Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 N 07АП-97/11 по делу N А03-14795/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка (непроведение рубки ухода в молодняках).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 N 07АП-97/11 по делу N А03-14795/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка (непроведение рубки ухода в молодняках).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. N 07АП-97/11
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Музыкантовой М.Х., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица Безугляк В.В. по доверенности от 11.01.2011 года N 06-2-33/06 (сроком до 30.12.2011 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Алтайского края, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 26 ноября 2010 года по делу N А03-14795/2010 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж", г. Барнаул
к Управлению лесами Алтайского края, г. Барнаул
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края (далее по тексту - Управление, административный орган, ответчик) от 06.10.2010 года N 07-1-21/635 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 ноября 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 ноября 2010 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как факт наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ООО Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" отзыв в порядке
ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (
ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке
ч. 1 ст. 266,
ч. 1,
3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке
ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 ноября 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором участка лесного фонда в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 27.12.2006 года N 1/2006. Указанный договор был приведен в соответствие с Лесным
кодексом РФ от 04.12.2006 года N 200-ФЗ и подписан сторонами 22.12.2008 года за N 7/5.
06.07.2010 года в ходе проверки отчета об использовании лесов за январь - июнь 2010 года, представленного Обществом, Управлением выявлено, что мероприятия по рубкам ухода в молодняках, установленные проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом Боровлянского лесничества и приложением N 6 к договору от 22.12.2008 года N 7/5, Обществом не выполнены.
По факту невыполнения рубок ухода в молодняках на площади 15 га, в связи с чем, нарушения п.п. 3.4.11, и 3.4.14. договора от 22.12.2008 года N 7/5, Управлением в отношении Общества 30.08.2010 года составлен протокол об административном правонарушении N 07-1-21/635 и вынесено постановление от 06.10.2010 года N 07-1-21/635, в соответствии с которым, заявитель привлечен к административной ответственности по
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с
п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ в качестве основных принципов лесного законодательства определены - сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии со
ст. 16 Лесного кодекса РФ для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим
Кодексом, допускается осуществление рубок.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется
Правилами заготовки древесины,
Правилами санитарной безопасности в лесах,
Правилами пожарной безопасности в лесах,
Правилами ухода за лесами.
Согласно
ст. 64 Лесного кодекса РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, лесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется и, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Как следует из материалов дела, Общество в Проекте освоения лесов (Раздел 5.4, Таблица 5.4.2) предусмотрело на 2010 год проведение рубок ухода в молодняках на общей площади 52,9 га в следующих кварталах:
- в квартале 141, выделе 18 Акутихинского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 13,7 га;
- в квартале 180, выделе 23 Боровлянского участкового лесничества Боровля некого лесничества на площади 11,1 га;
- в квартале 78, выделе 32 Зонального участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 12,8 га;
- в квартале 10, выделе 8 Южаковского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 8,1 га;
- в квартале 43, выделе 11 Ярковского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 7,2 га.
Правила ухода за лесами утверждены Приказом МПР РФ от 16.07.2007 года N 185
В силу
п. 10 и
20 Правил ухода за лесами рубки ухода за молодняками (осветление и прочистка) являются видами рубок ухода за лесами.
Согласно
п. 34 Правил ухода за лесами при осуществлении рубок ухода за лесом лесосечные работы проводятся в соответствии с требованиями
Правил ухода за лесами и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
абз. 4 п. 4 Правил заготовки древесины рубки ухода за лесами, санитарные рубки и прочие рубки осуществляются в защитных и эксплуатационных лесах в соответствии с
Правилами заготовки древесины и законодательством Российской Федерации.
При этом в силу
п. 7 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В силу
ст. 26 Лесного кодекса РФ на лиц, которым предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность подачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации (заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов).
Исходя из анализа указанных выше норм права, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что основанием для проведения любых рубок лесных насаждений арендатором лесного участка является лесная декларация, поданная в соответствии с
Порядком заполнения и подачи лесной декларации (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 года N 529).
Согласно п. 3.4.9 договора N 7/5 Общество обязано в установленном порядке и сроки представлять лесную декларацию.
В соответствии с поданной лесной декларацией от 29.06.2010 года Общество заявило о проведении рубок ухода в молодняках на площади 52,9 га (предусмотренной и Проектом освоения лесов), в том числе, в квартале N 141, выделе N 18 Акутихинского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 6,9 га и в квартале N 10, выделе N 8 Южаковского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 8,1 га.
Между тем, в соответствии с
п. 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2008 года N 529 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - Лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган) не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
Следовательно, подав лесную декларацию 29.06.2010 года, Общество получило право на проведение рубок лесных насаждений 09.07.2010 года. (3 и 4 кварталы 2010 года). Следовательно, у заявителя отсутствовали правовые основания для проведения рубки во втором квартале 2010 года на вышеуказанных лесосеках.
Доказательств обратного Обществом в нарушении
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
Таким образом, проведение рубок лесных насаждений в квартале N 141, выделе N 18 Акутихинского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 6,9 га и в квартале N 10, выделе N 8 Южаковского участкового лесничества Боровлянского лесничества на площади 8,1 га во втором квартале 2010 г. без подачи лесной декларации является незаконным и не может свидетельствовать о надлежащем исполнении Обществом обязанностей, установленных п.п. 3.4.11. и 3.4.14. договора.
Между тем, в материалы административного дела приложено письмо от 30.08.2010 года N 219 ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж", согласно которому Общество подтвердило факт не выполнения рубок ухода в молодняках во втором квартале 2010 года, сообщив о том, что данные рубки будут выполнены Обществом в третьем квартале 2010 года.
Кроме того, согласно
ст. 49 Лесного кодекса РФ и
п. 2 Приказа МПР РФ от 09.07.2007 года N 175 "Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления" юридические лица, осуществляющие использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению представляют Отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении (далее - Отчеты).
Отчеты представляются юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. 81 -
84 Лесного кодекса РФ, ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом (
п. 3 и
п. 4 Приказа N 175).
В Отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактически выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за период с начала года до конца отчетного квартала (
п. 5 Приказа N 175).
В соответствии с Отчетом заявителя от 01.07.2010 года об использовании лесов, об охране, защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь - июнь 2010 года строка о фактически выполненном объеме рубок ухода в молодняках не заполнена.
В соответствии с п. 3.4.11 договора N 7/5 Общество обязано за свой счет, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовостановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в приложении N 6 к настоящему договору и проекте освоения лесов
Согласно п.п. 3.4.14. договора Общество обязано осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями настоящего договора.
В соответствии с приложением N 6, являющимся неотъемлемой частью договора аренды лесного участка от 22.12.2008 года N 7/5, Общество в 2 квартале текущего года (2010 года) обязано осуществить рубки ухода в молодняках на площади 15 га.
Проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество нарушило данные пункты договора N 7/5, не выполнив во II квартале 2010 года рубки ухода в молодняках ни в одном из задеклалированных кварталов.
Представление Обществом в материалы дела технологических карт и нарядов-актов на производство работ, из которых следует, что заявителем выполнены рубки ухода в молодняках по втором квартале 2010 года на площади 15 га, в том числе, в квартале N 141, выделе N 18 Акутихинского участкового лесничества на площади 6,9 га и в квартале N 10, выделе N 8 Южковского участкового лесничества на площади 8,1 га (т. 1 л.д. 48 - 55) с учетом установленных (указанных выше) обстоятельств расценивается апелляционным судом как способ избежания административной ответственности за совершенное административное нарушение в связи с противоречием данных документов имеющимся в деле доказательствам; в связи с чем, не указание Обществом в отчете об использовании лесов за январь - июнь 2010 года по Боровлянскому лесничеству о проведении заявителем во втором квартале 2010 года рубок ухода в молодняках по площади 15 га не может быть расценено как техническая ошибка.
Использование лесов с нарушением: условий договора аренды лесного участка и иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет административную ответственность, предусмотренную
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что рубки ухода в молодняках не являются заготовкой древесины, и, следовательно, не подлежат декларированию в лесной декларации.
В соответствии с
пунктом 3 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2008 года N 529, лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, предусмотренных договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.
Таким образом, поскольку проектом основания лесов предусмотрена рубка ухода в молодняках, заявитель должен отразить в лесной декларации указанный вид разрешенного использования лесов.
В соответствии с
п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований
Правил заготовки древесины, положений договора аренды лесного участка от 22.12.2008 года N 7/5.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренный
ст. 4.5 КоАП РФ не нарушен; нарушения процессуального порядка привлечения заявителя административной ответственности Управлением не допущено.
При изложенным обстоятельствах, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятию нового судебного акта в порядке
ч. 2,
ч. 4 ст. 201 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 ноября 2010 года по делу N А03-14795/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Алтайского края от 06.10.2010 года N 07-1-21/635 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
ХАЙКИНА С.Н.