Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 N 07АП-2175/2017 по делу N А45-11797/2016
Требование: О признании контракта расторгнутым и возмещении стоимости выполненных работ.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 N 07АП-2175/2017 по делу N А45-11797/2016
Требование: О признании контракта расторгнутым и возмещении стоимости выполненных работ.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. по делу N А45-11797/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.И. Захарчука,
судей: И.И. Терехиной, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым,
при участии:
без участия сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гитар" (07АП-2175/2017) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 января 2017 года по делу N А45-11797/2016 (судья Юшиной В.Н.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гитар" (644116, г. Омск, ул. Северная 27-я, дом 48, ИНН 5503239813, ОГРН 1135543001440)
к Департаменту лесного хозяйства по Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, пр. Красный, 18, ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798)
о признании контракта N Ф2016.31692 от 05.04.2016 расторгнутым по вине Заказчика,
о взыскании 16282 рублей 49 копеек стоимость выполненных работ и 57249 рублей 14 копеек сумму обеспечения контракта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гитар" (далее - истец, ООО "Гитар") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту лесного хозяйства по Новосибирской области, г. Новосибирск (далее - ответчик, Департамент) с требованием: признать контракт N Ф2016.31692 от 05.04.2016, заключенный между департаментом лесного хозяйства Новосибирской области и ООО "ГИТАР", расторгнутым по вине Заказчика; обязать департамент лесного хозяйства Новосибирской области подписать акт приемки выполненных работ N 1 от 05.05.2016, направленный ООО "ГИТАР"; взыскать с Департамента лесного хозяйства Новосибирской области в пользу ООО "ГИТАР" оплату выполненных работ в сумме 16282,49 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.01.2017 года суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Гитар" с решением суда от 20.01.2017 не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Указав, что ссылка суда о том, что истец, обращаясь с требованием о расторжении контракта, не сослался на соответствующую норму, не соответствует действительности (сослался на с. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);судом не учтено, что контракт расторгнут ответчиком только после обращения истца в суд; судом не учтено также, что продолжать иные виды работ, предусмотренные контрактом, не получив оплату по предыдущим видам работ, было нецелесообразно; отказ суда во взыскании денежных средств за фактически выполненные работы, является неправомерным.
Департамент лесного хозяйства по Новосибирской области представил в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 20.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, пояснений, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 20 января 2017 года по делу N А45-11797/2016, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона, проведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) (извещение N 0851200000616000601) между департаментом и ООО "ГИТАР" заключен государственный контракт от 05.04.2016 N Ф.2016.31692 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины (далее -контракт).
Согласно п. 1.1. предметом Контракта является выполнение по заданию Заказчика работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту).
По условиям контракта истец взял на себя обязанность обеспечить в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) в срок до 22.04.2016 готовность и дальнейшую эксплуатацию пожарно-химических станций, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров в пределах территории лесных участков Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области.
Цена контракта составляет 1 139 257,88 рублей.
Контракт был подписан ООО "ГИТАР" без замечаний или протоколов разногласий к нему.
Пунктом 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ любому участнику электронного аукциона, получившему аккредитацию на электронной площадке, предоставлено право направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 5.3.4 государственного контракта подрядчику предоставлено право запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ в рамках контракта.
06.04.2016 истец получил от заказчика письмо N ЗЗИ, в котором департамент лесного хозяйства Новосибирской области просит в соответствии с п. 5.4.12 контракта указать ООО "ГИТАР" место создания пожарно-химических станций (далее ПХС).
Посчитав данное требование существенным нарушением условий контракта, 10.05.2016 в адрес департамента лесного хозяйства Новосибирской области истцом направлено предложение о расторжении контракта по соглашению сторон.
19.05.2016 в письме N 1290/37 департамент лесного хозяйства Новосибирской области сообщил об отказе в расторжении контракта.
Поскольку, Общество частично выполнило работы по Контракту на сумму 16 282,49 руб., работы были приняты по акту N 1 от 29.04.2016, истец считает отказ в расторжении контракта, существенным нарушением договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая ООО "Гитар" в удовлетворении иска, исходил из того, что ответчиком уже было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое соответствует всем необходимым требованиям, при этом оснований для расторжения контракта именно по вине заказчика, не имеется, поскольку обстоятельств, свидетельствующих об этом, не установлено; ООО "ГИТАР" не были выполнены обязательства, предусмотренные пунктом 5.4.12 контракта и пунктом 1.1.1.2.1.2 Таблицы N 1 Описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) в части обеспечения готовности и эксплуатации пожарно-химических станций, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также пунктом 5.4.13 контракта; в отношении взыскания стоимости выполненных работ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствуют акты выполненных работ, их стоимость, оформленных в соответствии с требованиями контракта, а именно отсутствуют акты, подписанные со стороны заказчика - департамента.
Выводы суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Требование о признании контракта N Ф2016.31692 от 05.04.2016, заключенного между департаментом лесного хозяйства Новосибирской области и ООО "ГИТАР", расторгнутым именно по вине заказчика, обусловлено истцом обращением заказчика с требованием о предоставлении сведений о месте создания пожарно-химических станций, которое, по мнению истца, является существенным нарушением условий контракта.
Суд апелляционной инстанции считает данное утверждение ошибочным, исходя из следующего.
В пункте 3.2 контракта определено место выполнения работ: в пределах территории лесных участков Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области, за исключением лесных участков, переданных в аренду для заготовки древесины.
Пунктом 5.4.12 контракта установлена обязанность подрядчика обеспечить в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) готовность пожарно-химических станций, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров до начала пожароопасного сезона.
Пунктом 1.1.1.2.1.2 Таблицы N 1 Описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить эксплуатацию пожарно-химических станций 1 типа (ПХС-1 типа).
В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.04.2016 N 93 пожароопасный сезон в 2016 году на территории Каргатского района Новосибирской области установлен 22.04.2016.
При исполнении пункта 5.4.12 государственного контракта по обеспечению готовности пожарно-химических станций, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров подрядчик обязан руководствоваться Перечнем пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, утвержденным приказом департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 25.02.2013 N 4 3.
Согласно пункту 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 указанной статьи Лесного кодекса Российской Федерации, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Критерии для разделения понятий "меры пожарной безопасности в лесах" и "тушение пожаров в лесах" определены Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.4.13 государственного контракта подрядчик обязался при возникновении лесного пожара на территории проведения работ незамедлительно известить об этом заказчика (представителя заказчика - начальника отдела лесных отношений - главного лесничего по лесничеству, на территории которого выполняются работы, или иное уполномоченное лицо), и принять все необходимые меры по нераспространению лесного пожара до прибытия представителя заказчика, сил и средств по тушению лесного пожара, в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) (пункт 5.4.13 государственного контракта). При этом определено, что предметом Контракта не является выполнение работ по тушению лесных пожаров.
В цену контракта не включены затраты на выполнение работ по тушению лесных пожаров.
Согласно пункта 1 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167 пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что, с учетом приведенной выше нормы Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", действие Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167, в равной мере распространяется и на ООО "ГИТАР" в части исполнения обязательств по контракту, является правомерным.
С учетом Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 1 6 7, пунктом 5.4.12 государственного контракта и пунктом 1.1.1.2.1.2 таблицы N 1 Описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) установлена обязанность подрядчика обеспечить готовность до начала пожароопасного сезона пожарно-химических станций, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров и эксплуатацию в пределах территории лесных участков Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области ПХС-1 типа в течение срока действия контракта.
Предусмотренная пунктом 5.4.12 государственного контракта, а также пунктом 1.1.1.2.1.2 таблицы N 1 Описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) обязанность подрядчика считается исполненной в случае формирования до начала пожароопасного сезона в пределах территории Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области пожарно-химической станции 1 типа, укомплектованной в соответствии с требованиями Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167, и Перечня пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, утвержденного приказом департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 25.02.2013 N 4 3. Это обеспечит возможность немедленного использования оборудования и инвентаря для исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 5.4.13 государственного контракта.
Из материалов дела следует, что ответчик неоднократно обращался в адрес ООО "ГИТАР" (письма от 19.04.2016 N 1064-01/37, от 26.04.2016 N 1179-01/37, от 29.04.2016 N 1230-01/37, от 06.05.2016 N 1295-01/37, от 19.05.2016 N 1290/37), в том числе, со стороны структурного подразделения департамента, ответственного за организацию выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Каргатского лесничества Новосибирской области - отдела лесных отношений по Каргатскому лесничеству (Каргатское лесничество) (письма от 06.04.2015 N 33/И, от 12.04.2016 N 37/И, от 25.04.2016 N 45/И, от 04.05.2016 N 53/И, от 16.05.2016 N 58/И, от 25.05.2016 N 64/И).
Между тем, информация о месте расположения ПХС-1 типа от ООО "ГИТАР" так не поступила.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в департаменте данной информации ставит под сомнение возможность исполнения подрядчиком пункта 5.4.13 контракта, где предусмотрено, что при возникновении лесного пожара на территории проведения работ подрядчик обязан незамедлительно известить об этом заказчика (представителя заказчика - начальника отдела лесных отношений - главного лесничего по лесничеству, на территории которого выполняются работы, или иное уполномоченное лицо), и принять все необходимые меры по нераспространению лесного пожара до прибытия представителя заказчика, сил и средств по тушению лесного пожара, в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту).
Так, судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в Каргатском лесничестве Каргатского района Новосибирской области за период со дня заключения контракта до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта произошло 3 лесных пожара:
1) 30.04.2016 в участковом лесничестве Северный, квартал 54, выдел 53 (широта 55,42; долгота 80,39; на расстоянии 4,2 км от населенного пункта Мусы);
2)21.05.2016 в участковом лесничестве Михайловский, квартал 2, выдел 4 (широта 55°15'50"; долгота 79°55'05"; на расстоянии 3,3 км от населенного пункта Филино);
3)23.05.2016 в участковом лесничестве Михайловский, квартал 5; выдел 3,4 (широта 55,25; долгота 79,92; на расстоянии 4,6 км от населенного пункта Филино).
В нарушение пункта 5.4.13 контракта истец не известил об этом ответчика (представителя заказчика - начальника отдела лесных отношений - главного лесничего по лесничеству, на территории которого выполняются работы, или иное уполномоченное лицо), и не принял мер по нераспространению лесного пожара до прибытия представителя заказчика, сил и средств по тушению лесного пожара.
ООО "ГИТАР" не были выполнены обязательства, предусмотренные пунктом 5.4.12 контракта и пунктом 1.1.1.2.1.2 Таблицы N 1 Описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) в части обеспечения готовности и эксплуатации пожарно-химических станций, систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также пунктом 5.4.13 контракта, где предусмотрено, что при возникновении лесного пожара подрядчик обязан незамедлительно известить об этом заказчика и принять все необходимые меры по нераспространению лесного пожара, Подрядчик не выполнил и иные работы, предусмотренные контрактом.
Пунктом 1.1.1.1.5 Таблицы N 1 Описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов во 2 квартале 2016 года в объеме 200 га.
По итогам комиссионной приемки указанных выше работ установлено, что указанное лесохозяйственное мероприятие, направленное на повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, выполнено подрядчиком лишь на площади 31,25 га.
В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.04.2016 N 93 пожароопасный сезон в 2016 году на территории Каргатского района Новосибирской области установлен с 22.04.2016.
С учетом Рекомендаций по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24.03.1999 N 6 8, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в течение пожароопасного сезона является противоправным.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что указанное выше профилактическое противопожарное мероприятие в установленный контрактом срок подрядчиком не выполнено и выполнено не будет, является обоснованным.
Невыполнение ООО "ГИТАР" предусмотренных контрактом обязательств по охране лесов создавало предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций в лесах наиболее опасного в пожароопасном отношении Каргатского лесничества Новосибирской области.
Помимо этого, истец не приступил к выполнению иных работ, предусмотренных контрактом во 2 квартале 2016 года, а именно: устройство противопожарных минерализованных полос, прочистка противопожарных минерализованных полос, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, установка аншлагов, размещение агитационных стендов, сплошные санитарные рубки, выборочные санитарные рубки, отвод лесосек под выборочные рубки, отвод лесосек под сплошные рубки, искусственное лесовосстановление, проведение агротехнического ухода за лесными культурами, рубки ухода за лесом.
В итоге ООО "ГИТАР" упущены оптимальные лесокультурные сроки для проведения мероприятий по искусственному лесовосстановлению.
Довод апеллянта о том, что судом не учтено, что продолжать иные виды работ, предусмотренные контрактом, не получив оплату по предыдущим видам работ, было нецелесообразно, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку, исходя из анализа материалов дела, приостановление работ не связано с неоплатой фактически выполненных ранее.
Так, письмом от 20.05.2016 N 41 ООО "ГИТАР" проинформировал департамент о приостановке исполнения работ по контракту, которое будет возобновлено только после решения Арбитражным судом Новосибирской области вопроса в связи с неоднозначным толкованием сторонами условий контракта.
Довод заявителя жалобы о неправомерности вывода суда о том, что истец, обращаясь с требованием о расторжении контракта, не сослался на соответствующую норму (сослался на ст. 451 ГК РФ), судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из содержания судебного акта усматривается, что речь шла о том, что право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлено именно заказчику в соответствии с положениями контракта, в то время как истец не сослался на пункт контракта, обосновывающий его требование о расторжении контракта с его стороны.
Суд первой инстанции, установив, что ООО "ГИТАР" выполняло работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становилось явно невозможным, обоснованно признал правильным решение департамента от 30.05.2016 N 1535-01/37 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 05.04.2016 N Ф.2016.31692 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесных участках Каргатского лесничества Каргатского района Новосибирской области, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.
Данное решение истцом не обжаловано, вступило в силу.
Поскольку отсутствуют акты выполненных работ, их стоимость, оформленных в соответствии с требованиями контракта, а именно отсутствуют акты, подписанные со стороны заказчика - департамента, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования в части взыскания стоимости выполненных работ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 января 2017 года по делу N А45-11797/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в течение двух месяц со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРЧУК
Судьи
И.И.ТЕРЕХИНА
О.Б.НАГИШЕВА