Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 N 08АП-7698/2014 по делу N А46-7066/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении ОАО административного наказания за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 N 08АП-7698/2014 по делу N А46-7066/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении ОАО административного наказания за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. N 08АП-7698/2014
Дело N А46-7066/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7698/2014) открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2014 по делу N А46-7066/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (ИНН 5500000103, ОГРН 1025500735260) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) о признании незаконным и отмене постановления от 15.05.2014 N 328,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - Каргаполова И.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 4-Д от 09.01.2014 сроком действия 31.12.2014);
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Русин А.А. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 1 от 09.01.2014 сроком действия 31.12.2014),
установил:
Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск" (далее - заявитель, общество, ОАО "Газпромнефть-Омск") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления N 328 от 15.05.2014 о назначения ОАО "Газпромнефть-Омск" административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.07.2014 по делу N А46-7066/2014 в удовлетворении требований ОАО "Газпромнефть-Омск" отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что он не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку в соответствии с договором аренды N ОНП-13/04300/00412/Д от 16.07.2013 ОАО "Газпромнефть-Омск" (Арендодатель) передало ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (Арендатор) объекты, в том числе: АЗС N 7 (с участком СУГ) - г. Омск, Красноярский тракт, 22, АЗС N 13 (с участком СУГ) - г. Омск, пр. Мира, 122, АЗС N 43 - г. Омск, пр. Королева, 20.
Оспаривая доводы подателя жалобы, административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения главного государственного инспектора Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Щербина А.А. N 174 от 17.03.2014, государственным инспектором Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Русиным А.А. проведена внеплановая, выездная проверка ОАО "Газпромнефть-Омск", с целью контроля исполнения предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 428/1/4-8 от 28.06.2013, N 428/1/5-3 от 28.06.2013, N 425/1/3-3 от 28.06.2013, N 428/1/9-1 от 28.06.2013, N 428/1/1-6 от 28.06.2013, N 428/1/3-2 от 28.06.2013, N 425/1/2-2 от 28.06.2013, N 428/1/6-8 от 28.06.2013, N 428/1/7-2 от 28.06.2013, 428/1/10-15 от 28.06.2013.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки N 174 от 30.04.2014.
30.04.2014 государственный инспектор Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Русин А.А., составил в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск" протокол N 328 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения вышеуказанного протокола об административном правонарушении и материалов проверки в отношении заявителя, главный государственный инспектор Советского АО г. Омска Омской области по пожарному надзору Щербина А.А. 15.05.2014 вынес постановление N 328 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с которым ОАО "Газпромнефть-Омск" было привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Постановлением от 15.05.2014 N 328 установлено, что заявителем нарушены требования пожарной безопасности, установленных:
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации; Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Сводом правил "Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы" (СП 1.13130.2009); Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (СП 5.13130.2009); Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (СП 4.13130.2009); Сводом правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования" (СП 7.13130.2009); Сводом правил "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод, Требования пожарной безопасности" (СП 10.13130.2009); Норм пожарной безопасности "Перечень здании, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (ППБ 110-03); Норм пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требовании пожарной безопасности" (НБП 111-98*); Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*); Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (СНиП 41-01-2003); Строительных норм и правил "Производственные здания" (СНиП 31-03-2001); Строительных норм и правил "Внутренний водопровод и канализация зданий" (СНиП 2.04.01-85*); Строительных норм и правил "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселении" (СНиП 2.07.01-89*); Строительных норм и правил "Административные и бытовые здания" (СНиП 2,09.04-87*), а именно:
г. Омск, ул. Березовая, 1/1 -складские помещения (склад масел, склад сопутствующих товаров) не отделены от административно-бытовых помещений противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов 2-го типа (противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI30*).
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 52,
гл. 16 и
ст. 88,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 1 (10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.6*, 1.25* СНиП 2.09.04-87*, п. 1.4 СНиП21-01-97*
п. 6.1.22 СП 4.13130.2009;
-помещения для персонала АЗС (комната приема пищи, кабинет управляющего, подсобные помещения) не отделены от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров (магазин сопутствующих товаров) противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов 2-го типа (противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее EI 30*).
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 20, 24 НПБ 111-93*;
-в помещении склада сопутствующих товаров отсутствуют оконные проемы.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 28* НПБ 111-98*;
-площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 35* НПБ 111-98*;
-площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудовала пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 35* НПБ 111-98*;
-площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 35* НПБ 111-98*;
г. Омск, пр. Губкина, 21 -между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м, с шириной защитных экранов превышающей не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил.6 п. 13* НПБ 111-98*;
-площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ,обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил.6 п. 14* НПБ 111-98*;
г. Омск, пр. Королева, 20 -в помещении склада масел отсутствует оконный проем и самостоятельный выход непосредственно наружу из помещения (помещение N согласно тех. паспорту нежилого строения)
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 25* НПБ 111-98*;
-помещения для персонала АЗС (комната приема пищи, кабинет управляющего, подсобные помещения) не отделены от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров (магазин сопутствующих товаров) противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов 2-го типа (противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее ЕI 30*).
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 20, 24 НПБ 111-98*;
г. Омск, ул. Красноярский тракт, 22 -складские помещения (склад масел, склад сопутствующих товаров) не отделены от административно-бытовых помещений противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов 2-го типа (противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI30*).
ч. 1 ст. 6,
ст. 52,
гл. 16 и
ст. 88,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.6*, 1.25* СПиП2.09.04-87*, п. 7.4 СНиП 21-01-97*,
п. 6.1.22 СП 4.13130.2009;
Помещения для персонала АЗС (комната приема пищи, кабинет управляющего, подсобные помещения) не отделены от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров (магазин сопутствующих товаров) противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов 2-го типа (противопожарными дверьми с пределом огнестойкости не менее ЕI 30*).
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 20, 24 НПБ 111-98*;
-между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м, с шириной защитных экранов превышающей не менее чем на 0.5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил. 6 п. 13* НПБ 111-98*;
-площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил. 6 п. 14* НПБ 111-98*;
-площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованию: пожарной безопасности", прил.6 п. 14* НПБ 111-98*;
г. Омск, пр. Мира, 122 -площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил., 6* п. 14* НПБ 111-98*;
-не обеспечен противопожарный разрыв от автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) IV категории до колонки СУГ не менее 20 м, (фактически 18.8 м, измерено рулеткой).
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил. 6* п. 4* табл. п. 6.1 НПБ 111-98*;
-между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м, с шириной защитных экранов превышающей не менее чем на 0.5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", прил. 6 п. 13* НПБ 111-98*;
г. Омск, ул. переулок Нефтяной, 2 -склад на 1 этаже Лаборатории, расположенной в АБК на территории "светлых нефтепродуктов", не отделен от административно-бытовых помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проемов 2-го типа (не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее ЕI 30*).
ч. 1,
3 ст. 6.
ст. 52,
гл. 16 и
ст. 88,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.6*, 1.25* СНиП2.09.04-87*, п. 7.4 СНиП 21-01-97*,
п. 6.1.22 СП 4.13130.2009;
-не обеспечено пожаротушение зданий, расположенных на территории "темных нефтепродуктов" (АБК, зона ТО, стояночный бокс "ЗИЛ") не менее чем от двух пожарных гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение не менее 15 л/с.
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 68,
99,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 2.04.02-84* п 2.11, 8.16, табл.7, п. 5.3, табл.3 СП8.13130.2009 -компрессорная, вент, камера на 1 этаже АБК на территории "темных нефтепродуктов", не отделены от административно-бытовых помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее ЕI 90 с заполнением проемов 2-го типа (не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее ЕI 30*).
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 52,
гл. 16 и
ст. 88,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.6*. 1.25* СНиП 2.09.04-87*, п. 7.4 СНиП 21-01-97*,
п. 6.1.22 СП 4.13130.2009.
-лестница высотой более 45 см (из 1-го этажа ЛЕК на территории "темных нефтепродуктов" непосредственно наружу (на эвакуационном выходе возле компрессорной) не оборудована ограждениями с перилами (по факту высотой 66 см, измерено рулеткой).
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 89,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.28 СНиП 21-01-97*,
п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
-административно-бытовые помещения, расположенные над зоной ТО на территории "темных нефтепродуктов", не отделены от производственных и складских помещений (зона ТО) противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее ЕI90 и противопожарными перекрытиями 3-го типа (не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI 30*).
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 52,
гл. 16 и
ст. 88,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.6*, 1.25*СНиП 2.09.04-87*, п. 7.4 СНиП 21-01-97*, п. 6.1.22 СП4.13130.2009;
-предел огнестойкости лестничного марша, ведущего па 2-ой этаж над зоной ТО на территории "темных нефтепродуктов", менее R 60 (по факту не весь лестничный марш, оштукатурен, имеется в местах незащищенный металл).
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.18 СНиП 21-01-97*.
-выходы в лестничные клетки со 2-ого этажа над зоной ТО и над стояночным боксом "ЗИЛ" на территории "темных нефтепродуктов" не оборудованы противопожарными дверьми 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее EI30*, по факту 1 эвакуационный выход с этажа площадью менее 300 м 2).
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 89,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". п. 6.13 СНиП 21-01-97*,
п. 7.1.12 СП 1.13130.2009;
В лестничной клетке, ведущей в бытовые помещения над стояночным боксом "ЗИЛ" на территории "темных нефтепродуктов", размещено оборудование (приборы отопления), выступающие из плоскости стены, на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы (по факту 0,27 м, измерено рулеткой).
ч. 1,
3 ст. 6,
ст. 89,
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.31, 6.32 СНиП 21-01-97*, п. 4.4.3, 4.4.4 СП 1.13130.2009.
Полагая, что постановление административного органа N 328 от 15.05.2014 нарушает права и законные интересы ОАО "Газпромнефть-Омск", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
03.07.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (
часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса о наличии оснований у административного органа к назначению наказания не связан доводами участвующих в деле лиц и обязан проверить наличие оснований для назначения административного наказания конкретному субъекту правоотношений. В свою очередь административный орган обязан представить доказательства совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено постановление привлечении к ответственности.
Как усматривается из материалов дела внеплановая выездная проверка ОАО "Газпромнефть-Омск" осуществлена с целью контроля исполнения предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 428/1/4-8 от 28.06.2013, N 428/1/5-3 от 28.06.2013, N 425/1/3-3 от 28.06.2013, N 428/1/9-1 от 28.06.2013, N 428/1/1-6 от 28.06.2013, N 428/1/3-2 от 28.06.2013, N 425/1/2-2 от 28.06.2013, N 428/1/6-8 от 28.06.2013, N 428/1/7-2 от 28.06.2013, 428/1/10-15 от 28.06.2013, срок исполнения которых истек 01.04.2014.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. При этом для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
На основании
статьи 2 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что ОАО "Газпромнефть-Омск" является правообладателем (собственником) территории, зданий и помещений, расположенных но адресам: г. Омск, пр. Королева, 20, г. Омск, ул. Красноярский тракт, 22, г. Омск, ул. Березовая, 1/1, г. Омск, пр. Губкина, 21, г. Омск, пр. Мира, 122, г., Омск, ул. переулок Нефтяной, 2.
Согласно доводам апелляционной жалобы, ОАО "Газпромнефть-Омск" полагает, что в соответствии договором аренды N ОНП-13/04300/00412/Д от 16.07.2013 объекты защиты расположенные по адресам: г. Омск, ул. Березовая 1/1, г. Омск, пр. Губкина, 21, г. Омск, ул. Красноярский тракт, 22, г. Омск, ул. Проспект Мира, 122, г. Омск, пр. Королева, 20 переданы в аренду ОАО "Газпромнефть-Новосибирск".
Так, по условиям договора с момента приемки имущества арендаторы отвечают за обеспечение пожарной безопасности (соблюдение требований норм и правил пожарной безопасности), выполняют требование предписаний органов государственного пожарного надзора и иных контролирующих органов. Так же по условиям договоров Арендаторы производят за свой счет капитальный и текущий ремонт Объекта и Движимого имущества, ремонтные работы должны производиться в соответствии с утвержденными СНиП, а также иными действующими в области эксплуатации объектов нормами и правилами.
Заявитель полагает, что передача вышеуказанных объектов защиты в аренду ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" является основанием для признания незаконным и подлежащим отмене постановления от 15.05.2014 N 328 о привлечении ОАО "Газпромнефть-Омск" к административной ответственности.
Между тем, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами арбитражного суда отклоняет указанный довод в силу следующего.
В соответствии со
статьями 606,
615 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (в ограниченном виде) относятся, в том числе, и арендаторы.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Заявителем в материалы дела представлены надлежащим образом заверенная копия договора аренды N ОНП-13/04300/00412/Д от 16.07.2013 в соответствии с условиями которого ОАО "Газпромнефть-Омск" (Арендодатель) передало ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (Арендатор) объекты, в том числе: АЗС N 7 (с участком СУГ) - г. Омск, Красноярский тракт, 22, АЗС N 13 (с участком СУГ) - г. Омск, пр. Мира, 122, АЗС N 44 (с участком СУГ) - г. Омск, пр. Губкина, 21, АЗС N 49 - г. Омск, ул. Березовая 1/1, г. Омск.
В соответствии с пунктом 5.1.3. Договора Арендодатель обязался передать Арендатору Имущество в технически исправном состоянии, пригодном для эксплуатации с соответствии с его функциональным назначением, указанным в п. 1.3. настоящего Договора, и отвечающим всем требованиям действующего законодательства, норм и правил Российской Федерации.
В пункте 8.1. Договора указано, что Арендодатель передает Объекты, укомплектованные первичными средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а Арендатор (в целях поддержания противопожарного состояния объекта) за свой счет эксплуатирует первичные средства пожаротушения и другие средства противопожарной защиты, проводит текущее обслуживание, ремонт, замену неисправного противопожарного оборудования.
26.07.2013 ОАО "Газпромнефть-Омск" (Арендодатель) и ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (Арендатор) заключили дополнение к договору аренды N ОНП-13/04300/00412/Д от 16.07.2013, которым установили, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает для исполнения предписания Главного управления МЧС России по Омской области: N 428/1/4-8 от 28.06.2013, N 428/1/5-3 от 28.06.2013, N 425/1/3-3 от 28.06.2013, N 428/1/9-1 от 28.06.2013, N 428/1/1-6 от 28.06.2013, N 428/1/3-2 от 28.06.2013, N 425/1/2-2 от 28.06.2013, N 428/1/6-8 от 28.06.2013, N 428/1/7-2 от 28.06.2013.
По условиям дополнения к договору аренды N ОНП-13/04300/00412/Д от 16.07.2013 Арендатор принял на себя обязательства: на переданных в аренду объектах, указанных в Предписаниях, за свой счет обеспечить соблюдение в полном объеме норм и правил пожарной безопасности, исполнить указанные Предписания в срок до 01.04.2014, принять на себя все риски, связанные с неисполнением Предписаний.
13.12.2013 ОАО "Газпромнефть-Омск" (Арендодатель) и ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (Арендатор) заключили дополнительное соглашение N 4 к договору N ОНП-13/04300/00412/Д от 16.07.2013, которым пункт 6, 1.4. Договора изменили, изложив его в следующей редакции:
"6.1.4. Производить за свой счет капитальный и текущий ремонт Объекта и Движимого имущества. Ремонтные работы должны производиться в соответствии с утвержденными СНиП, а также иными действующими в области эксплуатации Объекта нормами и правилами".
Кроме того, Стороны изменили пункт 6.1.6. Договора, изложив его в следующей редакции:
"6.1.6. С момента приемки Имущества отвечать за обеспечение пожарной безопасности (соблюдение норм и правил пожарной безопасности), исполнять предписания органов государственного пожарного надзора и иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Арендатора, ставящих под угрозу сохранность Имущества, экологическую и санитарную обстановку".
Более того, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, отмечает, что наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника и пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении.
Договор аренды регулирует только гражданско-правовые обязанности сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства.
Возложение вышеуказанными договорами ответственности на арендатора за противопожарное состояние помещения перед арендодателем не освобождает арендатора от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и ответственности за нарушение указанных правил перед государством.
Не допускается сдача арендодателем в аренду и эксплуатация арендатором помещений, оборудованных с нарушением правил пожарной безопасности. При выяснении вопроса о соблюдении арендатором правил пожарной безопасности следует учитывать наличие у него возможности при получении помещений в аренду удостовериться в их соответствии нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности; в случае необходимости - отказаться от аренды либо впоследствии устранить нарушения за счет собственных средств или за счет арендодателя.
В рассматриваемом случае, Арендаторы, согласившись с наличием нарушений противопожарной безопасности на арендуемых объектах и даже приняв на себя обязательства по исполнению выданных административным органом предписаний, указанные в данных предписаниях, нарушения не устранили. Более того, учитывая кратковременность срока заключения договора аренды - 11 месяцев, а также то, что в результате неисполнения условий договоров ОАО "Газпромнефть-Омск" будут возвращены объекты недвижимого имущества с теми же самыми нарушения требований пожарной безопасности, что и до заключения договоров аренды, суд расценивает данные договора аренды, как попытку общества уйти от административной ответственности.
Следовательно, в рассматриваемом случае заявитель является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в обследованных административным органом строениях и помещениях.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае вина Общества выразилась в том, что осуществляя деятельность по эксплуатации арендуемого помещения, он не исполнял противопожарные требования и не принял меры к недопущению их нарушения, о чем свидетельствует наличие выявленных нарушений.
Из оспариваемого постановления следует, что в вину заявителю вменяется нарушение указанных выше требований НПБ 111-98*, СНиП 21-01-97*, СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2009, СП 8.13130.2009, п. 1.6, 1.25 СНиП 2.09.04-87.
Также, принимая во внимание то, что ОАО "Газпромнефть-Омск" расчет пожарного риска не проводился, пожарная безопасность объектов защиты расположенных по адресам: г. Омск, пр. Королева, 20. г. Омск, ул. Красноярский тракт, 22, г. Омск, ул. Березовая, 1/1, г. Омск, пр. Губкина, 21, г. Омск, пр. Мира, 122, г., Омск, ул. переулок Нефтяной, 2 должна обеспечиваться выполнением требований пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности к которым, согласно
ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ, относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
При этом апелляционная коллегия поддерживает выводы суда, касающиеся допущенной административным органом неправильной квалификации правонарушений, указанных в пунктах 22, 24 - 26 оспариваемого постановления.
Так,
часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Следовательно, нормы
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются специальными по отношению к норме части 1 той же статьи, и, следовательно, подлежат применению в приоритетном порядке по сравнению с аналогичной общей нормой права.
При этом, как верно отметил суд, допущенные Обществом нарушения требований пожарной безопасности, а именно:, следовало квалифицировать по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда о неправильной квалификации вменяемого обществу нарушения в части: не оборудования лестницы ведущей непосредственно наружу перилами, не обеспечения нормируемых пределов огнестойкости лестничного марша, не оборудования выходов в лестничные клетки противопожарными дверьми и размещения оборудование, выступающего из плоскости стены, на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако неправильная квалификация в данной части не влечет незаконность оспариваемого постановления в целом, поскольку состав правонарушения по иным нарушениям, предусмотренным
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом доказан.
Так, наличие со стороны ОАО "Газпромнефть-Омск" нарушений правил пожарной безопасности, установленных в ходе проверки и ставших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, следует из материалов дела, отвечающих признакам доказательства по делу об административном правонарушении, предусмотренным
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол по делу об административном правонарушении, протокол осмотра, акт проверки) и не оспаривается заявителем.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку из материалов дела следует, что заявителем, являющимся лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, были допущены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности, в том числе к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые могут привести к несвоевременной эвакуации людей из здания, к затруднению эвакуации, к гибели людей, их отравлению токсичными веществами, увеличить возможность получения травм и создают угрозу для жизни и здоровья людей, пребывающих в указанных помещениях здания, апелляционный суд находит правомерным привлечение Учреждение к административной ответственности.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции, нарушений не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого
решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.07.2014 по делу N А46-7066/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК