Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 08АП-13948/2015 по делу N А81-3120/2015
Требование: О понуждении заключить государственный контракт на оказание медицинских услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 08АП-13948/2015 по делу N А81-3120/2015
Требование: О понуждении заключить государственный контракт на оказание медицинских услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. N 08АП-13948/2015
Дело N А81-3120/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13948/2015) государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.10.2015 по делу N А81-3120/2015 (судья Максимова О.В.) по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" (ИНН 8902006742, ОГРН 1028900555166) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8902007880, ОГРН 1028900558081) о понуждении заключить государственный контракт,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Харпская районная больница" (далее по тексту - ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УФСИН России по ЯНАО, ответчик) о понуждении заключить государственный контракт на оказание медицинских услуг.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.10.2015 по делу N А81-3120/2015 исковые требования ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" о понуждении УФСИН России по ЯНАО заключить государственный контракт на оказание медицинских услуг оставлены без удовлетворения.
Возражая против принятого судом решения, ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом истец указывает, что договор о предоставлении медицинского обслуживания согласно Федеральному
закону от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и
Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" является публичным договором, в связи с чем УФСИН России по ЯНАО обязано его заключить.
УФСИН России по ЯНАО письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в него не обеспечили.
На основании
части 1 статьи 266,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как указал истец, сотрудники УФСИН России по ЯНАО обращаются к ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" за оказанием медицинской помощи (консультации, обследование, лечение врачами общего профиля, врачами специалистами, стоматологической помощи, лечение в стационаре и т.д.).
Основанием для приема указанных пациентов является предоставление направления, заверенное гербовой печатью за подписью начальника УФСИН по ЯНАО, и документ удостоверяющий личность.
Истец неоднократно обращался к ответчику с предложением о заключении контракта на оказание медицинских услуг, а также направлял ответчику тарифные соглашения по оказанию платных медицинских услуг (N 128 от 11.02.2015, N 433 от 06.05.2015), которые остались без ответа.
Полагая, что в силу
части 1 статьи и
частей 1 -
2 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и положений
Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" (далее по тексту - Закон N 283-ФЗ и
Постановление Правительства РФ N 911) заключение договора о предоставлении медицинского обслуживания как публичного договора является обязательным для УФСИН России по ЯНАО, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции правильно отказано, исходя из следующего.
В силу
пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим
Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно
пункту 3 статьи 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные
пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В
пункте 4 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим
Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно
пункту 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
Из указанных норм права следует, что сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора только в случае, если этот договор является публичным и его заключение является обязательным для одной из сторон.
Между тем, государственный контракт на оказание медицинских услуг, о понуждении заключить который заявил истец, обязательным для заключения УФСИН России по ЯНАО не является.
Из системного толкования вышеизложенных норм усматривается, что заключение публичного договора (государственного или муниципального контракта, имеющего характер публичного договора) обязательно для лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающего его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Иными словами, заключение публичного договора обязательно для продавца (исполнителя услуг), а не для покупателя (заказчика), в качестве которого в данном случае выступает УФСИН России по ЯНАО.
Согласно
части 1 статьи 1 Закона N 283-ФЗ данный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Как установлено в
части 1 статьи 10 Закона N 283-ФЗ сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
При этом в силу
части 2 статьи 10 Закона N 283-ФЗ при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обслуживание сотрудника осуществляется в иных организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обслуживания сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в
постановлении от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", согласно которому при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти
(пункт 5).
При этом согласно пунктам 3 и 5 "
Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 911:
- организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника, а также гражданина, уволенного с военной службы, оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этой организации и его почтового адреса;
- при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти.
На основании изложенных норм
Закона N 283-ФЗ и
Постановления Правительства РФ N 911 суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, то есть заключение договора на оказание медицинских услуг не является обязательным для УФСИН России по ЯНАО, требование ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" не обосновано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ГБУЗ ЯНАО "Харпская РБ" удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со
статьей 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.10.2015 по делу N А81-3120/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ