществления предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения АО "Транснефть-Сибирь" административного правонарушения в области пожарной безопасности лесов.
При этом само по себе наличие статуса юридического лица не дает основания для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении Пленума от 19.12.2013 N 40, заявление АО "Транснефть-Сибирь" об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по
части 1 статье 8.32 КоАП РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости производство по делу прекратить на основании
пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует АО "Транснефть-Сибирь" обратиться с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности в суд общей юрисдикции.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены принятого по данному делу определения не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу
части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
постановил:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Транснефть-Сибирь" оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2014 о прекращении производства по делу N А75-8356/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.А.ШИНДЛЕР