Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2024 N Ф04-2898/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 N 08АП-889/2024 по делу N А81-9132/2023
Требование: О признании недействительным пункта ненормативного правового акта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 N 08АП-889/2024 по делу N А81-9132/2023
Требование: О признании недействительным пункта ненормативного правового акта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2024 г. N 08АП-889/2024
Дело N А81-9132/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2024 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лукьяновым А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-889/2024) Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2023 по делу N А81-9132/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963, адрес: 629807, город Ноябрьск, улица Ленина, 59/87) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861, адрес: 629008, город Салехард, улица Матросова, дом 29) о признании недействительным пункта 7 заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, об обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии положительного или отрицательного заключения на проект освоения лесов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа - Веникова А.Е. (по доверенности N 227 от 01.08.2023),
от акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" - Смирнов В.М. (по доверенности от 17.08.2022 N Д-214, сроком действия до 15.08.2025),
установил:
акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - заявитель, АО "Газпромнефть-ННГ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, департамент, ДПРИЭ ЯНАО, административный орган) о признании недействительным пункта 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа N 2419 от 30.08.2023.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2023 по делу N А81-9132/2023 заявленные требования удовлетворены, пункт 7 раздела "Замечания" заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом ДПРИЭ ЯНАО от 30.08.2023 N 2419, в части обязанности по проектированию (обустройству) противопожарных минерализованных полос в болотистой местности (в квартале 2075 выделах 9 и 14 Ноябрьского лесничества) признан недействительным; суд обязал департамент устранить нарушения прав и законных интересов общества; взыскал с департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДПРИЭ ЯНАО обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что проект освоения лесов, имеющий положительное заключение государственной экспертизы 2017 года, содержит карту-схему распределения территории лесного участка, переданного в аренду на землях лесного фонда, которая наглядно дает возможность определить территориальное размещение и объемы проводимых противопожарных мероприятий. Так, на лесном участке, предоставленном под объекты строительства АО "Газпромнефть-ННГ", являющиеся объектами повышенной опасности и соответственно повышающие уровень опасности для прилегающих участков, в случае возгорания либо события техногенного характера, по периметру запроектирована прокладка противопожарной минерализованной полосы и противопожарной обваловки, что защищает не только сам участок от природных пожаров, но и всю прилегающую территорию от событий техногенного характера. Вместе с тем, как указывает административный орган, обществом в адрес департамента направлен проект с внесенными изменениями в части проектируемых объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов. Так, в проекте освоения лесов, направленном обществом заявлением N 2985093061, отсутствуют мероприятия по устройство минерализованной полосы (обваловки), на территории Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества в квартале N 2075 выделах N N 9, 14; обществом в проекте освоения лесов не предусмотрены мероприятий по противопожарному обустройству арендованного лесного участка в полном объеме, на что и указано в замечаниях, изложенных в пункте 7 заключения.
Департамент отмечает, что в ходе обследования участка в кварталах N N 2075, 2076 установлено, что участок частично задействован, устройство минерализованной полосы не было произведено в связи с заболоченностью территории. Вокруг кустовой площадки сформирована минерализованная полоса (обваловка), приблизительно протяженностью 500 м. Вместе с тем, по мнению ДПРИЭ ЯНАО, поскольку период пользования лесным участком составляет 49 лет, протяженность противопожарной минерализованной полосы необходимо рассчитывать согласно всей площади отсыпанного площадного объекта "Куста скважин N 401 (вторая очередь (уч. 1.2 и уч. 2)".
Департамент отмечает, что поскольку договор аренды лесного участка является действующим, заявителем подаются лесные декларации, проект освоения лесов ранее получил положительное заключение государственной экспертизы, заявитель является законным пользователем лесных участков, АО "Газпромнефть-ННГ" обязано выполнять требования, установленные, в том числе договором аренды и проектом освоения лесов, связанные с защитой лесов от пожара.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором АО "Газпромефть-ННГ" не соглашается с доводами административного округа, полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего отмене или изменению не подлежащим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и департамента, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между департаментом и обществом с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" заключен договор аренды лесного участка в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых от 17.08.2017 N 197/Л-17 (далее также - договор аренды).
Дополнительным соглашением N 1 от 31.10.2019 к договору аренды наименование арендатора было изменено на АО "Газпромнефть-ННГ".
В соответствии с договором аренды, арендодатель обязуется представить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок площадью 43,0781 га, в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, расположенный на территории: Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Ноябрьского лесничества, Вынгапуровского участкового лесничества в квартале N 1954 в выделах N N 48, 49, 54, 56, 57, 65, 70, 94, 96; в квартале N 1955 в выделах N N 11, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 25, 27; в квартале N 2076 в выделах N N 11, 24, 24 (ч), 31, 32 (ч); Ноябрьского участкового лесничества в квартале N 2075 в выделах N N 9, 14, 42, 44, 44 (ч).
В силу пункта 23 раздела VI договора аренды срок действия установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, и составляет 49 лет до 13.09.2066.
Подпунктом "з" пункта 12 договора аренды на арендатора возложена обязанность осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Обществом в 2017 году был разработан и утвержден проект освоения лесов по договору аренды лесного участка N 197/Л-17, который содержал условия по обустройству противопожарных минерализованных полос (обваловки) вдоль площадных объектов.
Разработанный обществом проект освоения лесов получил положительное заключение экспертизы N 472 от 20.10.2017.
Как указывает заявитель, в связи с тем, что границы арендованного участка проходят в болотистой (непроходимой) местности, и у общества не получилось произвести обустройство противопожарных минерализованных полос в указанном месте, им была разработана новая редакция проекта освоения лесов, в которой скорректирована (актуализирована) протяженность противопожарных минерализованных полос и места их обустройства, в соответствии с рельефом местности, на котором реально (объективно) возможно провести обустройство противопожарных минерализованных полос.
В новой редакции проекта освоения лесов указано, что устройство минерализованной полосы проектируется вдоль периметра кустов скважин по участкам суходолов; устройство минерализованной полосы по периметру арендованного лесного участка, проходящего по болотистой местности - не проектируется (стр. 11, 12 проекта).
21.08.2023 АО "Газпромнефть-ННГ" обратилось в департамент с новым проектом освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
По итогам рассмотрения экспертной комиссией департамента проекта освоения лесов, приказом департамента от 30.08.2023 N 2419 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539.
В заключении государственной экспертизы от 29.08.2023 N 539 к проекту освоения лесов по договору аренды N 197/Л-17 изложены замечания, на основании которых утверждено отрицательное заключение экспертизы.
Так, в пункте 7 раздела "Замечания" заключения государственной экспертизы от 29.08.2023 N 539 указано: "Запроектировать устройство минерализованных полос и ежегодный двукратный уход за ней в соответствии с требованиями подпункта б) пункта 43 раздела IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614. Переработать текстовую информацию подраздела "Обоснование и характеристика проектируемых видов, объемов и сроков выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение", таблицу 13 и тематическую лесную карту приложения 7. Обращаем ваше внимание, что ранее было получено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, которое действует в настоящее время. В соответствии с вышеуказанным проектом освоения лесов Арендатор проектировал создание минерализованных полос и обваловок по границам территорий, отведенных под буровые скважины, что соответствует требованиям Правил. Изменение объемов противопожарных мероприятий в сторону их уменьшения недопустимо".
Полагая, что указанный пункт заключения государственной экспертизы является незаконным и необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.
14.12.2023 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу
Судом первой инстанции указано, что оспариваемое заявителем замечание, изложенное в пункте 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 30.08.2023 N 539, утвержденного приказом департамента N 2419 от 30.08.2023, является необоснованным, так как возлагает на заявителя обязанность по проектированию (обустройству) противопожарных минерализованных полос в болотистой местности, которые не будут соответствовать требованиям исполнимости (планирование обустройства противопожарных минерализованных полос в болотистой местности является заведомо неисполнимыми мероприятиями).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений, требования к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 N 864 (далее - Приказ N 864).
В силу пункта 3 Приказа N 864 проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 21 ЛК РФ, сведения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сведения о возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В разделе "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проект освоения лесов содержатся, в том числе, следующие сведения: характеристика территории лесного участка по классам пожарной опасности, тематическая лесная карта (отдельным приложением); обоснование и характеристика проектируемых видов, объемов и сроков выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение, тематическая лесная карта; о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря на лесных участках (в соответствии с действующими нормативами), с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря, тематическая лесная карта (отдельным приложением); обоснование и характеристика видов и объемов планируемых профилактических мероприятий по защите лесов, с указанием мест проведения профилактических мероприятий, тематическая лесная карта (пункт 8 Приказа N 864).
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденном Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок), предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка).
Согласно пункту 4 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с часть 2 статьей 53.1 ЛК РФ противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров.
Согласно части 4 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, осуществление противопожарных мероприятий и уход за лесом на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Согласно подпункту "б" пункта 43 Правил N 1614 при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется проложить по границам территорий, отведенных под буровые скважины и другие сооружения противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии.
В силу статьи 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные минерализованные полосы являются противопожарными преградами и предназначены для предотвращения распространения опасных факторов пожара.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" (далее - Постановление N 281) к мерам противопожарного обустройства лесов, помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 57972-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 57972-2017) противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.
К объектам противопожарного обустройства лесов относятся, в том числе, искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности (пункт 4.1 ГОСТ Р 57972-2017).
В силу пункта 5.12 ГОСТ Р 57972-2017 целью создания системы противопожарных барьеров должно быть разделение пожароопасных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разного размера. Противопожарные барьеры служат преградой для распространения верховых и низовых лесных (природных) пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации загораний и отдельных участков пожаров. Количество и виды противопожарных барьеров в лесах определяют, исходя из местных особенностей, типов почв, лесов и напочвенного покрова, высоты древостоя, группы и категории защитности лесов, степени пожароопасности участков и фактической горимости лесов.
К искусственным противопожарным барьерам, специально создаваемым в лесах, в целях ограничения лесных (природных) пожаров относятся минерализованные полосы, противопожарные разрывы, противопожарные заслоны, пожароустойчивые опушки, противопожарные канавы. Противопожарные барьеры следует систематически очищать от сухостоя, пожароопасного подроста, подлеска и валежника, а противопожарные минерализованные полосы в пределах барьеров - ежегодно подновлять до наступления пожароопасного периода в течение пожароопасного сезона.
Пунктом 5.13 ГОСТ Р 57972-2017 установлено, что минерализованные полосы, линейные участки территории, очищенные от растительных горючих материалов до минерального слоя почвы или обработанные почвообрабатывающими орудиями или иным способом, могут быть самостоятельным противопожарным барьером или входить в состав более сложного противопожарного барьера в качестве его элемента. Ширина противопожарных минерализованных полос составляет 0,3-9 м в зависимости от способа их создания с учетом возможного характера и интенсивности распространения пожаров, почвенных и лесорастительных условий, степени природной и фактической пожарной опасности участка леса.
Основными показателями качества противопожарных минерализованных полос являются минерализация (по допустимым размерам необработанных участков поверхности почвы) и степень заделки грунтом.
В соответствии со статьей 60 ЛК РФ отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 поименованного кодекса.
Из материалов настоящего дела следует, что обществом ежеквартально подается отчет об охране лесов от пожаров в адрес департамента по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.03.2017 N 78 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме" (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 приложения 3 к Перечню в отчете приводится информация о фактических объемах мероприятий по охране лесов от пожаров, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.
В отчете об охране лесов за 2022 год заявителем подана информация о проведенной прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновлении (уход) протяженностью 0,45 км.
22.06.2023 представителями заявителя и департамента был обследован участок, предоставленный в аренду АО "Газпромнефть-ННГ" по договору аренды, на предмет выполнения противопожарного обустройства участка в квартале N 2075 Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества.
В результате проведенного обследования установлено, что участок частично задействован; устройство минерализованной полосы не было произведено в полном объеме (в соответствии с проектом освоения лесов) в связи с заболоченностью территории; вокруг кустовой площадки сформирована минерализованная полоса (обваловка) около 500 м.
По результатам обследования представителями заявителя и департамента составлен акт осмотра лесного участка от 22.06.2023, в котором зафиксированы вышеуказанные факты.
25.05.2023 обществом заключен договор с ОАУ "Леса Ямала" N ННГ-23/09000/00707/Р на оказание услуг по обустройству противопожарных минерализованных полос.
В рамках выполнения работ по указанному договору, представителями АО "Газпромнефть-ННГ" и Ноябрьским лесхозом - филиалом ОАУ "Леса Ямала" был произведен выезд на участок, указанный в проекте с целью выполнения работ по обустройству противопожарных минерализованных полос.
По результатам осмотра участка был составлен акт выполненных работ N 12 от 14.08.2023, в котором указано о невозможности проведения противопожарного обустройства в квартале N 2075 выделах N N 9, 14 по договору аренды вдоль периметра переданного в аренду лесного участка, в соответствии с проектом освоения лесов по причине нахождения рассматриваемых участков на болотистой местности.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, освобождают его от обязанности по обустройству противопожарных минерализованных полос, поскольку создание таковых в болотистой местности не соответствует требованиям исполнимости. Указанные доводы поддержаны судом первой инстанции.
Вместе с тем, при принятии судебного акта судом первой инстанции не учтено, что согласно разделу 2 "Организация использования лесов" проекта освоения лесов, разработанного в 2023 году, предоставленный в аренду лесной участок используется, в том числе, для строительства и эксплуатации объектов: Куст скважин N 378 (уч 2); Куст скважин N 378 (уч 1); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 1.1); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 1.2); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 2); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 3); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 4.1); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 4.2); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 5.1); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 5.2); Куст скважин N 401. Вторая очередь (уч 6).
Объем проектируемых работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в отношении указанных объектов составляет 13,426 га.
При этом для проектирования работ в условиях плоского рельефа при наличии обводненной территории и вечномерзлых грунтов в качестве основного технического решения был принят принцип повышения отметок существующего рельефа за счет отсыпки основания дренирующим песчаным грунтом.
На участке проектируются следующие виды работ в основной период: земляные работы: 1) отсыпка площадки песчаным грунтом, вертикальная планировка, планировка площадок и откосов насыпи; 2) планировка насыпи площадки должна исключать наличие пониженных мест; 3) устройство обваловки по периметру площадки, высотой 1,0 м, шириной по верху 0,5 м, по периметру площадки; 4) устройство на площадке поверхностного водоотвода. Рекультивация нарушенных земель осуществляется арендатором до окончания срока действия договора аренды лесного участка, в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель, согласованным с арендодателем (стр. 25 таблица N 27 проекта).
Кроме того, согласно разработанному АО "Газпромнефть-ННГ" в 2017 году проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы N 472 от 20.10.2017, в качестве одного из видом мероприятий по противопожарному обустройству лесов предусмотрено устройство минерализованной полосы (обваловки) вдоль площадных объектов в кварталах NN 1955, 2075, 2076 в объеме 3,649 км (стр. 26 таблица 5.2.1 проекта); вдоль периметра площадных объектов по участкам суходолов проектируется минерализованная полоса в объеме 0,214 км, обваловка на болоте в объеме 3,649 км вдоль площадных объектов будет служить минерализованной полосой; в данном проекте предусматривается ежегодный уход за минерализованной полосой и обваловкой в объеме 7,726 км (стр. 27 проекта).
Следовательно, исходя из видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы от 20.10.2017, в качестве противопожарных мероприятий предусмотрено создание не только минерализованных полос, но и овлаловки вдоль площадных объектов. Причем указанные работы, как указано в характеристиках и обосновании проектируемых работ, приведенных в проекте освоения лесов, представленном в 2023 году, необходимо выполнять не по периметру арендуемого участка, площадь которого составляет 43,0781 га, а при отсыпке площадки песчаным грунтом вдоль площадных объектов (кустовых площадок), суммарная площадь которых составляет 13,426 га.
На момент подачи заявления АО "Газпромнефть-ННГ" о проведении государственной экспертизы нового проекта освоения лесов положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 20.10.2017 N 472, утвержденное приказом департамента от 20.10.2017 N 472-ГЭ, являлось действующим до 13.10.2066.
Между тем, в новом проекте освоения лесов обществом обваловка исключена из перечня противопожарных мероприятий.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае, вопреки выводам суда первой инстанции, спор вытекает не из вопроса о возможности либо невозможности проведения противопожарного обустройства по договору аренды от 17.08.2017 N 197/Л-17 по периметру переданного в аренду лесного участка по причине нахождения рассматриваемых участков на болотистой местности.
Так, из материалов дела однозначно следует, что в настоящем случае департамент, включая в текст отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539 спорный пункт 7, руководствовался правомерно установленной и не выполненной заявителем обязанностью по созданию в целях противопожарной безопасности не только минерализованных полос по участкам суходолов, но и обваловки на участках вдоль площадных объектов (кустовых площадок).
Отклоняя доводы заявителя, связанные с невозможностью исполнения спорной обязанности, в том числе, исходя из характеристик местности, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что доказательств, неоспоримо свидетельствующих об отсутствии технической возможности выполнения указанных выше мероприятий, обществом не представлено, доводов о невозможности проведения противопожарных мероприятий в отношении не всего арендуемого участка, а площадных объектов, не приведено.
В разработанном и утвержденном проекте освоения лесов, получившем положительное заключение государственной экспертизы, на лесном участке, переданном в аренду в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, содержится обязательство и объемы по проведению мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом категории земель и территориальной доступности. При разработке проекта освоения лесов общество не могло быть не осведомлено о рельефе местности и возлагаемых на заявителя в связи с использованием указанной местности обязанностей.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что в настоящем случае из поведения заявителя следует, что указание в направленном проекте на невыполнение предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по устройству обваловки связано не с заведомой неисполнимостью указанной обязанности, а с позицией общества о нецелесообразности проведения противопожарного обустройства арендованного участка, что является неверной трактовкой приведенных выше законоположений и положений договора.
Тот факт, что общество принимает иные меры по нераспространению и недопущению возникновения лесных пожаров, не является основанием для освобождения заявителя от исполнения обязанностей, прямо предусмотренных указанными нормами законодательства и условиями договора аренды, на что правомерно указано заинтересованным лицом в экспертном заключении на проект освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом департамента от 30.08.2023 N 2419 в части замечаний, изложенных в пункте 7 заключения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что длительное невыполнение предусмотренных договором аренды и проектом освоения лесов мероприятий по устройству минерализованных полос (обваловки), создает угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации и наступления негативных последствий.
Вопреки выводам суда первой инстанции, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.10.2023 по делу N А81-4287/2023 не имеет преюдициального значения для настоящего спора, поскольку, во-первых, в рамках указанного дела предметом требования являлось обустройство минерализованной полосы на территории Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества в квартале N 2075 выделах NN 9, 14 протяженностью 2,73 км в связи с несоответствием отчетных объемов работ фактически выполненным, во-вторых, требование было заявлено относительно необходимости обустройства минерализованной полосы вдоль периметра переданного в аренду лесного участка, а не вдоль площадных объектов.
Следовательно, оснований для признания недействительным пункта 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом департамента N 2419 от 30.08.2023, в настоящем случае не имелось.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2023 по делу N А81-9132/2023 подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы апелляционным судом не распределяются, поскольку ее податель освобожден от уплаты государственной пошлины (пункт 1 статьи 333.37 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2023 по делу N А81-9132/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным пункта 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа N 2419 от 30.08.2023, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.А.ШИНДЛЕР