Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 21.02.2022 N 304-ЭС21-28940 отказано в передаче дела N А75-2126/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2021 N Ф04-6174/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 N 08АП-4850/2021 по делу N А75-2126/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 N 08АП-4850/2021 по делу N А75-2126/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2021 г. N 08АП-4850/2021
Дело N А75-2126/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4850/2021) общества с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2021 по делу N А75-2126/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 5А) к обществу с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана" (ОГРН 1098904000073, ИНН 8904059355, адрес: 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Ленинградский проспект, 14А, 39) о привлечении к административной ответственности
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заявитель, ГУ МЧС России по ХМАО - Югре, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана" (далее - общество, ООО "Пожарная охрана") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-2126/2021 ООО "Пожарная охрана" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Пожарная охрана" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что внеплановая проверка в отношении общества проведена незаконно, поскольку проводилась не Управлением в порядке проведения лицензионного контроля, а иными лицами.
Податель жалобы считает, что устранение всех выявленных нарушений следует признать обстоятельством, смягчающим ответственность, что влечет уменьшение назначенного обществу штрафа.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Пожарная охрана" осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России N 24-А/00021 от 24.07.2013, с видом работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (т. 1 л.д. 126-127).
В адрес Управления поступил рапорт начальника службы пожаротушения 1 ПСО ФПС ГПС Главного управления Виноградова М.С. от 04.01.2021 и акт от 07.01.2021 по проеденной в отношении Общества проверки организации деятельности пожарной части. Из содержания указанных документов усматривались признаки нарушения обществом обязательных к исполнению лицензионных требований (т. 1, л.д. 130-132).
По результатам рассмотрения указанных документов должностными лицами Управления составлен рапорт о наличии в действиях общества признаков нарушения лицензионных требований (т. 1 л.д. 128-129).
Управлением издано распоряжение от 18.01.2021 N 2 о проведении внеплановой выездной проверки с целью проверки фактов, свидетельствующих о наличии в действиях общества признаков нарушения лицензионных требований (т. 1 л.д. 71-76).
Проведение внеплановой выездной проверки согласовано с прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (т. 1, л.д. 77).
Во исполнение распоряжения Управления от 18.01.2021 N 2 в период с 22.01.2021 по 16.02.2021 на основании подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пункта 2 части 10, пункта 1 части 11, части 12 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) в отношении общества, осуществляющего деятельность по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Западно-Сургутское месторождение, ЗСК "Газпром переработка", проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры,
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, которые зафиксированы в акте проверки от 27.01.2021 N 2 (т. 1 л.д. 79-107):
1) в нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее по тексту - Положение) на момент проведения проверки обществом не предоставлены сведения подтверждающие наличие у лицензиата зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Технического регламента типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Технического регламента;
2) в нарушение подпункта "б" пункта 3 Положения обществом не предоставлены сведения, подтверждающие наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты, пожарных средств самоспасения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
3) в нарушение подпункта "в" пункта 3 Положения не предоставлены сведения подтверждающие наличие у лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность" либо иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет;
4) в нарушение подпункта "г" пункта 3 Положения не предоставлены сведения подтверждающие наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников лицензиата соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
5) в нарушение подпункта "д" пункта 3 Положения не предоставлены сведения, подтверждающие отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 3 Положения;
6) в нарушение подпункта "д" пункта 3 Положения, подпункта 4 пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации"; пункта 4 приложения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации 15.12.2014 N 835н "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" водитель Дороженко В.В., 25 января 2021 года не прошел предрейсовый медицинский осмотр;
7) в нарушение подпункта "е" пункта 3 Положения, не предоставлены сведения подтверждающие прохождение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" пункта 3 Положения, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения программам повышения квалификации рабочих и служащих;
8) в нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения, пункта 120 приложения 4, приложения 9 приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444 "Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ", пунктов 6, 8 приказа МЧС России от 09.01.2013 N 3 "Об утверждении правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде", пункта 5.1.1 ГОСТ Р 58446-2019 "Техника пожарная. Комплект снаряжения для оснащения личного состава звена газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний", лицензиатом не обеспечено выполнение положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, а именно:
- для согласованного взаимодействия личного состава подразделений пожарной охраны, участвующего в проведении боевых действий по тушению пожаров, на каски личного состава участвующих в тушении пожаров не нанесены знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной охраны;
- отсутствует журнал учета донесений о пожаре;
- отсутствуют личные карточки газодымозащитников подразделения;
- отсутствует приказ (основание) для допуска личного состава к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
- у газодымозащитников пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС 000 "Газпром переработка", отсутствует ручной немеханизированный инструмент (пожарный топор в кобуре);
9) в нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения, пункта 100 Приказа МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" лицензиатом не обеспечено выполнение положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, а именно отсутствует план-график составления и корректировки планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров;
10) в нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения; пунктов 2, 8, 9, 10, 17, 21, 25, 26, 28, 47, 55, 57 приложения 3, приложения 4, приложения 5, приложения 6, приложение 8, приложение 9, приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны", пункта 10 приказа МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения пожарно-спасательных гарнизонах", пунктов 2, 6, 9, 10, 28, 35 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны"), пункта 5.2.18 ГОСТ 34350-2017 "Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний", пункта 3.5.1 ГОСТ 33988-2016 "Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний", лицензиатом не обеспечено выполнение положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации и несения караульной службы, а именно: отсутствуют табели боевого расчета отделений караула на пожарных автомобилях; не установлена форма одежды по сезону для личного состава дежурного караула, который несет караульную службу в подразделении (диспетчер пункта связи подразделения Жорник МЛ. находится в пункте связи подразделения в форме одежды установленного образца МЧС России, у личного состава в дежурном карауле форма одежды камуфлированного и гражданского исполнения); лица внутреннего наряда дежурного караула: "дежурный по подразделению", "дневальный по гаражу", "дневальный по помещениям", "постовой у фасада здания подразделения" несут службу без головных уборов и нагрудных знаков лиц внутреннего наряда; в помещениях дежурного караула не размещены описи находящегося в них имущества; не определен порядок и не обеспечивается замена диспетчера пункта связи подразделения на период приема пищи и отдыха в ночное время из числа личного состава дежурного караула, допущенного к выполнению обязанностей в качестве диспетчера пункта связи подразделения; схема построения караула (дежурной смены) подразделения пожарной охраны не соответствует установленной формы; книга службы пожарной части не соответствует установленной формы в дополнительном разделе книги службы не определены особенности несения дежурства личного состава караула на постах (маршрутах дозоров) в целях контроля за соблюдением противопожарного режима на территории охраняемого объекта; водитель Дороженко В.В. в соответствии утвержденного наряда на службу находится в боевом расчете, фактически - в подразделении отсутствует; личный состав подразделения несет службу с 01 января 2021 года по 25 января 2021 года без осуществления сменности; журнал пункта связи подразделения не соответствует установленной формы; отсутствует журнал учета неисправностей средств связи подразделения; отсутствует журнал учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на охраняемых объектах в ночное время; в журнале учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения, расположенных в районе выезда подразделения не указан закрытый проезд на территории охраняемого объекта. Информация (письмо) с объекта в подразделении имеется от 15 января 2021 года; в папке начальника караула на момент проверки, отсутствовали копии (выписки) приказов (распоряжений) о допуске личного состава караула к самостоятельному дежурству (после индивидуального и курсового обучения); в папке начальника караула на момент проверки отсутствовали табели положенности пожарно-технического вооружения (аварийно-спасательного оборудования); на момент проверки отсутствовали документы по гражданской обороне; на момент проверки не предоставлены инструкции по охране труда; отсутствует локальный нормативный акт работодателя, который утверждает инструкции по охране труда; в гаражном боксе для пожарных автомобилей не обеспечено беспрепятственное перемещение личного состава подразделения по сигналу тревоги между пожарными автомобилями (находятся запасные части пожарного автомобиля, стул, зарядное устройство для аккумуляторных батарей); ремонт пожарного автомобиля производится в гаражном боксе для пожарных автомобилей, а не на осмотровой канаве; в помещениях дежурного караула не размещены обязанности лиц внутреннего наряда, условные и графические обозначения техники, инструкции по охране труда и инструкции по пожарной безопасности не очищены от наледи и снега дороги и площадки на территории пожарного депо; на пожарных автомобилях не опломбированы спидометры, не обеспечен визуальный контроль пломбы; на лобовых стеклах пожарных автомобилей допускается размещение позывных и пропусков; не представлены документы на личный состав пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" о допуске к несению караульной службы и работе на пожаре после прохождения обучения в объеме программ профессионального обучения, сдачи зачетов (экзаменов) по пройденным дисциплинам и Правилам по охране труда в подразделениях пожарной охраны;
11) в нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения, пункта 8, подпункта "б" пункта 9, пунктов 15, 55, пункт 132, 143, приложения 4, приложенияя5, приложения 6 приказа МЧС России от 26.10.2017 N 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" лицензиатом не обеспечено выполнение положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части подготовки личного состава пожарной охраны, а именно:
- в распоряжении начальника пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" N 6 от 11.01.2021 "Об организации профессиональной подготовки работников дежурных караулов (смен) ПЧ ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" на 2021 год" не определен период обучения;
- в распоряжении начальника пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" N 6 от 11.01.2021 "Об организации профессиональной подготовки работников дежурных караулов (смен) ПЧ ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" на 2021 год" не определены цели и задачи на следующий год обучения, не назначены лица, ответственные за организацию учебного процесса;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" не определен порядок стажировки личного состава;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" отсутствует план профессиональной подготовки на 2021 год;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" отсутствует план совершенствования учебной материально-технической базы;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения выполнен не верно, как для малочисленного подразделения;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов выполнен не верно, как для малочисленного подразделения;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" в расписании занятий на январь 2021 года по предмету обучения "Физическая подготовка" не указывается рекомендуемая литература;
- в пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" в журнале учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава 1 караула не указывается метод проведения занятий, а также отсутствуют подписи лица, проводившие занятия.
12) в нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения, пунктов 2, 7, 11, 33 приказа МЧС России N 450 от 20.10.2017 "Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций". лицензиатом не обеспечено выполнение положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части проведения аттестации на право осуществления руководства тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно не представлены документы, подтверждающие право должностных лиц пожарной части ООО "Пожарная охрана" по охране Сургутского ЗКС ООО "Газпром переработка" на осуществление руководства тушением пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
13) в нарушение частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиат осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по адресу (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Западно-Сургутское месторождение, ЗСК "Газпром переработка"), не указанному в лицензии N 24-А/00021 от 24.07.2013.
По факту выявленных нарушений административным органом 08.02.2021 в отношении ООО "Пожарная охрана" в присутствии представителя общества составлен протокол об административном нарушении N 1, действия общества квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 28-41).
Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, на основании статьи 28.8 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
06.04.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного данной нормой права, является фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности.
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Закона о лицензировании.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензируемая деятельность), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69.
Пунктом 3 Положения о лицензировании установлены следующие лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Технического регламента, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Технического регламента;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность" либо иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет;
г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 3 Положения;
е) прохождение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" пункта 3 Положения, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;
ж) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
з) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно пункта 4 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а", "б" и (или) "д" пункта 3 Положения о лицензировании, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
В силу части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности, устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры допущены грубые нарушения лицензионных требований, влекущих возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что ООО "Пожарная охрана" осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Западно-Сургутское месторождение, ЗСК "Газпром переработка" с 01.01.2021 на основании договора (т. 1 л.д. 67-70).
В соответствии с пунктом 1.1 договора возмездного оказания услуг от 03.01.2021 N Z56-355820 ООО "Пожарная охрана" приняло на себя обязательства оказывать на возмездной основе услуги по тушению пожаров на объектах Завода по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина ООО "Газпром переработка" в 2021-2023 г.г., в соответствии с техническим заданием (приложение N 2 к договору, т. 1 л.д. 133-147, т. 2 л.д. 1-41).
На основании технического задания целью оказания услуг, является предупреждение и тушение пожаров на опасных производственных объектах, ведение пожарно-профилактической работы на объектах.
Согласно пункту 1.2 договора местом оказания услуг является Завод по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина, расположенный по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район.
При этом из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что в перечне адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указанных в лицензии Общества N 24-А/00021 от 24.07.2013, указанный адрес отсутствует.
Требования, предъявляемые к размещению подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах, определены статьей 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
Так, согласно указанной норме пожарные депо на территории производственного объекта должны располагаться на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования; тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на производственных объектах определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств пожарно-спасательного гарнизона поселения или городского округа исходя из установленного частью 1 статьи 76 Технического регламента условия прибытия к месту пожара; выезды из пожарных депо должны быть расположены таким образом, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных транспортных потоков.
Требования к месту расположения пожарных депо и радиусам обслуживания пожарными депо устанавливаются СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения, утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 181.
По верному замечанию Управления, лицензиат не вправе выполнять работы и оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, поскольку лицензирующим органом не проводилась оценка соответствия ООО "Пожарная охрана" лицензионным требованиям и условиям Положения о лицензировании при осуществлении Обществом деятельности по указанному адресу.
Согласно пункту 7 Положения о лицензировании при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, лицензиат направляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес и следующие сведения (если данные сведения ранее не представлялись в лицензирующий орган при получении (переоформлении) лицензии):
а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений и сооружений, расположенных по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях);
б) сведения о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
в) сведения, подтверждающие наличие у работников, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, необходимого документа об образовании и (или) квалификации в области лицензируемого вида деятельности.
В свою очередь лицензирующий орган обязан проверить сведения, представленные лицензиатам, на соответствие их обязательным лицензионным требованиям, что в рассматриваемом случае не было сделано.
При этом при проведении проверки Управление установило отсутствие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование; а также отсутствие документов, подтверждающих отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 3 Положения о лицензировании.
Таким образом, установленные Управлением в ходе проведения внеплановой выездной проверки, свидетельствуют о нарушении обществом обязательных лицензионных требований, предусмотренных пунктами "а", "б" и "д" пункта 3 Положения о лицензировании, влекущих возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Указанные нарушения являются грубыми по смыслу пункта 4 Положения о лицензировании.
При таких обстоятельствах наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждено материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 08.02.2021 N 1, актом проверки от 27.01.2021 N 2 с фотоматериалами, договором от 03.01.2021, и является установленным.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частями 1 и 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае у общества имелась возможность для соблюдения вышеупомянутых лицензионных требований. Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом лицензионных требований и принятия им всех зависящих мер по недопущению совершения вменяемого правонарушения, в материалы дела не представлены.
Доказательств невозможности исполнения обязанности по соблюдению лицензионных требований обществом не представлено.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является установленной.
На основании вышеуказанные действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, об их наличии не заявлено.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В материалы дел не представлено доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств.
Смягчающие обстоятельства (совершение правонарушения впервые, устранение обществом выявленных нарушений) учтены судом первой инстанции при назначении наказания (применена минимальная санкция).
Нарушений порядка производства по административному делу судом не установлено.
Отклоняя доводы общества о том, что проверка, результаты которой отражены в акте от 07.01.2021, проводилась не Управлением в порядке осуществления лицензионного контроля, а иными лицами, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Управление провело в отношении общества выездную внеплановую согласованную с прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проверку на основании поступившей в его адрес информации о возможном нарушении обязательных лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров, в порядке, установленном пунктом 10 Положения о лицензировании и Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 распределения полномочий по организации лицензирования отдельных видов деятельности в центральном аппарате МЧС России и территориальных органах МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 24.09.2019 N 505, управления надзорной деятельности и профилактической работы Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляют проверки соответствия соискателей лицензий и лицензиатов лицензионным требованиям.
В компетенцию должностных лиц управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, исполнение государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не входит.
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным Приказом МЧС России от 07.06.2016 N 312 (далее - Административный регламент), не предусмотрена административная процедура по проведению внеплановых, выездных проверок на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, в рамках осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.
В соответствии с пунктом 65 Административного регламента при осуществлении внеплановой проверки проверяется информация о нарушении, которая явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки.
В рассматриваемом случае поводом для издания распоряжения Управления о проведении проверки явилось поступление в лицензирующий орган информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований по месту осуществления деятельности лицензиата.
Факты грубых нарушений лицензионных требований установлены Управлением не на основании акта от 07.01.2021, а в ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 27.01.2021 N 2 и приложенных к нему фотоматериалах.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Материалами дела подтверждается, что проверка проведена по месту фактического осуществления обществом лицензируемого вида деятельности, что соответствует пункту 62 Административного регламента и статье 12 Закона N 294-ФЗ.
Доводы общества о нарушении сроков проведения проверки опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. В соответствии с Административным регламентом должностные лица подразделений лицензирующего органа при исполнении государственной функции, обязаны соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом N 294-ФЗ. В соответствии с указанным законом срок проведения выездной проверки, не может превышать 20 рабочих дней.
Так, в распоряжении N 2 от 18.01.2021 срок проведения проверки указан не более 20 рабочих дней (в период с 22.01.2021 по 16.02.2021). Согласно акту проверки N 2 от 27.01.2021 проверка проведена в период с 25.01.2021 по 27.01.2021.
Таким образом, проверка проведена Управлением в установленные сроки. Окончание проверки ранее сроков, указанных в распоряжении о ее проведении, не влечет нарушения прав проверяемого лица.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявление Управления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2021 по делу N А75-2126/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.А.ШИНДЛЕР