Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 24.04.2023 N 304-ЭС23-4840 отказано в передаче дела N А81-3628/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.2023 N Ф04-116/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 N 08АП-11649/2022 по делу N А81-3628/2022
Требование: Об оспаривании предписания и решения об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 N 08АП-11649/2022 по делу N А81-3628/2022
Требование: Об оспаривании предписания и решения об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2022 г. N 08АП-11649/2022
Дело N А81-3628/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11649/2022) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Динамика" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.08.2022 по делу N А81-3628/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Динамика" (ОГРН 1058900620118, ИНН 8904046109, адрес: 629305, город Новый Уренгой, улица Юбилейная, дом 5) к Отделу надзорной деятельности
и профилактической работы по муниципальному образованию город Новый Уренгой Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048900005252, ИНН 8901015913, адрес: 629007, город Салехард, улица Республики, дом 28), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой (ОГРН 1028900625302, ИНН 8904013329), акционерного общества "УТГ-1" (ОГРН 1088904004716, ИНН 8904057830), Макарова Н.А., Нурутдиновой М.В., общества с ограниченной ответственностью "Апельсин" (ОГРН 1148904004150, ИНН 8904076907), общества с ограниченной ответственностью "ГидроГеоЭкоЦентр" (ОГРН 1098904001360, ИНН 8904060209), Слюсаренко Р.А., общества с ограниченной ответственностью
"С-медиа" (ОГРН 1058900614343, ИНН 8904027297), Халидова Г.Н., Юхневич Е.А., Кирилловой А.В. об оспаривании предписания N 157/1 и решения от 20.12.2021
N ДРК-205 в части,
при участии в судебном заседании представителя:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Динамика" - Турсанова Марата Маратовича (по доверенности от 04.07.2022 N 13 сроком действия 31.12.2022),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Динамика" (далее - ООО "УК "Динамика", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию город Новый Уренгой Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отдел), Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, административный орган) об оспаривании предписания N 157/1 и решения от 20.12.2021 N ДРК-205 в части.
Требования заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) были уточнены, заявитель просил суд:
- признать недействительными пункты 1 - 4, 6, 7, 9 - 27, 29 - 33, 36 - 40, 43 - 55, 57, 58, 60-74, 77 Предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 157/1 б/д;
- признать недействительным решение по жалобе от 20.12.2021 г. N ДРК-205 Управления в части отказа в удовлетворении жалобы ООО "УК "Динамика".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой (далее - Департамент), акционерное общество "Уренгойтеплогенерация-1" (далее - АО "УТГ-1"), Макаров Н.А., Нурутдинова М.В., общество с ограниченной ответственностью "Апельсин", общество с ограниченной ответственностью "ГидроГеоЭкоЦентр", Слюсаренко Р.А., ООО "С-медиа", Халидов Г.Н., Юхневич Е.А., Кириллова А.В.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.08.2022 по делу N А81-3628/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "УК "Динамика" в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал следующее:
- обязанность по проведению работ, указанных оспариваемом предписании, противоречит нормам статей 702, 709, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- оспариваемое предписание не является исполнимым;
- договором аренды от 30.10.2019 N 810 в пользование и владение заявителя переданы помещения общей площадью 125,5 кв. м в подвале, общая площадь всего здания - 26 661, 60 кв. м, вывод о том, что на заявителе лежит ответственность за все здание неправомерен; нарушений пожарной безопасности в арендуемых заявителем помещениях не зафиксировано.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по ее рассмотрению.
Определением суда от 25.10.2022 дата и время судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы изменены.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
От заявителя жалобы 12.10.2022 поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество указывает, что ООО "УК "Динамика" оказывает услуги собственникам и арендаторам помещений по управлению и техническому обслуживанию общего имущества в спорном здании и прилегающей территории; собственники помещений в пользование и владение обществу данные помещения не передавали, в связи с чем общество не является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в силу положений статьи 37, абзаца 5 части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В материалы дела 13.10.2022 поступил отзыв Управления на апелляционную жалобу, в котором административный орган, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
21.10.2022 от АО "УТГ-1" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо соглашается с доводами апелляционной жалобы, просит ее удовлетворить, указывает, что в период рассмотрения настоящего дела АО "УТГ-1" произвело отчуждение нежилого помещения и перестало быть субъектом правоотношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности помещения.
От Департамента 28.10.2022 поступило ходатайство, в котором третье лицо просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя, оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
14.11.2022 поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество указывает, что предметом договора аренды от 30.10.2019 N 810 являлись только нежилые помещения, расположенные в подвале Делового центра - Юг, в которых административным органом нарушений пожарной безопасности не выявлено; на момент проверки Департамент являлся основным собственником объекта защиты.
К дополнениям приложены копии поэтажного плана Делового центра - Юг, копии письма Департамента от 21.10.2022 N 89-176-03/01-07/9183, акта приема-передачи от 31.10.2022 к договору аренды нежилого помещения.
От административного органа 21.11.2022 поступили дополнения к отзыву.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебное заседание проведено в отсутствие данных лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзывы, дополнение к отзыву, заслушав представителя лица, участвующего в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением главного государственного инспектора г. Новый Уренгой по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Новый Уренгой от 08.10.2021 N 157 в период с 14.10.2021 по 26.10.2021 проведена выездная плановая проверка в отношении объекта защиты: здание Делового центра "Ямал" по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, дом 5; контролируемое лицо: ООО "УК "Динамика".
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. Нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ); пункта 1.5* СНиП 21-01-97*; части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ.
2. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 7.16 СНиП 21-01-97*; пункта 1.14 СНиП 2.08.02-89*; части 5 статьи 88 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.4 ТУ.
3. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 13.3 ТУ.
4. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 3.14 104-03; пункта 4.1 СП 3.13130.2009.
5. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 3.5, пункта 3.6 НПБ 240-97; пункта 3.5, пункта 3.6 ГОСТ Р 53300-2009.
6. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 4 пособия 6.91 к СНиП 2.04.05-91 "Огнестойкие воздуховоды"; части 1 статьи 138 Закона N 123-ФЗ.
7. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; подпункта д) пункта 8.16 СНиП 2.04.05-91; статьи 85 Закона N 123-ФЗ, подпункта. д) пункта 7.17 СП 7.13130.2013.
8.Нарушение пункта 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
9. Нарушение пункта 13 Правил противопожарного режима.
10. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима.
11. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима.
12. Нарушение пункта 71 Правил противопожарного режима.
13. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 7.17 СНиП 21-01-97*; пункта 6.31 ТУ.
14. Нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима.
15. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима.
16. Нарушение пункта ж), пункта 16, пункта 23, подпункта. в) пункта 27 Правил противопожарного режима.
17. Нарушение подпункта к) пункта 16 Правил противопожарного режима.
18. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 5.18* СНиП 21-01-97*; табл. 21 Закона N 123-ФЗ; пункта 1.6 ТУ.
19. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; подпункта в) пункта 5.2* СНиП 2.04.05-91*; пункта 7.2 СП 7.13130.2013; пункта 8.1, 8.2 ТУ.
20. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; табл. 1 НПБ 104-03; табл. 1 СП 3.13130.2009.
21. Нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима.
22. Нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима.
23. Нарушение подпункта ж) пункта 16 Правил противопожарного; пункта 6.49 ТУ.
24. Нарушение пункта 50 Правил противопожарного режима.
25. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.29 СНиП 21-01-97*; пункта 6.34 ТУ.
26. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.16 СНиП 21-01-97*; пункта 6.46 ТУ.
27. Нарушение подпунктов н), ж) пункта 16 Правил противопожарного режима; статьи 6, части 6 статьи 134, табл. 28, Закона N 123-ФЗ;
28. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима; пункта 8.3 ТУ.
29. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 8.4* СНиП 21-01-97*; части 2 статьи 90 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.11 ТУ.
30. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.35 СНиП 21-01-97*; пункта 4.4.12 СП 1.13130.2020.
31. Нарушение части 4, статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 13.1 ТУ.
32.Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 3.14 НПБ 104-03; пункта 4.1 СП 3.13130.2009.
33. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.44, пункта 7.25 СНиП 21-01-97*; статьи 88 табл. 23,24 Закона N 123-ФЗ.
34.Нарушение подпункта в) пункта 35 Правил противопожарного режима.
35. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима; пункта 8.3 ТУ.
36. Нарушение части 4, статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 8.4* СНиП 21-01-97*; части 2 статьи 90 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.11 ТУ.
37. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.35 СНиП 21-01-97*; пункта 4.4.12 СП 1.13130.2020.
38. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 7.23* СНиП 21-01-97*.
39. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта38 табл. 3 (общественные помещения) пункта14 НПБ 110-03; пункта 48 табл. 3 (Общественные помещения) СП 486.1311500.2020.
40. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; табл. 2 пункта 5.1 НПБ 104-03; табл. 2 раздел 6 СП 3.13130.2009; пункта13 ТУ.
41. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 5.17 СНиП 2.04.05-91*; подпункта г) пункта 7.16 СП 7.13130.2013; пункта 6.36 ТУ.
42. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима.
43. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.44 СНиП 21-01-97*,.
44. Нарушение части 4 статьи 4, 89 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.9*, 6.12* пункта 6.44, пункта 7.25 СНиП 21-01-97*; пункта 4.4.20 СП 1.13130.2020; пункта 6.45 ТУ.
45. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.16 СНиП 21-01-97*; пункта 6.46 ТУ.
46. Нарушение подпункта е) пункта16 Правил противопожарного режима.
47. Нарушение подпункта ж) пункта 16; подпункта б) пункта16 Правил противопожарного режима.
48. Нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима.
49. Нарушение части 4 статьи4 Закона N 123-ФЗ; 6.12* СНиП 21-01-97*; пункта 4.2.7 СП 1.13130.2020; пункта 6.39 ТУ.
50. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 13.1 ТУ.
51. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 5.2* СНиП 2.04.05-91*; пункта 8.2 СНиП 41-01-2003; подпункта ж) пункта 7.2 СП 7.13130.2013.
52. Нарушение подпункта ж) пункта 16; подпункта б) пункта 16 Правил противопожарного режима.
53. Нарушение статьи 6, части 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ, табл. 29.
54. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 5.14* СНиП 21-01-97*, табл. N 1; статьи88, таблица N 25 Закона N 123-ФЗ; подпункта д) пункта16 Правил противопожарного режима.
55. Нарушение части 4, статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.9* СНиП 21-01-97*; пункта 1 части 5, пункта 5 части14 статьи 89 Закона N 123-ФЗ).
56. Нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима.
57. Нарушение части 4 статьи4 Закона N 123-ФЗ; табл. 2 пункта 5.1 НПБ 104-03; табл. 2 раздел 6 СП 3.13130.2009; пункта 13 ТУ.
58. Нарушение части 4 статьи4 Закона N 123-ФЗ; пункта 38 табл. 3 (общественные помещения) пункта14 НПБ 110-03; пункта 48 табл. 3 (Общественные помещения) СП 486.1311500.2020.
59. Нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима; пункта 8.3 ТУ, 16.
60. Нарушение подпункта ж) пункта16 Правил противопожарного режима.
61. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.13, пункта 6.34 СНиП 21-01-97*.
62. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 8.4* СНиП 21-01-97*; части 2 статьи 90 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.11 ТУ.
63. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6, 35 СНиП 21-01-97*; пункта 4.4.12 СП 1.13130.2020.
64. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.16 СНиП 21-01-97*; пункта 6.46 ТУ.
65. Нарушение части 4,.статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.16 СНиП 21-01-97*; пункта 6.46 ТУ.
66. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; подпункта в) пункта 5.2* СНиП 17 А81-3628/2022 2.04.05-91*; пункта 7.2 СП 7.13130.2013; пункта 8.1, 8.2 ТУ.
67. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; пункта 6.26*, 6.27 СНиП 21-01-97*; пункта 6.50 ТУ.
68. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; подпункта в) пункта 5.2* СНиП 2.04.05-91*; пункта 7.2 СП 7.13130.2013; пункта 8.1, 8.2 ТУ.
69. Нарушение статьи 6, части 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ, табл. 29.
70. Нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима.
71. Нарушение части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ; табл. 2 пункта 5.1 НПБ 104-03; табл. 2 раздел 6 СП 3.13130.2009; пункта 13 ТУ.
72. Нарушение статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ; 4.118* СНиП 2.04.05-91; пункта 6.19 СП 7.13130.2013.
73. Нарушение статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ; пункта 12.4 СНиП 41-01-2003.
74. Нарушение пункта 50 Правил противопожарного режима.
75. Нарушение части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, выразившееся в следующем.
76. Нарушение статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, части 2 статьи 87 Закона N 123-ФЗ; пункта 13 Правил противопожарного режима.
77. Нарушение подпункта а) пункта 27 Правил противопожарного режима.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.10.2021 N 157.
ООО "УК "Динамика" выдано предписание N 157/1, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 22.10.2022 устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, ООО "УК "Динамика" обжаловало вышеуказанное предписание в Управление.
Решением по жалобе от 20.12.2021 N ДРК-205 заявителю в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 1 - 4, 6, 7, 9 - 27, 29 - 33, 36 - 40, 43 - 55, 57, 58, 60 - 74, 77 и решением Управления ООО "УК "Динамика", обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявления 24.08.2022 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Предписание уполномоченного органа государственной власти носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.
В силу пунктов 8, 26, 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, выдача предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, является заключительным этапом выполнения административных процедур при исполнении органами государственного пожарного надзора государственной функции по проведению проверок в области соблюдения правил противопожарной безопасности.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ и подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), государственные инспекторы по пожарному надзору вправе выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена статьей 37 Закона N 69-ФЗ, в соответствии с которой организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров также принят Закон N 123-ФЗ, определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Законом N 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Закона N 123-ФЗ противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями.
Согласно части 5 статьи 88 Закона N 123-ФЗ противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара.
В статье 54 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Как указано в пунктах 3 и 7 статьи 84 Закона N 123-ФЗ пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
В силу пункта 54 Правил противопожарного режима руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Статьей 84 Закона N 123-ФЗ определены общие требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, в том числе:
- пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей;
- в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;
- системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения;
- технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей;
- звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи.
СП 3.13130.2009 устанавливает требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в зданиях, сооружениях и строениях.
В пункте 4.1 СП 3.13130.2009 регламентировано, что звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Согласно пункту 3.14 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, действующих на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 (пункт 478), звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Частью 1 статьи 138 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что конструкции воздуховодов и каналов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции и транзитных каналов (в том числе воздуховодов, коллекторов, шахт) вентиляционных систем различного назначения должны быть огнестойкими и выполняться из негорючих материалов.
Согласно пункту 1 статьи 85 Закона N 123-ФЗ в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
Согласно подпункту "д" пункта 7.17 СП 7.13130.2013 для систем приточной противодымной вентиляции следует предусматривать противопожарные нормально закрытые клапаны в каналах подачи воздуха в тамбур-шлюзы с пределами огнестойкости:
- EI 120 - для систем, указанных в подпункте "б" пункта 7.14;
- EI 60 - для систем, указанных в подпунктах "г", "д", "и", "л", "м", "н" пункта 7.14;
- EI 30 - для систем, указанных в подпунктах "е", "ж", "к" пункта 7.14, а также подпункта "п" пункта 7.14 с учетом подпункта "б" пункта 7.17.
Противопожарные клапаны не следует устанавливать для систем, обслуживающих один тамбур-шлюз. Не допускается применение в качестве нормально закрытых противопожарных клапанов в каналах подачи воздуха в тамбур-шлюзы изделий, заслонки которых выполнены без термоизоляции.
Согласно пункту 9 Правил противопожарного режима на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении.
Пунктом 13 Правил противопожарного режима установлено, что проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования проводится не реже одного раза в год.
Согласно абзацу 3 пункта 54 Правил противопожарного режима на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Согласно абзацу четвертому пункта 54 Правил противопожарного режима при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Пунктом 71 Правил противопожарного режима предусмотрено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а двери, ворота, люки и клапаны должны иметь устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах; двери, ворота, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.
Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 26 Правил противопожарного режима).
Пунктом 27 Правил противопожарного режима, предусмотрено, что на объектах защиты запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Запрет устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы следует из подпункта "к" пункта 16 Правил противопожарного режима.
В соответствии с пунктом 7.2 СП 7.13130.2013 удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать в том числе, из производственных и складских категорий А, Б, В; из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами, если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости.
Согласно пункту 5.3 СП 3.13130.2009 Световые оповещатели "Выход" следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".
В силу пункта 60 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
На объектах защиты запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (подпункт "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима).
Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 50 Правил противопожарного режима).
На объектах защиты запрещается эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (подпункт "н" пункта 16 Правил противопожарного режима).
В силу части 2 статьи 90 Закона N 123-ФЗ в зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам третьего типа или по наружным пожарным лестницам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов, приведены в таблице 23 приложения к Закону N 123-ФЗ, которая устанавливает пределы огнестойкости противопожарных преград.
Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.
Запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами (подпункт "в" пункта 35 Правил противопожарного режима).
Согласно пункту 14 НПБ 11003 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Подпунктом "г" пунктом 7.16 СП 7.13130.2013 предусмотрено, что при расчете параметров приточной противодымной вентиляции следует принимать, в том числе кабины лифтов остановленными на основном посадочном этаже.
В соответствии с пунктом 5.2. СНиП 2.04.05-91 удаление дыма следует предусматривать:
а) из коридоров или холлов жилых, общественных и административно-бытовых зданий в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89, СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.09.04-87;
б) из коридоров производственных, общественных и административно-бытовых зданий высотой более 26,5 м;
в) из коридоров длиной более 15 м, не имеющих естественного освещения световыми проемами в наружных ограждениях, производственных зданий категорий А, Б и В с числом этажей 2 и более;
г) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением, не имеющим механизированных приводов для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг и для открывания проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям: А, Б или В; Г или Д - в зданиях IVa степени огнестойкости;
д) из каждого помещения, не имеющего естественного освещения: общественного или административно-бытового, если оно предназначено для массового пребывания людей; помещения площадью 55 м2 и более, предназначенного для хранения или использования горючих материалов, если в нем имеются постоянные рабочие места; гардеробных площадью 200 м2 и более.
Согласно части 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 5.1 НПБ 104-03 определен тип СОУЭ для зданий по значению нормативного показателя; согласно пункту 20 Таблицы 2 объекты защиты должны быть оборудования системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно пункту 6.19 СП 7.13130 транзитные воздуховоды, прокладываемые за пределами обслуживаемого пожарного отсека, после пересечения ими противопожарной преграды обслуживаемого пожарного отсека следует проектировать с пределами огнестойкости не менее EI 150.
Подпунктом "а" пункта 12.4. СНиП 41-01-2003 установлено, что для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения или автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое блокирование электроприемников систем воздушного отопления, кроме воздушно-тепловых завес вентиляции, кондиционирования (далее - системы вентиляции), с электроприемниками систем противодымной защиты для: а) отключения при пожаре систем вентиляции, кроме систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы помещений категорий А и Б, а также в машинные отделения лифтов зданий категорий А и Б.
Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (пункт 50 Правил противопожарного режима).
Частью 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Статьей 87 Закона N 123-ФЗ установлено, что степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов (часть 1); пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 2); класс пожарной опасности строительных конструкций должен соответствовать принятому классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков классу пожарной опасности применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 22 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 6).
В силу подпункта "а" пункта 27 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
В нарушение норм действующего законодательства, заявителем допущены нарушения норм и требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки установлено, что разработанные на объекте Технические условия не соблюдены, в частности:
- здание оборудовано СОУЭ 3-его типа (по ТУ предусмотрено 4-го типа);
- произведена перепланировка отдельных помещений, которые приводят к нарушению дополнительных требований пожарной безопасности (в результате перепланировки торговой секции "Монетка" образовался коридор (разгрузочная) длина которого превышает 15 м, при этом естественное освещение в указанном коридоре отсутствует, система дымоудаления предусмотрена только в торговом зале и т.д.);
- в некоторых лестничных клетках отсутствуют, предусмотренные проектом, выходы на кровлю;
- в некоторых помещениях демонтирована или отсутствует система оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в некоторых помещениях отсутствует система пожаротушения;
- в многосветных пространствах привод оконных фрамуг (створок), предусмотренных для удаления продуктов горения, находится в неработоспособном состоянии (фактически при сработке АУПС фрамуги не открываются).
В ходе проверки было выявлено 91 нарушение требований пожарной безопасности, из которых 14 устранены в ходе проверки.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 27.10.2021 N 157/1 об устранении 77 нарушений требований пожарной безопасности.
Оспариваемого предписания, содержит описание выявленных нарушений и ссылки на подлежащие исполнению положения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности и является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства. Содержащиеся в предписании требования соответствуют целям защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагают на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления им своей предпринимательской деятельности.
Факт выявленных в ходе выездной проверки нарушений требований пожарной безопасности, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Предписание не возлагает на заявителя незаконных обязанностей.
Нарушения, выявленные в рамках проверки, касаются безопасности людей, пользующихся услугами заявителя, в связи, с чем дальнейшая эксплуатация Делового центра с указанными нарушениями представляет угрозу для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Грубых нарушений, влекущих в силу положений части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки, надзорным органом не допущено.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Закон N 69-ФЗ определяет общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
На основании статьи 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44 - 48 ЖК РФ.
На основании пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. Собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Административным органом в ходе проверки установлено, что, в целях оказания коммунальных услуг и услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию доли в общем имуществе, ООО "УК "Динамика" заключило однотипные договоры с собственниками объекта защиты.
Положения договоров, заключенных заявителем с потребителями (собственниками помещений) свидетельствуют о том, что в обязанности ООО "УК "Динамика" входит совершение юридических и фактических действий по надлежащему функционированию торгового центра, из чего следует вывод, что предписание выдано надлежащему лицу ООО "УК "Динамика" как организации, непосредственно эксплуатирующей здание торгового центра в целом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Таким образом, в соответствии с положениями ЖК РФ, Федерального закона N 69-ФЗ, Правил N 491, управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества, при этом содержание имущества должно обеспечивать безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности.
Следовательно, на общество правомерно возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности лежит как на собственниках имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть и пользоваться имуществом.
Поскольку предписание направлено на защиту охраняемых законов интересов неопределенного круга граждан, оно могло быть выдано как собственнику помещения, так и лицу, уполномоченному владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2019 N 309-ЭС19-23404, от 23.08.2019 N 309-ЭС19-13732.
Статьей 5 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
С учетом того, что система противопожарной защиты является единой по всему зданию, то именно общество обязано привести систему в работоспособное состояние, а также проводить техническое обслуживание данной системы.
Заявитель как управляющая организация обязан осуществлять контроль за проводимыми в здании ремонтными работами, регулярно проверять работоспособность общих систем обеспечения безопасности, поскольку это влияет на безопасность всех посетителей и собственников помещений в торговом центре, затрагивает интересы всех собственников.
Обществом, не представлены доказательства принятия мер по недопущению нарушений требований пожарной безопасности, приведению помещений общего пользования в соответствие с требованиями пожарной безопасности, совершение обществом действий, направленных на проведение общего собрания собственников помещений здания по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ООО "УК "Динамика" обязано обеспечивать на объекте защиты исполнение обязательных требований пожарной безопасности и нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания подлежит отклонению.
Под исполнимостью предписания понимается наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
При этом при наличии затруднений с определением способа устранения выявленных нарушений, заявитель имеет право обратиться к государственному органу за разъяснением не ясных ему требований предписания.
Оспариваемое предписание не ограничивает общество в выборе способа устранения выявленных нарушений. Конкретные действия, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, и способ исполнения оспариваемого предписания должен определяться заявителем самостоятельно. Доказательств невозможности устранения выявленных нарушений либо обращения к заинтересованному лицу с заявлениями о разъяснении конкретных пунктов предписания, заявителем не представлено.
Предписание N 157/1 соответствует нормам законодательства, выдано административным органом в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии достаточных фактических оснований, необоснованных обязанностей на общество не возлагает.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб., на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.08.2022 по делу N А81-3628/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Динамика" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Динамика" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.09.2022 N 621.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.КОТЛЯРОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.А.ШИНДЛЕР