Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.01.2020 N Ф04-6950/2019 по делу N А70-5537/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 N 08АП-10883/2019 по делу N А70-5537/2019
Требование: Об оспаривании отказа о внесении изменений в проект межевания территории.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 N 08АП-10883/2019 по делу N А70-5537/2019
Требование: Об оспаривании отказа о внесении изменений в проект межевания территории.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2019 г. N 08АП-10883/2019
Дело N А70-5537/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10883/2019) закрытого акционерного общества "Проектно-Строительная Фирма "Стар" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2019 по делу N А70-5537/2019 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Проектно-Строительная Фирма "Стар" (ОГРН 1027200774017, ИНН 7203056837) к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно спора - Администрация г. Тюмени, о признании недействительным отказа от 25.01.2019 N 14-08-000524/19 о внесении изменений в проект межевания территории планировочного района N 10 "Тюменский" в границах улиц Николая Федорова - Валерии Гнаровской в части установления красных линий; об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Проектно-Строительная Фирма "Стар" - Бутакова Ю.Г. по доверенности от 29.12.2018 сроком действия по 31.12.2019;
от Администрации г. Тюмени - Жесткова А.С. по доверенности от 29.11.2018 N 51/19 сроком действия по 31.12.2019;
в отсутствие представителя Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
закрытое акционерное общество "Проектно-Строительная Фирма "Стар" (далее - ЗАО "ПСФ "Стар", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее - департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа от 25.01.2019 N 14-08-000524/19 о внесении изменений в проект межевания территории планировочного района N 10 "Тюменский" в границах улиц Николая Федорова - Валерии Гнаровской в части установления красных линий; об обязании ответчика в срок тридцать дней с момента вступления в законную силу решения суда отменить красную линию в точках 12, 11, 10 "Разбивочного чертежа красных линий" проекта планировки и проекта межевания территории планировочного района N 10-Тюменский (Транссибирская магистраль - граница населенного пункта - ул. Федюнинского (первое объездное кольцо) номер элемента планировочной структуры (квартал) - 10:03:04:01 и установить красные линии с учетом проектной документации шифр проекта 0037-06-00-ГП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Тюмени (далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2019 по делу N А70-5537/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в нарушение требований процессуального законодательства судом первой инстанции не дана оценка нарушению департаментом порядка установления красных линий по застройке заявителя в границах земельных участков размещения объектов капитального строительства. Согласно доводам жалобы красные линии отображаются на чертежах проекта межевания, проект межевания должен содержать материалы по его обоснованию. В свою очередь, материалы по обоснованию проекта межевания включат чертежи с отображением границ существующих земельных участков, местоположение существующих объектов капитального строительства. Установленные же заинтересованным лицом красные линии повлияли на формирование земельных участков. В нарушение архитектурных решений, предусмотренных проектом строительства, части объектов благоустройства восьми земельных участков оказались отрезаны от основных территорий, предназначенных для эксплуатации объектов недвижимости. По мнению заявителя, данные обстоятельства создают препятствия ЗАО "ПСФ "Стар" как застройщику в связи с формированием земельных участков в границах и площади предусмотренной проектом строительства в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70 и по передаче инвесторам и участникам долевого строительства объектов недвижимости с объектами благоустройства (парковочными местами) необходимыми для эксплуатации объектов недвижимости. Парковочные машино-места построены заявителем по проекту строительства 0037-06-00-ГП для целей эксплуатации и обслуживания объектов капитального строительства, по проекту строительства в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70, тогда как установленные департаментом красные линии за пределами ширины 6 м внутриквартального проезда фактически накладываются на территорию объектов капитального строительства, строящихся и построенных заявителем в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70 отсекают построенные заявителем машино - места, уменьшая территорию, предназначенную согласно проекту строительства для эксплуатации и обслуживания расположенных на данной территории объектов капитального строительства.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
15.08.2019 в Восьмой арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство заявителя о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы.
Департамент, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ЗАО "ПСФ "Стар" поддержаны доводы жалобы и даны пояснения по существу спора. Представитель администрации высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 82, 108 и 268 АПК РФ, не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства ЗАО "ПСФ "Стар" о назначении экспертизы, поскольку поставленные заявителем вопросы являются вопросами права и не требуют специальных знаний в сфере землеустройства.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, иные поступившие от лиц, участвующих в деле, документы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации Тюменской области от 09.12.2003 N 3042/14-з произведено предварительное согласование места размещения группы жилых домов с парковой зоной в г. Тюмени, ул. Федорова - В. Гнаровской в соответствии с проектом планировки жилого микрорайона. На ЗАО "ПСФ "Стар" возложена обязанность в течение 1 года выполнить за свой счет установление границ земельного участка, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет. После выполнения указанных выше обязанностей обществу надлежит обратиться с заявлением в муниципальное образование г. Тюмень для подготовки документов о предоставлении земельного участка на период строительства жилых домов с парковой зоной.
06.07.2004 Департаментом имущественных отношений Администрации Тюменской области от 06.07.2004 N 1483/14-з обществу в аренду сроком на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430001:70 площадью 49 419,1 кв. м для строительства группы жилых домов с парковой зоной в г. Тюмени, ул. Федорова - В. Гнаровской. Категория земель - земли поселений.
15.07.2004 между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и ЗАО "ПСФ "Стар" (арендатор) заключен договор аренды N 23-20/534, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 49 419,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Федорова - В. Гнаровской, категория земель - земли поселений, кадастровый номер - 72:23:0430001:70. Участок свободен от застройки (пункт 1.3 договора аренды).
В силу пункта 1.4 поименованного договора аренды земельный участок предоставляется под строительство группы жилых домов с парковой зоной.
Договор аренды от 15.07.2004 N 23-20/534 действует в период с 06.07.2004 по 05.07.2007 (пункт 7.2 договора аренды).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 13.08.2004.
15.07.2004 сторонами данного договора составлен акт приема-передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70.
30.05.2007 сторонами договора аренды заключено соглашение о продлении срока действия данного договора по 05.07.2010.21.04.2010 заключено аналогичное соглашение о продлении и внесении изменений в договор аренды от 15.07.2004 N 23-20/534, согласно условиям которого срок аренды определен сторонами по 05.07.2013.
Кроме того, 03.04.2009 сторонами заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды от 15.07.2004 N 23-20/534 в части регулирования внесения арендной платы и санкции за невнесение таковой.
08.04.2013 сторонами договора аренды заключено соглашение о продлении и внесении изменений в договор аренды земельного участка от 15.07.2004 N 23-20/534, в соответствии с которым срок аренды продлен по 05.07.2016.
На основании договора аренды земельного участка от 29.04.2016 N 23-20/3187, заключенного между Департаментом имущественных отношений (арендодатель) и общества (арендатор), в пользование последнему передается земельный участок с кадастровым номером 72:23:0430001:70 для целей завершения строительства объекта. Настоящий договор действует по 28.04.2019.
Договор аренды зарегистрирован уполномоченным органом 31.05.2016.
На основании договора аренды земельного участка от 15.07.2004 N 23-20/534, архитектурно-планировочного задания от 04.07.2005 N 473, проектной документации, согласованной Департаментом градостроительной политики Администрации г. Тюмени 15.08.2005 N 203, заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадхора по Тюменской области от 11.06.2005 N 267/ээ и иных документов обществу на основании распоряжения администрации г. Тюмени дано разрешение на строительство первой очереди жилых домов ГП-4, ГП-5 с парковой зоной (1 и 2 этапы) в г. Тюмени, ул. Н. Федорова - В. Гнаровской, в соответствии с прилагаемой выкопировкой из плана города.
Впоследствии администрацией г. Тюмень обществу выданы разрешения на строительство от 18.04.2008 N RU72304000-531-рс для возведения жилого дома ГП-1 на указанном земельном участке, от 20.09.2011 N RU72304000-249-рс для возведения жилого дома N 2 по ГП, от 30.08.2011 N RU72304000-222-рс для возведения кафе на 50 мест, интернет-салона ГП-1А, от 17.08.2011 N RU72304000-211-рс для возведения многоэтажного жилого дома ГП-3, от 17.08.2011 N RU72304000-212-рс для возведения многоэтажного жилого дома ГП-4, от 30.08.2011 N RU72304000-223-рс для возведения спортивного клуба ГП-3А, от 14.10.2011 N RU72304000-275-рс для возведения жилого дома N 5 по ГП, от 20.09.2011 N RU72304000-250-рс для возведения жилого дома N 6 по ГП, от 24.04.2012 N RU72304000-109-рс для возведения спортивного клуба (шахматного) ГП - 7 в составе группы жилых домов с парковочной зоной. В материалы дела представлены доказательства ввода в эксплуатацию перечисленных объектов за исключением последнего.
Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70 образованы иные земельные участки. Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.12.2013 N 1091-сх утверждена схема расположения земельного участка, образованного из участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70, на кадастровом плане территории под многоквартирным домом по адресу г. Тюмень, ул. В. Гнаровской, 12, корпус 1; решением от 15.07.2014 N 1183-сх - под многоквартирным домом по адресу г. Тюмень, ул. В. Гнаровской, 12, корпус 2; решением от 19.08.2014 N 1263-сх - для размещения жилой застройки, объектов социального обслуживания населения и т.д. по адресу г. Тюмень, ул. Федорова - В. Гнаровской (с учетом решения от 27.02.2015 N 129-сх); решением от 03.08.2012 N 532-сх - для размещения жилого дома ГП-5, ГП-4, трансформаторной подстанции, гаражей боксового типа, гаража, навеса по адресу г. Тюмень, ул. Николая Федорова - Валерии Гнаровской.
Постановлением администрации от 13.01.2014 N 17 "Об утверждении проекта планировки территории планировочного района N 10 - Тюменский (транссибирская магистраль - граница населенного пункта - ул. Федюнинского (первое объездное кольцо)" утвержден указанный выше проект планировки территории и установлены красные линии.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 04.10.2017 N 117 утвержден проект межевания территории в границах планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 10 "Тюменский".
Указав, что проект межевания выполнен с нарушением требований части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), СП 42.13330.2016, части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ЗАО "ПСФ "Стар" обратилось в департамент с заявлением от 11.01.2019 N 01/157.
В указанном заявлении общество просило внести изменения в постановление Администрации г. Тюмени от 04.10.2017 N 117 "Об утверждении проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 10 "Тюменский". К заявлению приложены корректировка положения красной линии, копия исполнительской съемки благоустройства территории с нанесением границ земельных участков и красных линий.
В письме от 25.01.2019 N 14-08-000524/19 департамент, отвечая на требования общества, указал, что красные линии установлены постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 17 "Об утверждении проекта планировки территории планировочного района N 10 - Тюменский (транссибирская магистраль - граница населенного пункта - ул. Федюнинского (первое объездное кольцо)". Указанный нормативный правовой акт принят в установленном законом порядке, и администрацией не планируется внесение изменений в документацию по планировке территории в границах улиц Н. Федорова - В. Гнаровской за счет средств бюджета. Департаментом указано также, что градостроительным законодательством предусмотрено внесение изменений в утвержденную документацию по планировке территории (постановление Администрации г. Тюмени от 13.07.2015 N 159-пк), в этом случае подготовка проекта внесения изменений выполняется на весь планировочный район за счет средств заявителя. Кроме того, в порядке статьи 45 ГрК РФ предоставляет обществу право оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории, однако данное право реализовано не было.
Не согласившись с ответом заинтересованного лица, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции заявление общества оставлено без удовлетворения, с чем ЗАО "ПСФ "Стар" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Частью 2 поименованной статьи Кодекса предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).
Так, основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
В силу требований части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы публичных сервитутов.
При подготовке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 6.1 статьи 43 Кодекса).
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия; 6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов (часть 7 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 Кодекса).
В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой.
В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; 2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; 3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); 4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Частью 1.2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения. Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Частью 21 статьи 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Как указано выше, в настоящем случае требования заявителя направлены на оспаривание отказа департамента во внесении изменений в проект межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 10 "Тюменский" в части разбивочного чертежа красных линий.
Оценивая данные доводы заявителя, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что спорный проект межевания территорий утвержден на основании проекта планировки территории планировочного района N 10 - Тюменский (транссибирская магистраль - граница населенного пункта - ул. Федюнинского (первое объездное кольцо), утвержденного постановлением администрации от 13.01.2014 N 17.
По смыслу действующего правового регулирования проект планировки территории должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования, при этом предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.
Отнесение проектов планировки территории к нормативным актам соответствует правовой позиции, изложенной Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и выраженной в Апелляционном определении от 30.01.2019 N 45-АПГ18-22.
Материалы настоящего дела свидетельствуют, что спорным проектом межевания территорий установлены красные линии, совпадающие с содержанием проекта планировки территории планировочного района N 10 - Тюменский (транссибирская магистраль - граница населенного пункта - ул. Федюнинского (первое объездное кольцо), а последний документ, в свою очередь, утвержден в 2014 году в соответствии с иными действующими в г. Тюмень документами территориального планирования.
В установленном законом порядке спорный проект планировки, утвержденный постановлением администрации от 13.01.2014 N 17 не оспорен (часть 7 статьи 45 ГрК РФ), правовые основания для вывода о его порочности не усматриваются апелляционным судом. Доказательства противоречия данного документа нормативным правовым актам, документам территориального планирования в дело не представлены.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что, как предусмотрено частью 8 статьи 45 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно положениям части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Кодекса, содержание которой приведено выше. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается (часть 13.1 ГрК РФ).
В указанном случае, заявив о необходимости внесения изменений в документ территориального планирования (проект межевания территорий), именно общество, по смыслу приведенных положений ГрК РФ, обязано инициировать соответствующие процедуры, предварительно подготовив новый документ. ЗАО "ПСФ "Стар" в установленном законом порядке не обращалось с предложениями по внесению изменений в спорный проект межевания территорий. Возложение в данных обстоятельствах соответствующей обязанности на департамент не отвечает правилам, действующим в сфере спорных отношений.
По смыслу приведенных выше норм, а также положений статей 5 - 9 ГрК РФ при осуществлении территориального планирования уполномоченные государственные и муниципальные органы обеспечивают соблюдение публичных интересов, определяя исходя из таковых содержание документов территориального планирования, в том числе - места расположения территорий общего пользования. С учетом указанного в настоящем случае произвольное внесение изменений в таковые не отвечает принципам градостроительной деятельности и не способствуют балансу интересов различных ее субъектов, поскольку способно изменить площадь территории общего пользования.
Кроме того, в силу статьи 1 ГрК РФ красными линиями признаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. В свою очередь, территорией общего пользования является территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Порядок подготовки и утверждения градостроительной документации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция РДС 30-201-98).
Согласно пункту 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей. В силу пунктов 4.1 и 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в себя в том числе заголовок с указанием содержания документа (установление, изменение или отмена красных линий); регистрационный номер разбивочного чертежа, который присваивается документу после его утверждения; пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий; подписи должностных лиц, согласовавших разбивочный чертеж (пункт 5.2 Инструкции РДС 30-201-98). На разбивочном чертеже красных линий отражается, графическая информация. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами, включая в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м).; дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки (пункт 5.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, действующая на момент разработки и утверждения ответчиком красных линий на территории застройки заявителя (далее - Инструкция N 150). Требования Инструкции N 150 обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территории, поселении и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
В соответствии с требованиями пунктов 6 и 7 раздела 3.2.1 Инструкции N 150 установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если красная линия устанавливается в границах планируемых к строительству объектов должно быть обоснование необходимости установления красных линий на территории, занятой объектами строительства.
Согласно пояснениям общества в результате установления красной линии по территории исходного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70 раздел данного участка и формирование земельных участков происходило с отсечением части территории, расположенной за установленной красной линией, что привело к уменьшению площадей при образовании: земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:15438 для строительства объекта с кадастровым номером 72:23:0430001:15311 (ГП-7), земельного участка с кадастровым номером 72:23: 0430001:15434 для строительства объекта с кадастровым номером 72:23:0430001:15317 (ГП-5) и фактическому местоположению объектов благоустройства (машино-мест) в границах мест общего пользования. Указанное, по мнению заявителя, нарушает его права как собственника объектов с кадастровыми номерами 72:23:0430001:15311 (ГП-7), 72:23:0430001:15317 (ГП-5А) и создает препятствия в реализации обязательств застройщика по передаче инвесторам, участникам долевого строительства объектов недвижимости и объектов благоустройства в соответствии с проектными расчетами обеспеченности объектов капитального строительства количеством территории и машино-мест, предусмотренных проектом строительства.
Внутриквартальный проезд, построенный заявителем в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0430001:70 имеет по проекту ширину 6 м что подтверждается представленным в материалы дела проектом строительства 0037-06-00-ГП "Стройгенплан" с фиксацией парковочных мест вдоль всей территории застройки земельного участка граничащей с внутриквартальным проездом (параметры машино-мест - вглубь застройки от проезда).
Таким образом, требования по установлению на проекте межевания красных линий предполагает, что они должны быть установлены с учетом фактически сложившегося землепользования.
Принимая во внимание положения статьи 1 ГрК РФ и учитывая правовой режим территории общего пользования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что красные линии расположены с учетом имеющихся объектов капитального строительства. Само по себе расположение стояночных мест (машино-мест) за красными линиями, то есть на территории общего пользования, не противоречит положениям градостроительного и иного законодательства. Вопреки доводам заявителя о том, что возведение спорных объектов (стояночных мест) предусмотрено проектной документацией, в соответствии с которой ЗАО "ПСФ "Стар" производилось строительство указанного выше жилого комплекса, не дает безусловных оснований для вывода о невозможности отнесения стояночных мест к категории территорий общего пользования.
С учетом того положения красных линий, которое соответствует действующим документам территориального планирования, целевое назначение стояночных мест не изменяется. При этом в нарушение требований статей 9, 65 АПК РФ ЗАО "ПСФ "Стар" не представило в настоящее дело доказательств того, что спорные стояночные места не соответствуют целям общего пользования, и проведение красных линий в настоящем случае нарушило благоустройство возведенных обществом многоквартирных домов.
Более того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Региональными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными постановлением Правительства Тюменской области от 19.03.2008 N 82-п, определены предельные значения расчетных показателей, устанавливаемых объектов местного значения городского округа в области автомобильных дорог (таблица 30). Так, для автомобильных дорог местного значения установлены следующие показатели: ширина улиц и дорог в красных линиях - 15-30 м (улицы и дороги местного значения).
Согласно СП 42.13330.2016. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденному приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, основное значение дорог и улиц в зонах жилой застройки - обеспечение непосредственного доступа к зданиям и земельным участкам.
Как указано заявителем, в проекте строительства было предусмотрено устройство проезда шириной 6 м. Данный проезд фактически был возведен.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ширина земельного участка в границах красных линий на оспариваемом проекте межевания составляет 18 м: из которых 15 м - проезд, 3 м - организация парковочных мест. Кроме проезда в указанных красных линиях проходит сеть хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.
Существующий в месте расположения спорных парковочных мест межквартальный проезд идет непрерывной линией через земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0430001:14840 (общая долевая собственность собственников помещений в многоквартирном доме); 72:23:0430001:15424 (государственная неразграниченная собственность); 72:23:0430001:15425 (общая долевая собственность собственников помещений в многоквартирном доме); 72:23:0430001:15427 (государственная неразграниченная собственность); 72:23:0430001:15429 (государственная неразграниченная собственность); 72:23:0430001:15431 (государственная неразграниченная собственность); 72:23:0430001:15433 (государственная неразграниченная собственность, аренда ЗАО "ПСФ "Стар"); 72:23:0430001:15435 (государственная неразграниченная собственность, аренда заявителя); 72:23:0430001:15437 (государственная неразграниченная собственность); 72:23:0430001:15439 (государственная неразграниченная собственность, аренда заявителя).
Из материалов дела следует также, что на первых этажах возведенных обществом многоквартирных домов располагаются нежилые помещения общественного назначения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6.2010 N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в соответствии с требованиями которых помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, тированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей (пункт 3.7).
В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных и совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
С учетом изложенного испрашиваемые обществом изменения и приводимые им доводы не отвечают сформировавшейся на спорной территории потребности в функционировании объектов инфраструктуры и пожарной безопасности. Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, перемещение красных линий в рассматриваемом случае повлечет нарушение показателей ширины улиц, установленных в таблице N 30 постановления Правительства Тюменской области от 19.03.2008 N 82-п и возможности беспрепятственного проезда пожарных и иных специализированных транспортных средств. Иное не усматривается апелляционным судом.
Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств и значение представленных в дело доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявления общества.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для несогласия с решением по делу и направлены на переоценку обстоятельств спора.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Проектно-Строительная Фирма "Стар" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2019 по делу N А70-5537/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ