Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 N 08АП-7376/2014 по делу N А46-7177/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначения ОАО административного наказания по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 N 08АП-7376/2014 по делу N А46-7177/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначения ОАО административного наказания по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. N 08АП-7376/2014
Дело N А46-7177/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7376/2014) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 по делу N А46-7177/2014 (судья Чернышев В.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727)
к 1) Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944); 2) Территориальному отделу надзорной деятельности Советского АО г. Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2014 N 326/327
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Стебунова Т.М. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N НЮ-16/292 от 28.12.2011 сроком действия до 10.11.2014);
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Русин А.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 1 от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2014);
от Территориального отдела надзорной деятельности Советского АО г. Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделению надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - административный орган, отделение), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту -Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2014 N 326/327 о назначения ОАО "РЖД" административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований общества.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЖД" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о наличии вины ОАО "РЖД" в совершении вменяемого административного правонарушения. Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не было принято во внимание, что договором аренды от 01.11.2009 ЦРИА/4/А/121101010000/09/001189 пункт технического осмотра (инв. N 010008, лит. Б передан в аренду ОАО "ПГК", и именно арендатор по данному договору и выступает субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, как отмечает общество в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не учтено, что исходя из технических характеристик и назначений зданий и помещений РП-17, ТП-1164, ТП-1165, данные здания не относятся к объектам, подлежащим согласно требованиям СП 5.13130.2009, НПБ 110-03,НПБ 104-03, СП 3.13130.2009 обязательному оснащению АУПС и СОУЭ, в связи с чем включение в оспариваемое постановление нарушений требовании пожарной безопасности на вышеуказанных объектах является неправомерным.
В представленном до начала судебного заседания отзыве административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Территориальное отделение надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" уточнил пределы рассмотрения апелляционной жалобы: просил отменить решение не в полном объеме, а лишь исключив из мотивировочной части те доводы, мотивы которых изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой ОАО "РЖД" части.
Представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей общества и Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Щербина А.А. N 171 от 17.03.2014, государственным инспектором Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Русиным А.А., в целях выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ГУ МЧС России по Омской области на 2014 год, проведена плановая, выездная проверка ОАО "РЖД", осуществляющего свою деятельность на объектах, расположенных по адресу: г. Омск, ст. Комбинатская, правообладателем которых является ОАО "РЖД".
О проведении проверки ОАО "РЖД" уведомлено, путем направления соответствующего уведомления, полученного обществом 02.03.2014.
В ходе проведения проверки административным органом выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки N 171 от 30.04.2014.
По результатам проверки административным органом установлено, что заявителем нарушены требования пожарной безопасности установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации; Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10,07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (СП 1.13130.2009); Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушений автоматические. Нормы и правила проектирования" (СП 5.13130.2009); Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах зашиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (СП 4.13130); Сводом правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование, Противопожарные требования" (СП 7.13130); Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03); Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НБП 104-03); Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*); Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (СНиП 41-01-2003); Строительных норм и правил "Производственные здания" (СНиП 31-03-2001); Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий" (СНиП 2.04.01-85*); Строительных, норм и правил "Административные и бытовые здания" (СНиП 2.09.04-К7*): а именно:
Административное здание ДС (инв. N 105333, лит. Д)
- административное здание ДС (инв. N 010533, лит. Д) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от. 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А. 4, табл. А.1 п. 9, табл.A3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 СП 5.13130.2009, п. 4, п. 9, табл.3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 НПБ 110-03;
- административное здание ДС (инв. N 010533, лит. Д) не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от. 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл.2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл. 1, разд. 7;
- со 2 этажа административного здания ДС (инв. N 010533, лит. Д) отсутствует второй эвакуационный выход, соответствующий требованиям пожарной безопасности, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.13, 6.19 СНиП 21-01-97*, п. 4.1.4, 4.2.8, 8.1.11 СП 1.13130,2009;
Табельная 4-го участка (инв. N 010956, лит. АЖ) (пункт технического осмотра (010008) лит. Б)
- второй этаж здания табельной 4-го участка (инв. N 010956, лит. АЖ) не оборудован автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111, 116 ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А. 4, табл. A 1 п. 9, табл. А. 3 п. 4.2., 5.2., 8.2., 9.2., 38 СП 5.13130.2009, п. 4, табл. 1., п. 9, табл.3, п. 4.2, 5.2, 8.2, 9, 2, 38 НПБ 110-03;
- второй этаж: здания табельной 4-го участка (инв. N 010956, лит. АЖ) не оборудован автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2., 3.2., 5.1.1, табл. 2. п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1., раздел 6 табл. 1, раздел 7 табл. 2, п. 16, 17 СП 3.13130.2009;
- в полу на путях эвакуации перед выходом (п. 17, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) допускается перепад высоты пола без устройства пандуса с уклоном не менее 1:6 (по факту перепад высоты пола 6 см, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.28* СПиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- ширина коридора 1-го этажа (п. 17, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) при одностороннем открывании дверей в коридор менее 1 м (по факту 0,95 м; ширина коридора (1,35 м), уменьшенная па половину ширины дверного полотна (0,4м), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.26, 6.27 СНиП 21-01-97*, п. 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- ширина коридора 1-го этажа (п. 16, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) при двухстороннем открывании дверей в коридор менее 1 м (по факту 0,57 м; ширина коридора (1,37 м), уменьшенная на ширину дверного полотна (0.8 м), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10,07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.26. 6, 27 СНиП 21-01-97*, п. 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из помещения (п. 22, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,69 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из помещения (п. 20, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,68 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 СНиП 21-01-97, п. 4.2.5 СП 13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из помещения (п. 14, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,68 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из помещения (п. 21, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,69 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- ступени лестницы в коридоре 1 этажа (из п. 1 в п. 16, тех. паспорт, 1 эт., лит. Б) выполнены с различной высотой в пределах лестницы (по факту 3, 13, 15 см, измерено рулеткой), ч. 1.3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.28 СНиП 21-01-97*, п. 4.3.3., 4.5.4 СП 1.13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из помещения (п. 10, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,68 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Техническим регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- комплекс помещений сауны (п. 7, 8, 9, тех.паспорт, 1 эт., лит. 8) не отделен от АБК противопожарными перегородками 1-го типа (противопожарными дверьми 2-го типа, с пределом огнестойкости не ниже EI 30*), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, гл. 16, ст. 88, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.5.8 СП 4.13130.2013, п. 6.3.9 СНиП 31-05-2003, п. 6.78 СНиП 31-06-2009, п. 5.14, табл. 1,2 СНиП 21-01-97*;
- из помещений сауны (п. 7, 8, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) отсутствуют эвакуационные выходы соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, ч. 1, 3 ст. 6, ч. 3 ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф8 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.9 СНиП 21-01-97*;
- ширина эвакуационного выхода из парильной (п. 7, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,65 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10,07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6, 16 СНиП 21-01-97*, п.. 4.2.5 СП 113130.2009;
- высота эвакуационного выхода из парильной (п. 7, тех.паспорт, эт., лит. Б) менее 1,9 м (по факту 1,73 м измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2, 5 СП 1.13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из помещения (п, 6, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б) менее 0,8 м (по факту 0,58 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 (СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009);
- в полу на путях эвакуации перед выходом на 1 этаже здания (п. 6. тех.паспорт, 1 эт., лит. Н) допускается перепад высоты пола без устройства пандуса с уклоном не менее 1:6 (по факту перепад высоты пола 14 см, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 1.0.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.28* CНиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
Маневровая вышка N 5 (инв. N 010543, лит. АЩ)
- здание маневровой вышки N 5 (инв. N 010543, лит. АЩ) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл.А.1 п. 9, табл.А.3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 СП 5.13130.2009, п. 4, табл.1 п. 9, табл.3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9, 2, 38 НПБ 110-03;
- здание маневровой вышки N 5 (инв. N 010543, лит. АЩ) не оборудовано автоматической системой оповещения и управления- эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6. ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл. 2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл. 1, разд. 7 табл.2 п. 16, 17 СП 3.13130.2009;
- уклон лестницы со второго этажа маневровой вышки N 5 (инв. N 010543, лит. АЩ) более 1:1 (по факту уклон более 45°, высота 1,85 м, длина 1,1 м), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.30* СНиП 21-01-97*, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009;
- предел огнестойкости площадки и марша лестничной клетки, соединяющей 1 и 2 этажи маневровой вышки N 5 (инв. N 010543, лит. АЩ) менее R 45 (по факту не защищенный металл, двутавр шириной 0,5 см, R15), ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Техническим регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5, 18*, табл.4 СНиП 21-01-97*, п. 2.32, табл. 11 п. 1 Пособия по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов к СНиП II-2-80;
- в полу на путях эвакуации перед входом в коридор на втором этаже маневровой вышки N 5 (инв. N 010543, лит. АЩ) допускается перепад высоты пола без устройства пандуса с уклоном не менее 1:6 (по факту перепад высоты пола 11 см, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.28* СНиП 21-01-97*, п. 4.3.4 СП 1.131302009;
Помещения составителей горки (инв. N 010541, лит. АХ)
- помещения составителей горки (инв. N 010541, лит.АХ) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл.А.1 п. 9, табл. А.3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 СП 5.13130.2009, п. 4, табл. 1 п. 9, табл. 3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 НПБ 110-03, п. 4, таблА п. 9, табл.J п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 НПБ 110-03;
- помещения составителей горки (инв. N 010541, лит.АХ) не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч, 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл. 2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл.1, разд.7 табл. 2 п. 16, 17 СП 3.1.3130.2009;
Подстанция РП-17 (инв N 10140, лит. 75)
- помещения подстанции РП-17 (инв. N 10140, лит. 75) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл. А2, п. 3, табл. A3 п. 13, табл. А4 п. 4 СП 5.13130.2009, п. 4, табл.2 п. 3, табл. 3 п. 13, табл. 4 п. 4 НПБ 110-03;
- помещения подстанции РП-17 (инв. N 10140, лит. 75) не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона, от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл. 2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл.1, разд.7 табл. 2 п. 16, 17 СП 3.13130.2009;
Здание ПТО (лат, Г, инв. N 11051, площадью 247,6 м 2)
- ширина коридора (слева, относительно центрального входа) при двухстороннем открывании дверей в коридор менее 1 м (по факту 0,48 м, ширина коридора (1,28 м), уменьшенная на ширину дверного полотна 0,8 м), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.26, 6.27 СНиП21-01-97*, п. 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- ширина эвакуационного выхода из гардероба (расположенного напротив центрального входа) менее 0,8 м (по факту 0,73 и 0,71 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22,07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6. 16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
- высота второго эвакуационного выхода из коридора непосредственно наружу менее 1,9 м (по факту 1,835 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.16 СНиП 21-01-97*, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009;
-помещение электрощитовой не отделено от административно-бытовых помещений (противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверьми 2-го типа с пределом огнестойкости не менее ЕI30*, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, гл. 16 и ст. 88, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.1.1, 5.6.2, 5.6.4, 6.1.42, 6.1.43 СП 4.13130, п. 1.6*, 1.24*, 1.25* СНиП 2.09.04-87* п. 5.21* 7.4, табл. 1,2 СНиП21-01-97* п. 2.1, 2.8, 2.9 СпиП 11-92-76;
Здание трансформаторной подстанции ТП-1165 (инв. N 010143, лит. 78)
- здание трансформаторной подстанции TП 1105 (инв. N 010143, лит. 78) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл. А2, п. 3, табл.АЗ п. 13, табл. А4 п. 4 СП 5.13130.2009, п. 4, табл.2 п. 3, табл. 3 п. 13, табл.4 п. 4 НПБ110-03;
- здание трансформаторной подстанции ТП-1105 (инв. N 010143, лит. 78) не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл.2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл.1, разд. 7 табл. 2 п. 16, 17 СП 3.13130.2009;
Здание для обогрева ОРВ ПТО (лит Ж, инв. N 10040)
- здание для обогрева ОРВ ПТО (лит.Ж, инв. N 10040) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл.А.1 п. 9, табл.АЗ п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 СП 5.13130.2009, п. 4, табл. 1 п. 9, табл.3 п. 4.2, 5.2, 8.2, 9.2, 38 НПБ 110-03;
- здание для обогрева ОРВ ПТО (лит.Ж, инв. N 10040) не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от. 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл. 2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл.1, разд.7 табл.2 п. 16, 17 СП 3.13130.2009;
- ширина горизонтального участка пути эвакуации из комнаты приема пищи в комнату осмотрщика (автоматчика) менее 1 м (по факту 0,9 м, измерено рулеткой, фактически находится 2 человека), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.27 СНиП 21-01-97, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- ширина горизонтального участка пути эвакуации из комнаты приема пищи в коридор менее 1 м (по факту 0,88 м, измерено рулеткой, фактически находится 2 человека), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.27 СПиП 21-01-97, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
Здание трансформаторной подстанции ТП-1164 (инв. N 010142, лит 77)
- здание трансформаторной подстанции ТП-1164 (инв. N 010142, лит. 77) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл. А 2, п. 3. табл. А3 п. 13, табл.А4 п. 4 СП 5.13130.2009, п. 4, табл.2 п. 3, табл.3 п. 13, табл.4 п. 4 НПБ 110-03;
- здание трансформаторной подстанции ТП-1164 (инв. N 010142, лит. 77) не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл.2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1., разд. 6 табл. 1, разд. 7 табл. 2 п. 16, 17 СП3.13130.2009;
Здание депо экипировки локомотивов (лит, Б,Б1)
- здание депо экипировки локомотивов (лит. Б,Б1) не оборудовано автоматической установкой пожаротушения. ч. 1, 3 ст. 6, ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. А.4, табл. А.3 п. 20 СП 5.13130.2009, п. 4, табл.3 п. 20 НПБ 110-03;
- здание депо экипировки локомотивов (лит. Б,Б1) не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 84, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2, 3.2, 5.1, табл.2 п. 15, 20 НПБ 104-03, п. 3.1, разд. 6 табл.1, разд.7 табл.2 п. 16, 17 СП 3.13130.2009;
- полу на путях эвакуации перед кабинетами (п. 4, 6, 13, 15, 17, 19, тех.паспорт, 1 эт.) допускаются перепады, высоты пола без устройств пандусов с уклоном не менее 1:6 (по факту перепады высоты пола 16, 18 см, измерено рулеткой), п. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6, 28* СНиП 21-01-97, и 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- административно-бытовые помещения (п. 4, 6, 7, 18, 19, 20, тех.паспорт, 1 эт.) не отделены от производственного цеха "стойловая часть" здания депо экипировки локомотивов (п. 3, тех.паспорт, 1 эт., лит. БГ), противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверьми 2-го типа с пределом огнестойкости не менее ЕI 30* (по факту установлены пластиковые двери, без сертификатов соответствия), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, гл. 16 и ст. 88, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.1.1, 6.1.42, 6.1.43 СП 4.13130, п. 1.6*, 1.24*, 1.25* СНиП 2.09.04-87*, п. 5.21*, 7.4, табл. 1,2 СНиП21-01-97* п. 2.1, 2.8, 2.9 СНиПП-92-76;
- высота горизонтального участка пути эвакуации по эстакаде на 2 этаже (п. 1, тех.паспорт, 2 эт.) менее 2 м (по факту 1,84 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.27 СНиП 21-01-97, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- ширина лестницы, ведущей из эстакады на 3 этаже, менее 0,7 м (по факту 0,56 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.29 СНиП 21-01-97, п. 4.4.1, 9.2.9 СП 1.13130.2009;
- предел огнестойкости несущих балок в производственном цехе "стойловая часть" (п. 3, тех. паспорт, 1 от., лит. Б1) менее R 90 (по факту не защищенный металл, двутавр шириной 0,5 см, R15), ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.18*, табл.4 СНиП 21-01-97*, п. 2.32, табл.11 п. 1 Пособия по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов к СНиП II-2-80;
- производственный цех "стойловая часть" (п. 3, тех.паспорт, 1 эт., лит. Б1) не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре (по факту персонал в помещениях находится ежедневно минимум, по 4 часа, категория В1, на окнах отсутствует механизированный приводов для открывания фрамуг в окнах на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг), п. 1, 3 ст. 6, 85, 138, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3.2 СПиП 41-01-2003, п. 5.13 СПиП 31-03-2001, п. 7.2 СП 7.13130;
- предел огнестойкости лестничного марша 2-го этажа (п. 12. тех. паспорт, 2 эт.) менее R 60 (по факту лестничный марш опирается на не защищенный металлический двутавр шириной 0,5 см, R15), ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.18*, табл.4 СНиП 21-01-97*, п. 2.32, табл. 11 п. 1 Пособия по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов к СНиП II-2-80;
- в лестничной клетке между 1 и 2 этажами (п. 12, тех.паспорт, 2 эт.) проходят коммуникации (труба), выступающие из плоскости стены на высоте менее 2,2 м от поверхности площадки лестницы (по факту труба проходит на высоте 2,09 м, измерено рулеткой), п. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123~ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.31, 6.32 СНиП 21-01-97, п. 4.4.3, 4.4.4 СП. 1.13130.2009;
- ширина коридора 2-го этажа (п. 10, 13, тех.паспорт, 2 эт.) при одностороннем открывании дверей в коридор менее 1 м, (по факту 0,75 м,: ширина коридора (1,15м), уменьшенная на половину ширины дверного полотна (0,4 м), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.26, 6.27 СНиП21-01-97, п. 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2009;
- помещение склада на 2 этаже (п. 14, тех. паспорт, 2 эт.) не отделено от административно-бытовых помещений 2-го этажа (п. 13, 15, 16, 17, 20, 12, тех.паспорт, 2 эт.) противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверьми 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30* (по факту установлены металлические двери без сертификата соответствия), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 52, гл. 16 и ст. 88, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.1.1, 5.6.2, 5.6.4, 6.1.42, 6.1.43 СП 4.13130, п. 1.6* 1.24*, 1.25* СНиП 2.09.04-87*, п. 5.21* 74, табл.1,2 СНиП21-01-97*, п. 2.1, 2.8, 2.9 СПиПП-92-76;
- уклон лестницы 3-го типа со второго этажа здания (п. 20, тех.паспорт, 2 эт.) более 1:1 (по факту уклон более 45°), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.30* СНиП 21-01-97, п, 4.4.2 СП 1.13130.2009;
- ширина лестницы 3-го типа со второго этажа здания (п. 20, тех. паспорт, 2 эт.) менее 0,9 м (по факту 0,8 м, измерено рулеткой), ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.29 СНиП 21-01-97*, п. 4.4.1, 9.2.9 СП 1.13130.2009;
- лестница 3-го типа со второго этажа здания (п. 20, тех.паспорт, 2 эт.) расположена на расстоянии менее 1 м от оконных проемов, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 1.51 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.30* СНиП 21-01-97*, п. 4.4.2 СП. 1.13130.2009;
- со 2 этажа, здания (п. 20, тех.паспорт, 2 эт.) отсутствует второй эвакуационный выход, соответствующий требованиям, пожарной безопасности, ч. 1, 3 ст. 6, ст. 89, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.13, 6.19 СНиП 21-01-97*, п. 4.1.4, 4.2.8, 8.1.11 СП 1.13130.2009.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.04.2014 государственным инспектором Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Русиным А.А. в отношении ОАО "РЖД" протоколов N 326, N 327 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения вышеуказанных протоколов об административном правонарушении и материалов проверки в отношении заявителя, главный государственный инспектор Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Щербина 15.05.2014 вынес постановление N 326/327 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с которым ОАО "РЖД", было привлечено к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа от 15.05.2014 N 326/327 нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.06.2014 Арбитражным судом Омской области принято частично обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
По положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - Правила противопожарного режима, ППР), устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "РЖД" согласно свидетельства о регистрации права от 18.03.2004 серия 55 АА N 615424, свидетельства о регистрации права от 18.08.2005 серия 55 АВ N 089248, свидетельства о регистрации права от 17.01.2011 серия 55 АА N 201978, свидетельства о регистрации права от 25.03.2005 серия 55 АВ N 030525, свидетельства о регистрации права от 15.03.2004 серия 55 АА N 615057, свидетельства о регистрации права от 09.02.2004 серия 55 АА N 615630, свидетельства о регистрации права от 09.02.2004 серия 55 АА N 615629, свидетельства о регистрации права от 28.01.2005 серия 55 АВ N 011997, свидетельства о регистрации права от 28.01.2005 серия 55 АВ N 012000, свидетельства о регистрации права от 28.01.2005 серия 55 АВ N 011999, является правообладателем территории, зданий и помещений, расположенных по адресу: г. Омск, ст. Комбинатская, то есть объектов проверки, в связи с чем суд первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае заявитель является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в обследованных административным органом зданиях и помещениях.
Как верно отмечает суд первой инстанции, учитывая, что ОАО "РЖД" расчет пожарного риска не проводился, то пожарная безопасность объектах защиты расположенных по адресу: г. Омск, ст. Комбинатская должна обеспечиваться выполнением требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, к которым согласно части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства соответствующих доказательств - протокола об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего, свидетелей, заключений эксперта, иных документов, а также показаний специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использования доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В подтверждение совершения обществом вышеназванных правонарушений административным органом представлены в материалы дела следующие доказательства: акт проверки от 30.04.2014 N 171, протоколы осмотра от 08.04.2014, протокол об административном правонарушении от 30.04.2014 N 326, протокол об административном правонарушении от 30.04.2014 N 327, свидетельства о государственной регистрации права от 18.08.2005, 17.01.2011, от 25.03.2004, от 24.03.2004, от 25.03.2005, от 28.01.2005, от 09.02.2004, 15.03.2004, от 18.03.2004, 06.08.2008.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, обществом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материал дела не представлено.
Довод заявителя о том, что технические характеристики и назначение указанных в оспариваемом постановлении зданий и помещений РП-17, ТП-1164, ТП-1165 не относятся к объектам защиты, подлежащим в соответствии с вышеуказанными нормами обязательному оснащению АУПС и СОУЭ, в связи с чем включение в постановление нарушений требований пожарной безопасности на вышеуказанных объектах является неправомерным, по мнению суда апелляционной инстанции, является необоснованным.
Аналогичный довод заявлялся обществом и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и был обоснованно отклонен арбитражным судом в силу следующего.
Согласно СП 5.13.130.2009 (п. А.4 - В зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.): - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих.производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; -категории В4 и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток; табл. A3 п. 13 - подлежат оборудованию АПС трансформаторные помещения независимо от площади) и HПБ 110-03 (п. 4- В зданиях и сооружениях, указанных в данном, перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.): -венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; - категории В4 и Д но пожарной опасности; - лестничных клеток: табл. 3 п. 13 подлежат оборудованию АПС трансформаторные помещения независимо от площади).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что трансформаторные подстанции РП-17, ТП-1164, ТП-1165 должны быть оборудованы АУПС и СОУЭ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ОАО "РЖД" события вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По верному замечанию суда первой инстанции, сведений о том, что общество принимало меры для разработки и выполнения компенсирующих мероприятий для обеспечения пожарной безопасности в материалах дела не имеется, равно как не имеется доказательств того, что эксплуатация указанных строений не приведет к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Доказательств объективной невозможности соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, административным органом и судом не установлено.
Довода заявителя о том, что ОАО "РЖД" необоснованно вменено в вину наличие нарушений требований пожарной безопасности в пункте технического осмотра (инв. 010008, лит. Б), поскольку указанное здание передано в аренду ОАО "ПГК" на основании договора аренды имущества ОАО "РЖД" N ЦРИА/4/А/1211010000/09/001189 от 01.11.2009, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из представленного в материалы дела договора аренды имущества ОАО "РЖД" от 01.11.2009 N ЦРИА/4/А/1211010000/09/001189 не следует, что обязанность по обеспечению надлежащего противопожарного состояния пункта технического осмотра возложена именно на арендатора.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие в действия общества состава административного правонарушения предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание назначено административным органом в пределах санкции части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере (150 000 руб.).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что постановление заместителя главного государственного инспектора Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Щербина Александра Александровича от 15.05.2014 N 326/327 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в 150 000 руб. является законным и обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта в обжалуемой части, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены частично обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 по делу N А46-7177/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ