Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 N 08АП-11338/2022 по делу N А70-809/2022
Требование: О признании недействительным предписания об обязании обеспечить наличие у лицензиата технических средств, предназначенных для проведения гидравлических и пневматических испытаний.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 N 08АП-11338/2022 по делу N А70-809/2022
Требование: О признании недействительным предписания об обязании обеспечить наличие у лицензиата технических средств, предназначенных для проведения гидравлических и пневматических испытаний.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2022 г. N 08АП-11338/2022
Дело N А70-809/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11338/2022) общества с ограниченной ответственностью "Империя безопасности" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.08.2022 по делу N А70-809/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Империя безопасности" (ОГРН1167232060203, ИНН 7203377340, адрес: 625041, город Тюмень, улица Бакинских комиссаров, дом 12, стр. 1, офис 302) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (ОГРН 1047200654995, ИНН 7202130510, адрес: 625048, город Тюмень, улица Максима Горького, дом72, 303) об оспаривании предписания от 14.10.2021 N 8,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Империя безопасности" - Мясоедовой Елены Сергеевны по доверенности от 30.05.2022;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Империя безопасности" (далее - заявитель, ООО "Империя безопасности", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Тюменской области, Управление) о признании недействительным предписания от 14.10.2021 N 8.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.08.2022 по делу N А70-809/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Империя безопасности" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ООО "Империя безопасности" при проведении проверки Управлению представлены техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний - ручной опрессовочный насос МЕГЕОН-98025 (заводской номер 20183764), а также техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний - воздушный компрессор ВИХРЬ КМП-230/24 (заводской номер LSPW 12.2.1801.2096). Наличие указанного оборудования у общества подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 14.10.2021 N 80. Согласно техническому паспорту на воздушный компрессор ВИХРЬ КМП-230/24 данное техническое средство представляет собой механическое устройство, предназначенное для нагнетания сжатого воздуха в различное пневмообрудование. Используется для механических работ. Согласно техническому паспорту на ручной опрессовочный насос МЕГЕОН-98025 указанное оборудование предназначено для точных и быстрых гидроиспытаний емкостей, а также для контроля герметичности трубопроводных систем и резервуаров, в том числе в системах пожаротушения. В материалах дела отсутствуют сведения, что имеющееся в распоряжении общества оборудование не может быть установлено на стендах и применяться для проведения гидравлических и пневматических испытаний.
ГУ МЧС России по Тюменской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ООО "Империя безопасности" поддержал доводы апелляционной жалобы.
ГУ МЧС России по Тюменской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со
статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании
части 1 статьи 266,
статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения ГУ МЧС России по Тюменской области от 23.09.2021 N 80 проведена внеплановая выездная проверка в отношении лицензиата ООО "Империя безопасности".
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 14.10.2021 N 80 с выявленными нарушениями лицензионных требований.
В ходе проверки установлено, что лицензиат допустил нарушения Федерального
закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, а именно: ООО "Империя безопасности" не обеспечило наличие у лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, согласно перечню, предусмотренному
частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности (согласно Минимальному
перечню оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказаны услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571), а именно:
- технического средства, предназначенного для проведения гидравлических испытании;
- технического средства, предназначенного для проведения пневматических испытании.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 14.10.2021 N 8 лицензирующего органа, в соответствии с которым на общество возложена обязанность в срок до 01.02.2022 обеспечить наличие у лицензиата технических средств, предназначенных для проведения гидравлических и пневматических испытаний.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, ООО "Империя безопасности" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 09.08.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), в том числе государственного лицензионного контроля (надзора).
По смыслу
статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В настоящем деле оспариваемое ООО "Империя безопасности" предписание вынесено органом государственного пожарного надзора по итогам проведенной в отношении него плановой выездной проверки.
Согласно
пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (
части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128).
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 4 к числу лицензионных требований при осуществлении лицензионной деятельности относятся наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью 4 статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.
В соответствии с
частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) минимальный
перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями
Закона N 69-ФЗ
приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571, вступившим в законную силу с 01.01.2021, утвержден Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно приложению к нему.
В указанный Минимальный перечень включены, в том числе:
- техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний;
- техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний.
В рассматриваемом случае проверкой установлено, что общество как владелец лицензии не обеспечило наличие оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, согласно перечню, предусмотренному
частью 4 статьи 24 Закона N 69-ФЗ, а именно у общества отсутствуют технические средства, предназначенные для проведения гидравлических и пневматических испытаний.
Оспаривая законность предписания от 14.10.2021 N 8, общество настаивает на том, что представленное в ходе проведения проверки оборудование, а именно: ручной опрессовочный насос "МЕГЕОН-98025" и воздушный компрессор "ВИХРЬ КМП-230/24" являются техническими средствами для проведения гидравлических и пневматических испытаний.
В материалы дела представлен технический паспорт на воздушный компрессор ВИХРЬ КМП-230/24, согласно пункту 1.1. которого воздушный компрессор представляет собой механическое устройство, предназначенное для нагнетания сжатого воздуха в различное пневмообрудование.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на ручной опрессовочный насос МЕГЕОН-98025, указанное оборудование предназначено для точных и быстрых гидроиспытаний емкостей, а также для контроля герметичности трубопроводных систем и резервуаров, в том числе в системах пожаротушения.
Из протокола (акта) осмотра соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 01.10.2021 следует, что общество представило договор аренды от 11.01.2021 N 1/21, заключенный между Обществом (арендатор) и ООО "Гарант-Пожсервис" (арендодатель).
Согласно условиям указанного договора ООО "Гарант-Пожсервис" передало обществу в аренду, в том числе ручной опрессовочный насос МЕГЕОН-98025 (заводской номер 20183764), а также воздушный компрессор ВИХРЬ КМП-230/24 (заводской номер LSPW 12.2.1801.2096).
Указанное оборудование было предъявлено обществом к осмотру, что подтверждается фотоматериалом, приложенным к названному выше протоколу (акту) от 01.10.2021.
Наличие указанного оборудования у общества также подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 41.10.2021 N 80 (пункты 16, 18.).
Вместе с тем ООО "Империя безопасности" не учтено, что данные технические средства могут быть использованы для монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и противопожарного водоснабжения (раздел I, раздел III Минимального перечь), но не могут использоваться как технические средства, предназначенные для проведения гидравлических и пневматических испытаний первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (раздел X Минимального перечня).
В соответствии с
частью 3 статьи 105 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" прочностные характеристики конструктивных элементов переносных и передвижных огнетушителей должны обеспечивать безопасность их применения при тушении пожара.
Согласно требованиям
раздела 4.3. "Техническое обслуживание огнетушителей" СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (далее -Свод правил) огнетушители должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (пункт 4.3.1. Свода правил).
В силу пункта 4.3.3. Свода правил техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и с использованием необходимых инструментов.
Не реже 1 раза в 5 лет каждый огнетушитель должен быть разряжен, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков огнетушащих веществ, произведен внешний и внутренний осмотр, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства (пункт 4.3.11. Свода правил).
Кроме того, согласно требованиям раздела 4.4. "Перезарядка огнетушителей" Свода правил, все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения по назначению, но не реже соответствующих сроков (например: порошковые огнетушители - 1 раз в 5 лет, углекислотные огнетушители 1 раз в 5 лет) (пункт 4.4.1. Свода правил).
При перезарядке корпус огнетушителя подвергают испытанию гидростатическим пробным испытательным давлением в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 51057-2001 "Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее -
ГОСТ Р 51057-2001) и
ГОСТ Р 51017-2009 "Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее -
ГОСТ Р 51017-2009) (пункт 4.4.2 Свода правил).
1. Требования к испытаниям переносных огнетушителей по
ГОСТ Р 51057-2001. Испытательное оборудование и стенды, применяемые при проведении испытаний огнетушителей, должны иметь паспорт и быть аттестованы. Указанные в паспорте технические характеристики оборудования и стендов должны обеспечивать режимы испытаний по
ГОСТ Р 51057-2001. Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть поверены и иметь действующие поверительные клейма или свидетельства о поверке (пункт 9.2.).
1.1 Корпус огнетушителя испытывают пробным давлением на прочность основного материала и плотность сварных швов. Допускается вместо гидравлического испытания на прочность корпуса огнетушителя проводить его пневматическое испытание на специальном стенде, обеспечивающем безопасность работ (пункт 9.16.).
1.2 Огнетушитель в собранном виде с головкой испытывают пробным давлением. С огнетушителя снимают предохранительное устройство, источник вытесняющего газа, индикатор давления и насадку или гибкий шланг, вместо них устанавливают технологические заглушки. Испытание проводят на гидравлическом стенде пробным испытательным давлением, которое контролируют манометром, установленным на нагнетательном магистральном трубопроводе. Огнетушитель полностью заполняют водой или маслом, не допуская образования воздушных пустот, и при помощи насоса плавно поднимают давление до значения пробного давления. После выдержки в течение 60 секунд давление снижают до рабочего давления и проводят осмотр огнетушителя. Течи, отпотевание, деформация или разрушение корпуса и деталей огнетушителя не допускаются. Допускается вместо гидравлического испытания проводить пневматическое испытание огнетушителя на прочность на специальном стенде, обеспечивающем безопасность работ (пункт 9.18).
2. Требования к испытаниям передвижных огнетушителей по
ГОСТ Р 51017-2009. Испытательное оборудование, стенды и средства измерений, применяемые при проведении испытаний огнетушителей, должны быть аттестованы и проверены в установленном порядке. Указанные в паспорте технические характеристики оборудования и стендов должны обеспечивать режимы испытаний (пункт 9.2).
2.1 Корпус огнетушителя испытывают пробным испытательным давлением на прочность основного материала и плотность сварных швов. Допускается вместо гидравлического испытания на прочность корпуса огнетушителя проводить его пневматическое испытание на специальном стенде, обеспечивающем безопасность работ (п. 9.16).
2.2 Испытание на прочность гибкого шланга в сборе с запорным устройством проводят на гидравлическом стенде пробным испытательным давлением в течение 60 секунд. Затем испытательное давление снижают до рабочего и проводят осмотр шланга и запорного устройства. Появление трещин или пропусков жидкости не допускается (п. 9.23).
Кроме того, гидравлические или пневматические испытания огнетушителей проводят пробным давлением, значение которого зависит от испываемого огнетушителя.
Согласно техническому паспорту баллона стального сварного применяемого в производстве порошковых огнетушителей одного из заводов-изготовителей (ООО "Ярпожинвест"), значением пробного испытательного давления является 2,8 МПа.
По техническому Паспорту на баллоны стальные бесшовные одногорловые для сжатых и сжиженных газов на Рр< 14,7 МПа, применяемые в производстве углекислотных огнетушителей того же производителя, значением пробного испытательного давления является 225 кгс/см2 = 22,06 МПа.
При этом согласно технических паспортов заводов-изготовителей оборудования, предоставленного в ходе проведения плановой выездной проверки, ручной опрессовочный насос "МЕГЕОН-98025" способен обеспечить максимальное давление равное значению 2,5 МПа, вместе с тем согласно пункту 5.25 ГОСТ Р 51057-2001 давление должно быть не менее 5,5 МПа.
Компрессор "ВИХРЬ КМП-230/24" 8 бар = 0,8 МПа при минимально требуемых 5,5 МПа.
Таким образом, указанная в паспортах техническая характеристика оборудования (давление), не обеспечивает требуемого значения пробного давления, необходимого для проведения как гидравлических, так и пневматических испытаний огнетушителей, следовательно, опрессовочный насос "МЕГЕОН-98025" и компрессор "ВИХРЬ КМП-230/24" не могут использоваться как технические средства, предназначенные для проведения гидравлических и пневматических испытаний первичных средств пожаротушения (огнетушителей).
Указанное оборудование не в состоянии провести пневматические и гидравлические испытания средств пожаротушения, пробное давление которых превышает значения, указанные в технической документации на опрессовочный насос "МЕГЕОН-98025" и компрессор "ВИХРЬ КМП-230/24".
При этом Управлением доказано наличие на рынке огнетушителей, имеющих пробное давление, превышающие показатели, которые может обеспечить спорное оборудование.
С учетом изложенного оспариваемое предписание является законным, обоснованным и исполнимым, выдано Управлением в рамках своих полномочий. При этом возложение на общество обязанностей, которые последнее должно исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со
статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Империя безопасности".
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.08.2022 по делу N А70-809/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно
статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР