Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 08АП-7832/2022 по делу N А75-3589/2022
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 08АП-7832/2022 по делу N А75-3589/2022
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2022 г. N 08АП-7832/2022
Дело N А75-3589/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7832/2022) автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "ЮграМегаСпорт" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2022 по делу N А75-3589/2022 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "ЮграМегаСпорт" (ОГРН 1098601000035, ИНН 8601037426, адрес: 628001, город Ханты-Мансийск, улица Ледовая, дом 1) к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (адрес: 628002, город Ханты-Мансийск, улица Гагарина, дом 153А), при участии в деле заинтересованного лица Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5А), об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
от автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "ЮграМегаСпорт" - Коновалова А.Н. по доверенности от 01.01.2022 N 3 сроком действия 31.12.2022,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Собещанский Р.А. по доверенности от 30.03.2022 N 106 сроком действия 31.12.2022,
установил:
автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "ЮграМегаСпорт" (далее - заявитель, учреждение, АУ "ЮграМегаСпорт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ханты-Мансийску и району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Отдел) о признании недействительным предписания от 17.12.2021 N 161/1.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2022 по делу N А75-3589/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что АУ "ЮграМегаСпорт" не является собственником объекта защиты, поэтому о предстоящем проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объекта защиты необходимо было уведомить не учреждение, а собственника; оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным особенностям объекта защиты, допущены в период его строительства, носят капитальный характер, данные нарушения совершены не АУ "ЮграМегаСпорт"; полагает, что нарушения, указанные в пунктах 22, 23 предписания, отсутствуют.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы, к отзыву приложены копии материалов проверки.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по тем доказательствам и исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу (статья 268 АПК РФ).
Ввиду того, что копии материалов проверки были представлены при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, повторное представление доказательств АПК РФ не предусмотрено, суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных документов, проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
В заседании суда апелляционной инстанции, проведенного с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Собственником объекта защиты - "Универсальный спортивный комплекс в г. Ханты-Мансийске", расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Павла Моденцова, 2 (далее - объект защиты, здание), является автономная некоммерческая организация содействие строительству "Развитие" (далее - собственник, АНО "Развитие"), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по объекту с кадастровым номером 86:12:0202008:2399.
Между АУ "ЮграМегаСпорт" и АНО "Развитие" заключен договор от 18.10.2021 N 1, согласно которому объект защиты передан учреждению в безвозмездное пользование.
В соответствии с договором от 18.10.2021 N 1 АУ "ЮграМегаСпорт" осуществляет деятельность на объекте защиты с 18.10.2021.
На основании пункта 2.3.3 договора от 18.10.2021 N 1 АУ "ЮграМегаСпорт" обязалось соблюдать технические регламенты, требования пожарной безопасности, экологические, санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы.
Во исполнение решения Главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору N 161-ПБ от 29.11.2021 в период с 06.12.2021 по 17.12.2021 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты - "Универсальный спортивный комплекс в г. Ханты-Мансийске", расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Павла Моденцова, 2.
О проведении контрольного (надзорного) мероприятия АУ "ЮграМегаСпорт" уведомлено 30.11.2021.
По результатам проверки составлен акт внеплановой, выездной проверки от 17.12.2021 N 161-ПБ, АУ "ЮграМегаСпорт" выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 161/1, которым учреждению предписано в срок до 19.09.2022 устранить нарушение требований пожарной безопасности по 25 пунктам:
1) на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Нарушены требования следующих норм: подпункта "б" пункта 17, пункты 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60, 95, 124 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479);
2) на объекте защиты отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре. Нарушены требования пункта 5 Правил N 1479;
3) пожарный пост объекта защиты не обеспечен телефонной связью. Нарушены требования пункта 56 Правил N 1479;
4) ширина лестничной площадки, расположенной между первым и вторым маршем внутренней лестницы объекта защиты (помещения 1.33 "Лк", 2.33 "Лк" согласно экспликации проектной документации), менее ширины марша лестницы, равной 1.35 (по факту 1,09). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 4.4.2 приказа МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2020);
5) ширина лестничной площадки, расположенной между третьим и четвертым маршем внутренней лестницы объекта защиты (помещения 1.33 "Лк", 2.33 "Лк" согласно экспликации помещений проектной документации), менее ширины марша лестницы, равной 1,35 (по факту 1,20). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.2 СП 1.13130.2020;
6) в местах прохождения кабелей аварийного освещения через строительные конструкции лестничных клеток объекта защиты, выполненных с нормируемым пределом огнестойкости, не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости вышеуказанных конструкций. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 7 статьи 82, Закона N 123-ФЗ;
7) фиксируемые створки дверей эвакуационных выходов с этажей в лестничные клетки объекта защиты не оборудованы устройствами для самозакрывания. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункт 23 Правил N 1479;
8) фиксируемые створки дверей эвакуационных выходов из коридоров с принудительной противодымной защитой не оборудованы приспособлением для самозакрывания. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 23 Правил N 1479;
9) устройство самозакрывания противопожарной двери, расположенной на путях эвакуации из помещения 2.52 в помещение 2.54 (согласно экспликации 2-го этажа проектной документации), находятся в неисправном состоянии. Нарушены требования пункта 24 Правил N 1479;
10) на объекте защиты не предусмотрен вывод сигнала пожаре в автоматическом режиме на пульт "01" МЧС России. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 23 Правил N 1479, статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ);
11) в помещениях NN 1.59 "Универсальный спортивный зал для соревнований", 1.62 "Универсальный спортивный зал для тренировок" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) объекта защиты ручные пожарные извещатели установлены в местах, не доступных для их включения (ручные пожарные извещатели закрыты настенными протекторами). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ, подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
12) в помещениях NN 1.59 "Универсальный спортивный зал для соревнований", 1.62 "Универсальный спортивный зал для тренировок" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) объекта защиты устройства дистанционного пуска систем противодымной защиты установлены в местах, не доступных для их включения (устройства дистанционного пуска систем противодымной защиты закрыты настенными протекторами). Нарушены требования подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
13) в помещениях NN 1.59 "Универсальный спортивный зал для соревнований", 1.62 "Универсальный спортивный зал для тренировок" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) объекта защиты ограничен доступ к первичным средствам пожаротушения (первичные средства пожаротушения закрыты настенными протекторами, металлическими конструкциями). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, статьи 107 Закона N 123-ФЗ, подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
14) в помещении N 1.55 "Вестибюль" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) ограничен доступ к первичным средствам пожаротушения (первичные средства пожаротушения заставлены мебелью). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, статьи 107 Закона N 123-ФЗ, подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
15) в помещении N 1.55 "Вестибюль" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) ограничен доступ к первичным средствам пожаротушения (на предусмотренных конструкцией пожарного шкафа местах отсутствуют ключи для доступа к первичны средствам пожаротушения). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, статьи 107 Закона N 123-ФЗ, подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
16) в помещении N 1.59 "Универсальный спортивный Зал для соревнований" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) ограничен доступ к пожарному крану N 28 (на предусмотренном конструкцией пожарного шкафа месте отсутствуют ключи для доступа к первичным средствам пожаротушения). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, статьи 107 Закона N 123-ФЗ, подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
17) в помещении N 1.62 "Универсальный спортивный зал для тренировок" (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации) ограничен доступ к пожарным кранам N 16, 17, 19, 40, 41 (на предусмотренном конструкцией пожарного шкафа месте отсутствуют ключи для доступа к первичным средствам пожаротушения). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, статьи 107 Закона N 123-ФЗ, подпункта "е" пункта 16 Правил N 1479;
18) огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют порядкового номера. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 5 статьи 107 Закона N 123-ФЗ;
19) на объекте защиты не опломбированы дверцы пожарных шкафов, предназначенных для размещения первичных средств пожаротушения. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 5 статьи 107 Закона N 123-ФЗ;
20) при формировании сигнала "Пожар" систем пожарной сигнализации не происходит запуск систем приточной противодымной вентиляции ПД8, ПД9 (в шахты лифтов). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ;
21) при формировании сигнала "Пожар" систем пожарной сигнализации не происходит запуск систем приточной противодымной вентиляции ПД1, ПДЗ (компенсация вытяжной противодымной вентиляции). Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ;
22) фактический расход компенсирующей подачи воздуха ПД1 не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 6 статьи 85 Закона N 123-ФЗ;
23) фактический расход компенсирующей подачи воздуха ПД3 не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 6 статьи 85 Закона N 123-ФЗ;
24) при формировании сигнала "Пожар" систем пожарной сигнализации не происходит автоматическое закрытие противопожарной шторы на 3-м этаже. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ;
25) при формировании сигнала "Пожар" систем пожарной сигнализации объекта защиты не происходит автоматическое опускание лифта, расположенного в помещении N 1.14 (согласно экспликации 1-го этажа проектной документации), на посадочный этаж. Нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ.
Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.05.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Закон N 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В силу статьи 1 Закона N 69-ФЗ мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Закона N 123-ФЗ, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения указанного закона обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 82 Закона N 123-ФЗ горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Фактически при проходе электрокабелей, проложенных, в том числе, в коробах и каналах, через противопожарные перегородки и через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости (перекрытия, покрытие, перегородки), не везде выполнена установка кабельных проходок с необходимым пределом огнестойкости, имеющих документ о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности.
Частью 4 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
В соответствии с пунктом 6 статьи 85 этого же закона конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий, сооружений и строений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара.
В силу статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1).
В силу пункта 5 Правил N 1479 объектом защиты с массовым пребыванием людей здания или сооружения (кроме жилых домов) признаются здания и сооружения, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек.
Пунктом 23 Правил N 1479 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
Согласно пункту 56 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает наличие в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты.
В соответствии с пунктом 95 Правил N 1479 руководитель организации обеспечивает обработку деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах огнезащитными составами с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия.
В силу пункта 124 Правил N 1479 руководитель организации в соответствии с технологическим регламентом обеспечивает выполнение работ по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. При этом очистка указанных устройств и коммуникаций, расположенных в помещениях производственного и складского назначения, проводится в помещениях категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в квартал, в помещениях категорий В1 - В4 по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в полугодие, в помещениях других категорий по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в год.
Согласно пункту 4.4.2 СП 1.13130.2020 ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями - не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м. Промежуточные площадки в прямом марше лестницы должны иметь длину не менее 1 м. Двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под контролируемыми лицами в целях вышеуказанного Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
В силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Лицо, у которого здание находится во владении, пользовании, в силу требований абзаца пятого статьи 38 Закона N 69-ФЗ, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Поддержав позицию административного органа, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 31 Закона N 248-ФЗ, статьей 695 ГК РФ, правомерно указал, что решение о проведении внеплановой, выездной проверки обоснованно вынесено в отношении пользователя объекта защиты - АУ "ЮграМегаСпорт".
Вопреки доводам жалобы, на основании пункта 2.3.3 договора от 18.10.2021 N 1 АУ "ЮграМегаСпорт" приняты обязательства соблюдать технические регламенты, требования пожарной безопасности, экологические, санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, что, в свою очередь, возлагает на учреждение обязанность по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе относящихся к конструктивным особенностям объекта защиты.
Кроме того, проверкой установлено, что фактический расход компенсирующей подачи воздуха ПД1 не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности (пункт 22 предписания); фактический расход компенсирующей подачи воздуха ПД3 не соответствует требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности (пункт 23 предписания).
Доводы заявителя об отсутствии указанных нарушений отклоняются апелляционным судом, исходя из следующего.
Согласно заключениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" (далее - ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) от 01.09.2021 N 3-718/2021, N 3-716/2021 фактические параметры систем вытяжной противодымной вентиляции (ВД2, ВД4) соответствуют требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, в свою очередь, согласно заключениям от 15.12.2021 N 3-931/2021, N 3-716/2021, выданным в период проведения внеплановой, выездной проверки, вышеуказанные системы отработали свои функции не в полной мере.
Судом первой инстанции установлено, что между учреждением и обществом с ограниченной "КлинСтрой" (далее - исполнитель) заключен договор на техническое обслуживание инженерных систем и оборудования на объекте "Универсальный спортивный комплекс в г. Ханты-Мансийске" от 01.11.2021 N ЕП-200.21 (далее - договор N ЕП-200.21).
Согласно пункту 2.1.10 договора N ЕП-200.21 исполнитель обязан ежемесячно осуществлять сдачу выполненных работ с приложением к ним отчета о выполненных работах, отчета об использовании оборотного фонда материальных запасов и оборудования (который должен быть сформирован в размере не ниже 10% стоимости вышеуказанного договора).
В силу пункта 2.3.3 договора N ЕП-200.21 АУ "ЮграМегаСпорт" обязано осуществлять приемку выполненных работ в порядке и в сроки, установленные вышеуказанным договором.
Таблицей N 1 приложения N 1 к техническому заданию к договору N ЕП-200.21 определены перечень инженерного оборудования и регламент проведения технического обслуживания систем вентиляции и кондиционирования.
Регламентные работы по техническому обслуживанию вытяжных систем противодымной вентиляции ВД2, ВД4 в соответствии с вышеуказанным договором должны проводиться ежедневно, еженедельно и ежемесячно, в зависимости от осуществляемых исполнителем действий.
В период проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы, свидетельствующие о проведении технического обслуживания вышеуказанных систем на объекте защиты, заявителем контролирующему органу не предоставлены.
Промежуток времени между заключениями, выданными ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, составил 105 дней.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что причиной несоответствия фактических параметров систем вытяжной противодымной вентиляции ВД2, ВД4 мог стать ненадлежащий контроль учреждения за содержанием вышеуказанных систем в период безвозмездного пользования объектом защиты.
При указанных обстоятельствах действительным будет являться заключение по результатам испытаний (исследований) и измерений в области пожарной безопасности от 15.12.2021 N 3-931/2021 и заключение по результатам испытаний (исследований) и измерений в области пожарной безопасности от 15.12.2021 N 3-716/2021.
В апелляционной жалобе учреждение утверждает, что ему вменяются нарушения требований пожарной безопасности, которые АУ "ЮграМегаСпорт" не могло и не имело возможности совершить.
Между тем подателем жалобы не приняты меры по исполнению обязанностей, возложенных на него статьей 695 ГК РФ, статьей 38 Закона N 69-ФЗ, договором от 18.10.2021 N 1, в части ответственности за нарушения требований пожарной безопасности и содержания полученного имущества в исправном состоянии в соответствии с действующим законодательством.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.05.2022 по делу N А75-3589/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Н.Е.КОТЛЯРОВ
Н.А.ШИНДЛЕР