Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2024 N Ф04-4570/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 08АП-652/2024 по делу N А75-21253/2023
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 08АП-652/2024 по делу N А75-21253/2023
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2024 г. N 08АП-652/2024
Дело N А75-21253/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-652/2024) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2023 по делу N А75-21253/2023 (судья Лисянский Д.П.), принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5А) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВИУР" (ОГРН 1028600949156, ИНН 8603036562, адрес: 628614, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица 11П, владение 28, строение 3)
к административной ответственности, предусмотренной
частями 3 и
4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Кривощеков Дмитрий Васильевич по доверенности от 22.12.2022 N 357 сроком действия до 31.12.2024, Сухинин Андрей Дмитриевич по доверенности от 22.01.2024 N 28 сроком действия до 31.12.2024, Рахманин Даниил Владиславович по доверенности от 22.12.2022 N 348 сроком действия до 31.12.2024,
от общества с ограниченной ответственностью "ВИУР" - Ганева Валентина Анатольевна по доверенности от 14.02.2024 N 007/24 сроком действия 1 год,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заявитель, управление, административный орган, МЧС России, Главное управление МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВИУР" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "ВИУР") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 18.10.2023 N 11.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.11.2023 заявление принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со
статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А75-21253/2023.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2023 в рамках дела N А75-21254/2023 к производству суда принято заявление управления о привлечении ООО "ВИУР" к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 18.10.2023 N 12.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2023 дела N А75-21253/2023 и N А75-21254/2023 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А75-21253/2023; судом осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2023 по делу N А70-24471/2023 заявленные требования удовлетворены частично, общество привлечено к административной ответственности по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с мотивировочной частью принятого судебного акта, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит считать ошибочными следующие выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения лицензионных требований со стороны ООО "ВИУР":
1) о том, что нет необходимости в принятии мер по внесению изменений в реестр лицензий адреса - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, МО Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР");
2) о том, что на всех объектах фактически созданы условия для проживания и несения службы дежурных нарядов личного состава общества, размещения техники и общество имеет в своем владении необходимые здания, помещения и сооружения, предоставленные предприятиями, на которых оказываются услуги;
3) о том, что доводы административного органа о нарушении обществом требований подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров), не состоятельны;
4) о том, что факт нарушений, поименованных в пунктах 2, 3, 4, 5 акта проверки от 22.09.2023 N 90, административным органом не подтвержден, оснований для привлечения общества к ответственности по указанным в этих пунктах фактам у суда не имеется.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в соответствии с
пунктом 14 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) непринятие мер по внесению изменений в реестр лицензий адреса: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР") является нарушением; в нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, здания, помещения и сооружения, используемые лицензиатом ООО "ВИУР" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", по факту личный состав, кухня и документация размещены в тракторном прицепе типа ЗМО, который не является пожарным депо, пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделения, размещена на улице; в нарушение
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензиатом не выполняются положения нормативно-правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, отсутствует служебная документация; факты нарушений, поименованных в пунктах 2, 3, 4, 5 акта проверки от 22.09.2023 N 90, подтверждены.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; представило платежное поручение об уплате административного штрафа по настоящему делу.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2024, 21.06.2024 на основании
статьи 18 АПК РФ на основании
статьи 18 АПК РФ осуществлены замены судьи в составе суда по рассмотрению апелляционной жалобы, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы 25.06.2024 начато сначала.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 производство по делу N А75-21253/2023 было приостановлено до окончания в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа кассационного производства по делу N А75-15567/2023.
Протокольным определением от 25.06.2024 в отсутствие возражений представителей лиц, участвующих в деле, производство по делу возобновлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представители управления поддержали доводы апелляционной жалобы с дополнениями, просили изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Представитель общества в суде апелляционной инстанции поддержала доводы письменного отзыва, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ВИУР" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.10.2002, ему присвоен основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) 1028600949156. Основным видом экономической деятельности общества по Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности является "84.25.1 Деятельность по обеспечению пожарной безопасности".
ООО "ВИУР" осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России от 29.12.2007 N 86-07-2021-002923 (Л013-00101-86/00133873).
На основании решения заместителя начальника управления Бозова И.В. от 07.09.2023 N 90 в период с 11.09.2023 по 22.09.2023 должностными лицами управления проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензируемой деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, осуществляемой ООО "ВИУР", по адресам (местоположению):
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, территория Аригольского месторождения нефти;
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения лицензионных требований и условий по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, которые зафиксированы в акте проверки от 22.09.2023 N 90 в отношении ООО "ВИУР", а также выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий от 22.09.2023 N 90.
По результатам проверки установлено, что:
1. В нарушение
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензиатом ООО "ВИУР" не приняты меры по внесению изменений в реестр лицензий МЧС России от 29.12.2007 N 86-07-2021-002923 (Л013-00101-86/00133873) в связи с изменением мест осуществления лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (фактически лицензиат ООО "ВИУР" осуществляет лицензируемый вид деятельности по местам (адресам), не указанным в реестре лицензий, а именно:
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, территория Аригольского месторождения нефти (ПП-1 ПЧ-6 ООО "ВИУР");
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР")).
2. По адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, территория Аригольского месторождения нефти (ПП-1 ПЧ-6 ООО "ВИУР") в нарушение
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензиатом ООО "ВИУР" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- в подразделении отсутствует путевка для выезда на пожар (ЧС) (основание: пункт 17 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 20.02.2018 N 50100, далее - Боевой устав);
- в подразделении отсутствует журнал учета донесений о пожаре (основание: пункт 120 Боевого устава;
- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению пожарной охраны (основание: пункт 66 Боевого устава;
- на момент проверки не предоставлен журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время (основание: приложения N 6, 9 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного
приказом МЧС России от 20.10.2017 N 452 (далее - Устав N 452));
- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно:
1) документы по профессиональной подготовке (план профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов методические планы);
2) копия расписания выезда подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР (выписка из Плана привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР);
3) планы и карточки тушения пожаров;
4) журнал пункта связи части;
5) перечень адресов и телефонов личного состава подразделения;
6) инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны;
7) перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охраны;
8) план-карта района выезда с нанесенными водоисточниками, пожароопасными предприятиями;
9) документы по гражданской обороне;
10) приказы, распоряжения, указания, инструкции, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации службы, подготовки, тушения пожаров и проведения АСР;
11) копии (выписки) приказов (распоряжений) о допуске личного состава караула к самостоятельному дежурству (после индивидуального и курсового обучения);
12) обязанности лиц внутреннего наряда караула;
13) инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения;
14) эксплуатационные карточки пожарных и аварийно-спасательных автомобилей подразделения;
15) справочник и планшет водоисточников, находящихся в районе выезда подразделения пожарной охраны, (основание: пункт 63, приложение N 9 Устава N 452);
- при проведении теоретических занятий с личным составом караулов и занятий по решению пожарно-тактических задач, проведению пожарно-тактических учений отсутствуют план-конспекты проведения занятия. При проведении практических занятий отсутствуют методические планы проведения занятий (основание:
пункт 59 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 12.02.2018 N 50008, далее - Порядок N 472);
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) (основание:
пункт 114 Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утвержденных приказом МЧС России от 27.06.2022 N 640 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 07.04.2023 N 72945, далее - Правила N 640);
- на момент проверки не предоставлен журнал регистрации проверок N 1 (основание: подпункт 2 пункта 67 Правил N 640);
- на момент проверки не предоставлен журнал учета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде (основание: подпункт 2 пункта 73 Правил N 640);
- не проводится проверка средств индивидуальной защиты органов дыхания N 1 (основание: пункт 92 Правил N 640).
3. По адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР") в нарушение
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензиатом ООО "ВИУР" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- в подразделении отсутствует журнал учета донесений о пожаре (основание: пункт 120 Боевого устава);
- в подразделении отсутствует табель боевого расчета (основание: пункт 9 Устава N 452);
- в подразделении отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно:
1) копия расписания выезда подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР (выписка из Плана привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР);
2) планы и карточки тушения пожаров;
3) журнал пункта связи части;
4) перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охраны;
5) инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны;
6) соглашения (совместные инструкции) о взаимодействии подразделения со службами жизнеобеспечения, другими видами пожарной охраны;
7) документы по гражданской обороне;
8) карточки боевых действий караулов по тушению пожаров;
9) ведомость состояния рукавного хозяйства подразделения пожарной охраны;
10) справочники телефонов автоматической телефонной станции населенных пунктов (объектов), служб жизнеобеспечения и подразделений пожарной охраны;
11) приказы, распоряжения, указания, инструкции, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации службы, подготовки, тушения пожаров и проведения АСР;
12) копии (выписки) приказов (распоряжений) о допуске личного состава караула к самостоятельному дежурству (после индивидуального и курсового обучения);
13) обязанности лиц внутреннего наряда караула;
14) эксплуатационные карточки пожарных и аварийно-спасательных автомобилей подразделения;
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (основание: пункт 114 Правил N 640);
- на момент проверки не предоставлен журнал учета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде (основание: подпункт 2 пункта 73 Правил N 640);
- отсутствует заключение о пригодности к руководству тушения пожара (за подписью комиссии местного пожарно-спасательного гарнизона) по Фирсову Дмитрию Алексеевичу (командир отделения ПЧ-13/1 ООО "ВИУР) (основание: подпункт "в"
пункта 8,
пункт 18 Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 450 (Зарегистрировано в Министерстве юстиции России 25.01.2018 N 49784);
- дежурный караул не обеспечен исправной техникой и вооружением (по факту при проведении проверки не представлена информация по испытанию следующего оборудования):
1) рукав всасывающий длиной 4 метра диаметром 125 мм (2 шт.);
2) рукав напорно-всасывающий длиной 4 метра диаметром 77 мм (2 шт.);
3) рукав напорный с соединительной арматурой длиной 4 метра диаметром 77 мм (2 шт.);
4) рукав напорный с соединительной арматурой длиной 20 метров диаметром 51 мм (10 шт.);
5) рукав напорный с соединительной арматурой длиной 20 метров диаметром 77 мм (10 шт.);
6) рукав всасывающий длиной 4 метра диаметром 30 мм;
7) разветвление РТ-80;
8) перчатки диэлектрические;
9) коврик диэлектрический (основание: пункт 15 Устава N 452).
Административным органом 18.10.2023 в отношении общества в присутствии представителя Ганевой В.А., действующей по доверенности от 09.10.2023 N 044/23, составлен протокол об административном нарушении N 11, действия общества квалифицированы административным органом по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки административный орган пришел к выводу о том, что:
1. По адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, территория Аригольского месторождения нефти (ПП-1 ПЧ-6 ООО "ВИУР") в нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров здания, помещения и сооружения, используемые лицензиатом ООО "ВИУР" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (по факту личный состав, кухня и документация в соответствии с нормативными требованиями по пожарной безопасности размещены в тракторном прицепе типа ЗМО (жилой вагон на 8 человек) зав. N 13640000018001197, данный жилой вагон передан ООО "ВИУР" на основании договора N П-107/18 от 24.10.2018 (не является пожарным депо). Пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделения, размещена на улице.
2. По адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР") в нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров здания, помещения и сооружения, используемые лицензиатом ООО "ВИУР" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (по факту личный состав, кухня и документация в соответствии с нормативными требованиями по пожарной безопасности размещены в вагон-бытовках, данные вагон-бытовки изготовлены для ООО "ВИУР" на основании договоров от 03.02.2014 N 1 зав. N ПС01.00.00.000, от 25.02.2013 N 3 зав. N П002.00.00.000ПС, не является пожарным депо. Пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделения, размещена на улице.
Административным органом 18.10.2023 в отношении общества в присутствии представителя Ганевой В.А., действующей по доверенности от 09.10.2023 N 044/23, составлен протокол об административном нарушении N 12, действия общества квалифицированы административным органом по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая подведомственность, закрепленную в
статье 23.1 КоАП РФ, на основании
статьи 28.8 КоАП РФ административный орган 31.10.2023 обратился в арбитражный суд с заявлениями о привлечении ООО "ВИУР" к административной ответственности, предусмотренной
частями 3 и
4 статьи 14.1 КоАП РФ.
20.12.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений (
часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами
статей 266,
268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его изменения или отмены.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В примечании N 1 к данной
статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как разъяснено в
пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно
статье 2 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
В соответствии с
пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.
Согласно
пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования
Постановлением Правительства Российской Федерации 28.07.2020 N 1131 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Перечень лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры содержится в
пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров.
При этом в соответствии с
пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности относятся, в том числе, нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" пункта 3 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Одним из нарушений обществу вменено нарушение
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, выразившееся в том, что лицензиатом ООО "ВИУР" не приняты меры по внесению изменений в реестр лицензий МЧС России от 29.12.2007 N 86-07-2021-002923 (Л013-00101-86/00133873) в связи с изменением мест осуществления лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (фактически лицензиат ООО "ВИУР" осуществляет лицензируемый вид деятельности по местам (адресам), не указанным в реестре лицензий, в том числе, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР")).
Суд первой инстанции, учитывая, что одним из адресов места осуществления обществом деятельности в лицензии от 29.12.2007 указан: АО Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, р-н Октябрьский, тер. Красноленинское месторождение, не согласился с выводами административного органа о необходимости принятия мер по внесению изменений в реестр лицензий адреса - Ханты-Мансийский автономный круг - Югра, Октябрьский район, МО Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР").
По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии необходимости принятия мер по внесению изменений в реестр лицензий адреса - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, тер. Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок, является ошибочным, поскольку названное место деятельности общества отлично от места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии.
На основании
пункта 4 части 2 статьи 21 Закона N 99-ФЗ лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В реестре лицензий должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 18 этого же Закона внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту части 2 указанной статьи до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением случаев осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий.
Пункт 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ предусматривает, что под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.
Согласно
статье 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица, указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
Согласно
пункту 7 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес и следующие сведения (если данные сведения ранее не представлялись в лицензирующий орган при получении (переоформлении) лицензии):
а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений и сооружений, расположенных по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях);
б) сведения о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
в) сведения, подтверждающие наличие у работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, необходимого документа об образовании и (или) квалификации в области лицензируемого вида деятельности.
В свою очередь лицензирующий орган обязан проверить сведения, представленные лицензиатам, на соответствие их обязательным лицензионным требованиям.
Как следует из материалов дела, согласно договору на оказание услуг в области пожарной безопасности на производственных объектах Талинского лицензионного участка ООО "Няганьнефть" от 19.05.2022 N НН-22/0118Д (далее - договор от 19.05.2022 N НН-22/0118Д), дополнительного соглашения N 1 от 15.12.2022 к договору от 19.05.2022 N НН-22/0118Д, общество оказывает ООО "Няганьнефть" услуги по обеспечению пожарной безопасности, а именно: тушение пожаров, осуществление пожарно-профилактического обслуживания, локализацию и тушение лесных пожаров в пожароопасный период проведение комплекса аварийно-спасательных работ на объектах Заказчика в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с приложением N 3 договора от 19.05.2022 N НН-22/0118Д деятельность по тушению пожаров осуществляется на территории Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения.
Пунктом 13 технического задания на оказание услуг в области пожарной безопасности на производственных объектах Талинского лицензионного участка ООО "Няганьнефть" (приложение N 2 к договору от 19.05.2022 N НН-22/0118Д) установлен порядок проживания по адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данным пунктом установлено, что на ЦПС "Южный" (ПЧ-13 ООО "ВИУР") работники и пожарная техника размещаются в здании пожарного депо ООО "Няганьнефть", а на ЦПС "Талинский" (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР") работники размещаются в мобильных зданиях, пожарная техника размещается в воздухоопорном ангаре исполнителя.
Управлением обществу также вменяется нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, выразившегося в том, что здания, помещения и сооружения, используемые лицензиатом ООО "ВИУР" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ):
- по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, территория Аригольского месторождения нефти (ПП-1 ПЧ-6 ООО "ВИУР") по факту личный состав, кухня и документация в соответствии с нормативными требованиями по пожарной безопасности размещены в тракторном прицепе типа ЗМО (жилой вагон на 8 человек) зав. N 13640000018001197, данный жилой вагон передан ООО "ВИУР" на основании договора N П-107/18 от 24.10.2018 (не является пожарным депо). Пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделения, размещена на улице;
- по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР) по факту личный состав, кухня и документация в соответствии с нормативными требованиями по пожарной безопасности размещены в вагон-бытовках, данные вагон-бытовки изготовлены для ООО "ВИУР" на основании договоров от 03.02.2014 N 1 зав. N ПС01.00.00.000, от 25.02.2013 N 3 зав. N П002.00.00.000ПС, не является пожарным депо. Пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделения, размещена на улице.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со
статьей 33 Закона N 123-ФЗ типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 названного Закона, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии со
статьей 33 Закона N 123-ФЗ здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на следующие типы: 1) I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны городских населенных пунктов; 2) II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны городских населенных пунктов; 3) III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны организаций; 4) IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны организаций; 5) V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских населенных пунктов.
При этом в соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах:
1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч;
2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров;
3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.
Судом первой инстанции установлено и административным органом не оспорено, что объекты, обслуживаемые пожарными подразделениями по вышеприведенным адресам, не относятся к категории объектов, указанных в
статье 97 Закона N 123-ФЗ.
Ввиду того, что подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в качестве лицензируемого требования установлено наличие пожарного депо, размещенного на территории производственных объектов в соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ, что не может быть соблюдено в настоящем случае, поскольку отсутствует условие обязательного наличия на спорных производственных объектах пожарных депо, то таковое требование административного органа не может быть признано обоснованным.
Соответственно, в отсутствие обязанности размещения по месту осуществления деятельности пожарного депо, отсутствует и обязанность внесения данного места осуществления деятельности в лицензию.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом нарушения обществом
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что факт нарушений, поименованных в пунктах 2, 3, 4, 5 акта проверки от 22.09.2023, административным органом не подтвержден, оснований для привлечения общества к ответственности по указанным в этих пунктах фактам у суда не имеется.
Пункты 2, 4 акта проверки от 22.09.2023 содержат выше рассмотренное нарушение, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что данный факт нарушений не подтвержден, является правомерным.
В пункте 3 акта проверки от 22.09.2023 указано, что по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, территория Аригольского месторождения нефти (ПП-1 ПЧ-6 ООО "ВИУР") в нарушение
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензиатом ООО "ВИУР" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- в подразделении отсутствует путевка для выезда на пожар (ЧС) (основание: пункт 17 Боевого устава);
- в подразделении отсутствует журнал учета донесений о пожаре (основание: пункт 120 Боевого устава);
- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению пожарной охраны (основание: пункт 66 Боевого устава);
- на момент проверки не предоставлен журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время (основание: приложения N 6, 9 Устава N 452);
- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно:
1) документы по профессиональной подготовке (план профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов методические планы);
2) копия расписания выезда подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР (выписка из Плана привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР);
3) планы и карточки тушения пожаров;
4) журнал пункта связи части;
5) перечень адресов и телефонов личного состава подразделения;
6) инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны;
7) перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охраны;
8) план-карта района выезда с нанесенными водоисточниками, пожароопасными предприятиями;
9) документы по гражданской обороне;
10) приказы, распоряжения, указания, инструкции, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации службы, подготовки, тушения пожаров и проведения АСР;
11) копии (выписки) приказов (распоряжений) о допуске личного состава караула к самостоятельному дежурству (после индивидуального и курсового обучения);
12) обязанности лиц внутреннего наряда караула;
13) инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения;
14) эксплуатационные карточки пожарных и аварийно-спасательных автомобилей подразделения;
15) справочник и планшет водоисточников, находящихся в районе выезда подразделения пожарной охраны (основание: пункт 63, приложение N 9 Устава N 452);
- при проведении теоретических занятий с личным составом караулов и занятий по решению пожарно-тактических задач, проведению пожарно-тактических учений отсутствуют план-конспекты проведения занятия. При проведении практических занятий отсутствуют методические планы проведения занятий (основание: пункт 59 Порядка N 472);
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (основание: пункт 114 Правил 640);
- на момент проверки не предоставлен журнал регистрации проверок N 1 (основание: подпункт 2 пункта 67 Правил N 640);
- на момент проверки не предоставлен журнал учета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде (основание: подпункт 2 пункта 73 Правил N 640);
- не проводится проверка средств индивидуальной защиты органов дыхания N 1 (основание: пункт 92 Правил N 640).
В пункте 5 акта проверки от 22.09.2023 указано, что по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, муниципальное образование Октябрьский район, Красноленинское нефтегазоконденсатное месторождение, Талинский лицензионный участок (ПЧ-13/1 ООО "ВИУР") в нарушение
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензиатом ООО "ВИУР" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно:
- в подразделении отсутствует журнал учета донесений о пожаре (основание: пункт 120 Боевого устава);
- в подразделении отсутствует табель боевого расчета (основание: пункт 9 Устава N 452);
- в подразделении отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, а именно:
1) копия расписания выезда подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР (выписка из Плана привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР);
2) планы и карточки тушения пожаров;
3) журнал пункта связи части;
4) перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охраны;
5) инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны;
6) соглашения (совместные инструкции) о взаимодействии подразделения со службами жизнеобеспечения, другими видами пожарной охраны;
7) документы по гражданской обороне;
8) карточки боевых действий караулов по тушению пожаров;
9) ведомость состояния рукавного хозяйства подразделения пожарной охраны;
10) справочники телефонов автоматической телефонной станции населенных пунктов (объектов), служб жизнеобеспечения и подразделений пожарной охраны;
11) приказы, распоряжения, указания, инструкции, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации службы, подготовки, тушения пожаров и проведения АСР;
12) копии (выписки) приказов (распоряжений) о допуске личного состава караула к самостоятельному дежурству (после индивидуального и курсового обучения);
13) обязанности лиц внутреннего наряда караула;
14) эксплуатационные карточки пожарных и аварийно-спасательных автомобилей подразделения;
- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (основание: пункт 114 Правил N 640);
- на момент проверки не предоставлен журнал учета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде (основание: подпункт 2 пункта 73 Правил N 640);
- отсутствует заключение о пригодности к руководству тушения пожара (за подписью комиссии местного пожарно-спасательного гарнизона) по Фирсову Дмитрию Алексеевичу (командир отделения ПЧ-13/1 ООО "ВИУР) (основание: подпункт "в"
пункта 8,
пункт 18 Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 450 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 25.01.2018 N 49784);
- дежурный караул не обеспечен исправной техникой и вооружением (по факту при проведении проверки не представлена информация по испытанию следующего оборудования):
1) рукав всасывающий длиной 4 метра диаметром 125 мм (2 шт.);
2) рукав напорно-всасывающий длиной 4 метра диаметром 77 мм (2 шт.);
3) рукав напорный с соединительной арматурой длиной 4 метра диаметром 77 мм (2 шт.);
4) рукав напорный с соединительной арматурой длиной 20 метров диаметром 51 мм (10 шт.);
5) рукав напорный с соединительной арматурой длиной 20 метров диаметром 77 мм (10 шт.);
6) рукав всасывающий длиной 4 метра диаметром 30 мм;
7) разветвление РТ-80;
8) перчатки диэлектрические;
9) коврик диэлектрический (основание: пункт 15 Устава N 452).
В силу
подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров лицензионным требованием при осуществлении лицензируемого вида деятельности является выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 утвержден Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно пункту 3 Боевого устава выполнение требований данного устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, и привлеченных к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ сил.
Пунктом 17 Боевого устава предусмотрено заполнение диспетчером подразделения пожарной охраны путевки для выезда на пожар (ЧС) (рекомендуемый образец приведен в
приложении N 1 к настоящему Боевому уставу) при приеме сообщения о пожаре.
Пунктом 66 Боевого устава для согласованного взаимодействия личного состава подразделений пожарной охраны, участвующего в проведении боевых действий по тушению пожаров, на каски указанного личного состава наносятся знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной охраны (рекомендуемые образцы приведены в приложении N 9 к настоящему Боевому уставу).
Согласно пункту 120 Боевого устава после завершения боевых действий по тушению пожаров начальником караула подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого произошел пожар, составляется донесение о пожаре (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Боевому уставу), которое регистрируется в Журнале учета донесений о пожаре (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Боевому уставу). Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал включается в номенклатуру дел подразделения пожарной охраны.
Устав N 452 определяет порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны.
Согласно пункту 9 Устава N 452 личный состав отделений на основных и специальных пожарных автомобилях, выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета отделения караула на пожарном автомобиле (приложение N 1 к настоящему Уставу).
Табель боевого расчета разрабатывается исходя из конструктивных особенностей здания пожарного депо, типажа пожарных автомобилей и размещенного на них оборудования.
Резервная пожарная техника принимается командиром отделения, старшим пожарным, водителями и пожарными, назначенными начальником заступающего караула, согласно табелю боевого расчета.
Дежурный караул должен обеспечиваться исправной техникой и вооружением (пункт 15 Устава N 452).
Пунктом 47 Устава N 452 предусмотрено, что диспетчер подразделения при осуществлении своей деятельности обязан, в том числе, вести журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время (приложение N 6 к настоящему Уставу).
Приложением N 9 к Уставу N 452 предусмотрен перечень документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях пожарной охраны, включающий в себя, в том числе, вышеперечисленные документы, не предоставленные обществом при проведении проверки.
Порядок N 472 определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны.
Пунктом 59 Порядка N 472 предусмотрено, что занятия должны отмечаться в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава караулов (приложение N 10 к настоящему Порядку). Лица, проводящие теоретические занятия с личным составом караулов и занятия по проведению пожарно-тактических учений, занятия по решению пожарно-тактических задач, должны использовать план-конспект проведения занятий (приложение N 11 к настоящему Порядку). Лица, проводящие практические занятия, должны использовать методический план проведения занятий (приложение N 12 к настоящему Порядку).
Правила N 640 определяют основные требования к использованию СИЗОД, в том числе при организации и осуществлении деятельности по их эксплуатации и применению при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (далее - АСР) в среде с наличием опасных факторов пожара (далее - ОФП), в зонах с превышением предельно допустимых концентраций токсичных и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ, нахождение в которых без СИЗОД может нанести вред жизни и здоровью (далее - непригодная для дыхания среда) (пункт 1).
Данные Правила распространяются на органы управления, подразделения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены тушение пожаров, а также проведение АСР (далее - подразделения пожарной охраны), объединенные в территориальные (местные) пожарно-спасательные гарнизоны (далее - гарнизон), в случае использования ими СИЗОД (пункт 2).
Пунктом 114 Правил N 640 предусмотрено, что для организации и осуществления технического обслуживания, хранения документации и СИЗОД, закрепленных за личным составом дежурных караулов (дежурных смен), в подразделениях оборудуются обслуживающие посты ГДЗС.
Согласно подпункту 2 пункта 67 Правил N 640 после использования СИЗОД и возвращения в подразделение личному составу необходимо заполнить журнал регистрации проверок N 1 в соответствии с пунктом 95 настоящих Правил и личную карточку газодымозащитника.
Постовой на посту безопасности ГДЗС при осуществлении своей деятельности обязан, в том числе, вести журнал учета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде (подпункт 2 пункта 73 Правил N 640).
Согласно пункту 92 Правил N 640 проверка N 1 проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии в процессе эксплуатации, проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов СИЗОД, выполняется пользователем СИЗОД под руководством начальника караула (дежурной смены либо лица, его заменяющего):
1) непосредственно перед заступлением на дежурство (для газодымозащитников, входящих в состав дежурных смен);
2) перед проведением тренировочных занятий, если пользование СИЗОД предусматривается в свободное от несения караульной службы (боевого дежурства) время;
3) после работы в СИЗОД, замены поглотительных патронов (картриджей) и кислородных (воздушных) баллонов (за исключением их замены на месте пожара);
4) не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не использовались;
5) после дезинфекции СИЗОД;
6) после закрепления (перезакрепления) СИЗОД за газодымозащитником.
Согласно
пункту 2 Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 450 (далее - Порядок проведения аттестации), аттестация на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (далее - аттестация) проводится в целях оценки профессиональной подготовленности должностных лиц подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб (формирований), планируемых к назначению (назначенных) на должности, предусматривающие руководство тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (далее - аттестуемое лицо).
Согласно
подпункту "в" пункта 8 Порядка проведения аттестации для проведения аттестации рассмотрению на заседаниях аттестационной комиссии местного пожарно-спасательного гарнизона подлежат:
руководители подразделений иных видов пожарной охраны и их заместители;
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно-спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
иные оперативные должности в подразделениях пожарной охраны, аварийно-спасательных службах (формированиях), при замещении которых предусмотрено непосредственное исполнение должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства тушением пожаров и проведением АСР.
Материалами дела подтверждаются и обществом не опровергнуты нарушения, установленные управлением в пунктах 3, 5 акта проверки от 22.09.2023, образующие событие административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в письменных пояснениях от 20.03.2024 Исх.N 092-24 общество выразило несогласие с вменяемым правонарушением в части нарушения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, согласившись с наличием факта других установленных управлением нарушений лицензионных требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции находит частично обоснованными.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в
пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных
статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
С учетом изложенного, поскольку ошибочные выводы суда первой инстанции не повлеки принятия неверного решения по делу, то они не могут служить основанием для его отмены.
Вместе с тем мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего
постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2023 по делу N А75-21253/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно
статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Н.Е.КОТЛЯРОВ
А.Н.ЛОТОВ