Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 N 08АП-2417/2014 по делу N А75-9714/2013
Требование: О признании незаконными действий по выдаче предписаний об устранении нарушений на территории земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 N 08АП-2417/2014 по делу N А75-9714/2013
Требование: О признании незаконными действий по выдаче предписаний об устранении нарушений на территории земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N 08АП-2417/2014
Дело N А75-9714/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2417/2014) открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2014 по делу N А75-9714/2013 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" (ОГРН 1028601496725, ИНН 8610010727) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании действий по выдаче предписаний,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "РН-Няганьнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган) о признании незаконными действий по выдаче предписаний об устранении нарушений на территории земельного участка квартала 131 выдела 258, 284, 285, 286.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2014 по делу N А75-9714/2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебный акт мотивирован законностью действий по выдаче предписаний.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2014 по делу N А75-9714/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что обнаруженное загрязнение земельного участка нефтепродуктами допущено в результате хозяйственной деятельности прошлых лет в период пользования прежнего недропользователя - предприятия банкрота ОАО "Кондпетролеум". Для устранения нарушений необходимо проводить рекультивацию земель, ориентировочный срок которой является 2015 год, считает, что предоставленный срок для устранения нарушений является недостаточным. Не представлено доказательств того, что Общество проводило на загрязненном участке работы по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, в связи с чем, в действиях Общества отсутствуют нарушения требований пожарной безопасности в лесах.
Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Служба и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 07.06.2013 N 159 должностными лицами Службы проведено рейдовое патрулирование территории лесного фонда Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества территориального отдела Октябрьское лесничество на предмет выявления нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
При проведении рейдового патрулирования выявлен факт загрязнения земель лесного фонда горючим веществом (нефтью) на лесном участке в квартале 131, выделы 284, 285, 286, 258, 193 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества территориального отдела Октябрьское лесничество (на нефтесборном коллекторе кустовой площадки N 31 (с восточной стороны) Ем-Еговского лицензионного участка. Площадь загрязнения составляет 0,6848 га.
По результатам обследования составлен акт обследования от 28.06.2013.
По данному факту 10.07.2013 в отношении Общества составлен протокол N 07-122/2013 об административном правонарушении и постановлением от 24.07.2013 N 07-122/2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Кроме того, в период с июля по сентябрь 2013 года Обществу выданы предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства от 10.07.2013 N 07-122/2013, от 12.08.2013 N 07-1186/2013, от 29.08.2013 N 07-207/2013, от 12.09.2013 N 07-223/2013, в которых Обществу было предписано устранить загрязнения лесных участков путем освобождения их от горючих веществ.
Не согласившись с действиями Службы по выдаче предписаний об устранении нарушений на территории земельного участка квартала 131 выдела 258, 284, 285, 286, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2014 по делу N А75-9714/2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно
части 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в силу положений
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерацией по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) переданы в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры переданы Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Таким образом, Служба является административным органом, уполномоченным на осуществление государственного лесного надзора.
В соответствии с
частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами), от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно
пункту 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В силу
статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 33 Правил при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:
а) содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;
б) полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);
в) не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
Пунктом 34 Правил определены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, согласно которому полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Таким образом, в силу указанных правовых норм, Общество, как лицо, имеющее и эксплуатирующее нефтепромысловые объекты - нефтесборные коллекторы кустовых площадок на лесном участке в квартале 131, выделы 284, 285, 286, 258, 193 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества территориального отдела Октябрьское лесничество (на нефтесборном коллекторе кустовой площадки N 31 (с восточной стороны) Ем-Еговского лицензионного участка, находящегося на территории лесного массива, обязано соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, в частности, не допускать в период пожароопасного сезона нахождение на данной территории горючих веществ.
Пожароопасный сезон на территории Октябрьского лесничества определен приказом от 06.05.2013 N 220-П Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 14.05.2013.
Нефтезагрязненный участок обнаружен в период действия особого противопожарного режима - в июле 2013 года.
Факт нахождения на участке лесного фонда горючих веществ (нефти) подтверждается протоколами КХА почв N 162 и N 163 которые содержат указание на превышение в почве нефтепродуктов в 24,1 раза, а также актом обследования от 28.06.2013 и фотоматериалами.
Доводы Общества о недоказанности его вины в совершении правонарушения, о недоказанности наличия на загрязненном участке горючих веществ, в частности нефти, были предметом рассмотрения по делу А75-6991/2013, получили надлежащую правовую оценку и не нашил своего подтверждения.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что обнаруженное загрязнение земельного участка нефтепродуктами допущено в результате хозяйственной деятельности прошлых лет в период пользования прежнего недропользователя - предприятия банкрота ОАО "Кондпетролеум".
Однако, Общество, как лицо, имеющее и эксплуатирующее нефтепромысловый объекты - нефтесборные коллекторы кустовых площадок, находящегося на территории лесного массива, обязано соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, в частности, не допускать в период пожароопасного сезона нахождение на данной территории горючих веществ вне зависимости от того, когда эти вещества появились и в результате чей деятельности.
Податель жалобы ссылается на короткий срок выполнения требований предписания.
Суд апелляционной инстанции на данный довод указывает, что, во-первых, в силу сказанного выше горючие вещества не могут находиться в лесах в период пожароопасного сезона.
Во-вторых, как следует из предписаний Обществу вменялось в обязанность в срок устранить загрязнение горючими веществами (нефтью) участок лесного фонда, произвести сбор горючих веществ до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств.
Пунктом 7 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных
Постановления Правительства от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ" (далее - Правила) определено, что работы по локализации разлива не должны превышать 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Пунктом 8 вышеуказанных Правил установлено, что такие мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
- прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
- сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
- размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Следовательно, указанными
Правилами закреплена обязанность природопользователей выполнить работы первоначального характера (прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов; размещение для последующей утилизации).
Административным органом выданы предписания, при этом срок на проведение первоначального этапа работ административным органом установлен в размере 10 более суток, а не 6 часов, как закреплено в
Правилах. Предоставленный Обществу срок, по убеждению апелляционного суда, является разумным и достаточным.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что в настоящее время оформляется документация на проведение работ по рекультивации нефтезагрязненного участка.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что в силу
пунктов 4,
6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по:
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Из смысла действующего законодательства следует, что рекультивация представляет собой снятие плодородного слоя почвы и требует планирования и поэтапного проведения работ в целях восстановления нарушенного состояния компонентов природной среды.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в силу требований Правил пожарной безопасности в лесах должны быть проведены незамедлительно до открытия пожароопасного сезона, а не запланированы на будущее время.
Таким образом, Обществу в предписании предлагалось не рекультивировать земли, а принять меры по их очистке.
Оформление Обществом документации на проведение работ по рекультивации нефтезагрязненного участка никоим образом не отражается на пожароопасной обстановке, сложившейся на участке лесного фонда, в результате имеющего места загрязнения горючими веществами. Оформление такой документации не может являться основанием для неисполнения требований предписания административного органа.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2014 по делу N А75-9714/2013 и удовлетворения требований апелляционной жалобы Общества - не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ОАО "РН-Няганьнефтегаз".
постановил:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РН-Няганьнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2014 по делу N А75-9714/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР