Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.07.2017 N Ф04-2436/2017 данное постановление отменено,
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2016 по данному делу оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 N 07АП-849/17 по делу N А45-13602/2016
Требование: Об изменении условий договоров аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 N 07АП-849/17 по делу N А45-13602/2016
Требование: Об изменении условий договоров аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2017 г. N 07АП-849/17
Дело N А45-13602/2016
14.04.2017 г. текст постановления изготовлен в полном объеме
07.04.2017 г. объявлена резолютивная часть постановления суда
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: М.А. Фертикова,
судей: Л.И. Ждановой, Ю.И. Павловой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Г. Захаренко,
с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от истца: Сабанов П.А. по доверенности от 10.02.2016 (сроком на 3 года), удостоверение адвоката N 102,
от ответчика: без участия (извещен),
от третьего лица: без участия (извещено).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (рег. N 07АП-849/17) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 декабря 2016 г. (в редакции определения об исправлении опечатки от 13.01.2017 г.) по делу N А45-13602/2016 (судья Е.И. Булахова)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мото-Спорт" г. Новосибирск (ИНН 5405313770, ОГРН 1065405106864)
к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, г. Новосибирск (ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798)
об изменении условий договоров аренды лесного участка N 07/08 от 22.07.2008, N 08/08 от 22.07.2008
третье лицо без самостоятельных требований Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мото-Спорт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке
ст. 49 АПК РФ к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - ответчик), согласно которому просит:
"Изменить условия договора аренды лесного участка N 07/08 заключенного 22.07.2008 между ответчиком и истцом:
1.1. в п. 2.1 договора N 07/08 от 22.07.2008 цифры "195 039,6" заменить цифрами "143 493, 42";
1.2. в приложении N 4 к указанному договору:
а) столбец 6, содержащий условие "Повышающий коэффициент" и его значение "1, 4" - исключить;
б) В столбце 9: цифры "195 039,6" заменить цифрами "139 314".
2) изменить условия договора аренды лесного участка N 08/08 заключенного 22.07.2008 между ответчиком и истцом:
2.1. в п. 2.1 договора N 08/08 от 22.07.2008 г.: цифры "230 692,0" заменить цифрами "169 723,40";
2.2. в приложении N 4 к указанному договору:
а) столбец 6, содержащий условие "Повышающий коэффициент" и его значение "1, 4" - исключить;
б) в столбце 9: цифры "230 692, 0" заменить цифрами "164 780".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указал, что договоры аренды участка лесного фонда РФ от 12.12.2006 N 31/01-06, от 12.12.2006 г. N 32/01-06 были заключены на основании результатов проведения лесного конкурса. При переоформлении договоров аренды лесного участка, стороны пришли к обоюдному соглашению об установлении повышающего коэффициента 1,4. договор сторонами подписан и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Новосибирской области. Подписав договора аренды лесных участков, истец выразил свое согласие со всеми закрепленными в них условиями, и следовательно, принял на себя обязательства по исполнению условий договоров и продолжительное время исполнял их условия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Обоснованность применения коэффициента 1,4 подтверждена
Постановлением Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по делу N А45-16171/2010. Суд, незаконно удовлетворил исковые требования, поскольку в нарушение
п. 10 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258 в одностороннем порядке, без законных на то оснований изменил (уменьшил) размер арендной платы за 1 та, что повлекло за собой и уменьшение итогового размера арендной платы, установленной по итогам проведенных лесных конкурсов. Ответчик не согласен с выводом суда об отсутствии пропуска истцом срока исковой давности. Утверждение истца о незаконности применения при расчете повышающего коэффициента 1,4 и ничтожности данного положения договоров аренды лесного участка N 07/08 от 22.07.2008, N 08/08 от 22.07.2008 является необоснованным, не соответствует закону и фактическим обстоятельствам.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в порядке
ст. 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласился, просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, ответчик, третье лицо своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании
п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив в соответствии со
ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность
решения Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2016 г. суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 22.07.2008 между истцом (арендатор) и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды (арендодатель) был заключен договор аренды лесного участка N 07/08, предметом которого являлась аренда лесного участка площадью 9,3 га в Новосибирском лесничестве Новосибирского района Новосибирской области (квартал 52 выделы 19, 24, 27, 31, 32, 34) с целевым назначением - рекреационная деятельность. Согласно пункту 2.1 договора, а также расчету (приложение к договору N 4) арендная плата составила 195039,60 руб. в год.
22.07.2008 между истцом (арендатор) и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды (арендодатель) был заключен договор аренды лесного участка N 08/08, предметом которого являлась аренда лесного участка площадью 11 га в Новосибирском лесничестве Новосибирского района Новосибирской области (квартал 52 выделы 17-19, 22-24) с целевым назначением - рекреационная деятельность. Согласно пункту 2.1 договора, а также расчету (приложение к договору N 4) арендная плата составила 230 692 руб. в год.
В связи с изменением законодательства о структуре федеральных органов исполнительной власти, стороной по договорам в качестве арендодателя стал выступать Департамент лесного хозяйства Новосибирской области.
Истец, полагая, что в договорах неправомерно определен размер арендной платы в связи с применением повышающего коэффициента в размере 1,4, обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в договоры в части определения размера арендной платы.
Ответчик, сославшись на свободу договору, регистрацию договора с указанными условиями о повышающем коэффициенте, отказ во внесении изменений в условия договора на стадии досудебного урегулирования спора, отказал во внесении изменений в спорные договоры.
Не соглашаясь с условиями договора в части повышающего коэффициента, с ответом об отказе во внесении изменений в договоры аренды по соглашению сторон, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключенные договоры аренды участков лесного фонда N N 07/08 и 08/08 содержат условия, противоречащие действующему законодательству, поскольку возлагают на истца (арендатора лесного участка) незаконные обязательства по уплате арендной платы в дополнительном размере.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу
пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно
части 2 статьи 3 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом (
часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным
(часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со
статьями 73 и
76 данного Кодекса
(часть 3).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулированы в
главе 8 ЛК РФ.
В силу
части 1 статьи 78 ЛК РФ Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса Российской Федерации (
части 1,
2 статьи 79 ЛК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (
часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 310 (далее - постановление от 22.05.2007 N 310).
В соответствии со
статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер,
статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что договоры аренды N 07/08 от 22.07.2008 г., N 08/08 от 22.07.2008 г. не были заключены самостоятельно, а переоформлены в соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ и приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.11.2007 г. N 258, на основании Решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договоров аренды лесного участка от 04.07.2008 г. N 341, от 04.07.2008 г. N 340 и в порядке приведения в соответствие с Лесным
кодексом РФ существующего арендного правоотношения по договору аренды участка лесного фонда РФ от 12.12.2006 г. N 32/01-06.
Между тем, первоначально договора аренды участка лесного фонда РФ от 12.12.2006 г. N 31/01-06, от 12.12.2006 г. N 32/01-06 были заключены на основании результатов проведения лесного конкурса.
Согласно протоколам N 46/1 от 29.11.2006 при расчете арендной платы был применен коэффициент в размере 1,03 (3%), т.е. с учетом предложения участника конкурса ООО "Мото-Спорт в размере шага аукциона. Повышающий конкурсный коэффициент в размере 1,03 установлен конкурсной комиссией и не является регулируемой частью арендной платы, определенной в договорах по результатам торгов.
В силу п. 8.4 договоров аренды участка лесного фонда РФ от 12.12.2006 г. N 31/01-06, от 12.12.2006 г. N 32/01-06 в случае изменения базовой ставки за пользование участками лесного фонда, а также изменения поправочных коэффициентов, расчет арендной платы подлежит корректировке. Корректировку расчета арендной платы производит Арендодатель, о чем вносятся соответствующие изменения в Приложение N 2 данных договоров. Основанием для изменения базовой ставки или поправочных коэффициентов могут служить соответствующие постановления Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, территориального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции.
В
пункте 6 статьи 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Из материалов дела следует, что проекты договоров аренды являлись частью аукционной документации и содержали спорный пункт 8.4.
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена
Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 во исполнение
части 5 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно
части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса.
Таким образом, изменение условий, содержащихся в пункте 8.4 спорного договора недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 49 лет.
Поскольку, что в силу
пункта 1 статьи 133,
пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса суд самостоятельно определяет подлежащие применению нормы права и не связан с правовой квалификации спора, а также учитывая, способ защиты гражданских прав по настоящему делу является правомерность применения повышающего коэффициента при расчете задолженности по арендной плате, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае подлежит применению правовая позиция, приведенная в
Определении Верховного Суда РФ от 08.12.2016 по делу N 303-ЭС15-19719, пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017).
Таким образом, при переоформлении спорных договоров арендных лесных участков стороны пришли к обоюдному соглашению об установлении повышающего коэффициента 1,4, подписав спорные договора аренды лесных участков истец тем самым выразил свое согласие со всеми закрепленными в них условиями, и следовательно, принял на себя обязательства по исполнению условий договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Из буквального толкования указанных норм следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков определяется на основе минимальных ставок, то есть не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, и законом не установлено ограничение на согласование сторонами размера арендной платы, превышающего минимальный размер.
В силу изложенного применение при расчете арендной платы коэффициент 1,4 не противоречит положениями Лесного
кодекса Российской Федерации и Гражданского
кодекса Российской Федерации.
При таким обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заключенные сторонами спорные договора содержат соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных
частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В
пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено следующее. Если апелляционная жалоба подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции, так как истец не подавал апелляционной жалобы и не является ответчиком по делу.
В связи с этим, поскольку согласно
подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент, обратившийся с жалобой, освобожден от уплаты государственной пошлины, то ее взыскание по результатам рассмотрения жалобы с Общества не производится.
Поскольку при подаче иска Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а также учитывая, что в удовлетворении иска истцу отказано, в силу
статей 110 и
112 АПК РФ государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь
п. 3 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 декабря 2016 г. (в редакции определения об исправлении опечатки от 13.01.2017 г.) отменить и принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мото-Спорт" (ИНН 5405313770, ОГРН 1065405106864) в доход федерального бюджета Российской Федерации 6 000 руб. государственной пошлины за подачу иска.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
М.А.ФЕРТИКОВ
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
Ю.И.ПАВЛОВА