Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 N 07АП-11253/10 по делу N А03-11677/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч.ч. 1, 3 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил санитарной и пожарной безопасности в лесах и загрязнение защитных лесов отходами производства; по ч.ч. 2, 4 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, а также использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 N 07АП-11253/10 по делу N А03-11677/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч.ч. 1, 3 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил санитарной и пожарной безопасности в лесах и загрязнение защитных лесов отходами производства; по ч.ч. 2, 4 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, а также использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2011 г. N 07АП-11253/10
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А.Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью УПТК "Алтайагроспецмонтаж", г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 28 октября 2010 года по делу N А03-11677/2010 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж", г. Барнаул
к Управлению лесами Алтайского края, г. Барнаул
об оспаривании постановления от 11.08.2010 г. N 07-1-21/282 о привлечении к ответственности за административные правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации "Алтайагроспецмонтаж" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края (далее по тексту - Управление, административный орган, ответчик) от 11.08.2010 года N 07-1-21/282 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2, 4 ст. 8.25, ч. 1, 3 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2010 года заявление Общества удовлетворено частично: признано незаконным постановление Управления от 11.08.2010 года N 07-1-21/282 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2, 4 ст. 8.25, ч. 1, 3 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ; Обществу назначено наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2010 года отменить и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:
- невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением (для очистки мест рубок от порубочных остатков сроки установлены указанием на периоды, в которые эта очистка должна быть произведена). Таким образом, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления, срок давности привлечения к административной ответственности истек. Кроме того, на момент проверки событие правонарушения по не очистке от порубочных остатков (несвоевременной очистке) в местах рубок зимнего периода 2009 - 2010 года еще не наступило;
- суд первой инстанции не принял во внимание доводы заявителя о том, что административный орган неправомерно вынес по результатам проверки семь постановлений о привлечении к административной ответственности;
- Управлением не указано, по каким признакам очистка на местах рубки леса признана неудовлетворительной; отсутствуют данные, подтверждающие проведение натурного обмера неудовлетворительно очищенной площади и др.;
- нахождение в лесу порубочных остатков не может образовывать состав правонарушения по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, так как административным органом представлено в материалы дела достаточно доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений. Нарушения процессуального порядка привлечения Общества к административной ответственности административным органом допущено не было.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором лесного участка в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 27.12.2006 года N 1/2006. Указанный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и подписан сторонами 22.12.2008 года за N 7/4.
На основании договора аренды лесного участка N 7/4 от 22.12.2008 года ответчику передан в аренду на срок 49 лет лесной участок площадью 31 500 га., расположенный в границах Быстроистокского, Петропавловского, Усть-Пристанского и Троицкого районов Алтайского края, на территории Обского участкового лесничества (кварталы 3 - 14; 24 - 37; 41 - 56; 64 - 79; 82 - 119) и Червянского участкового лесничества (кварталы 1 - 23; 26 - 35; 44 - 51; 60 - 67; 75 - 83; 95 - 99) Боровлянского лесничества.
Управлением лесами Алтайского края совместно с представителем Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в период с 17 по 31 мая 2010 года проведена проверка соблюдения условий договора аренды от 22.12.2008 года N 7/4, в ходе которой установлено, что:
- в квартале N 11 выделе N 21 (площадь 5,2 га) порубочные остатки собраны в кучи на всей площади лесосеки, частично сожжены, в местах сжигания порубочных остатков не обеспечено их полное сгорание, весенняя доочистка не проведена (разработку лесосеки осуществляло ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" в ноябре 2009 года);
- в квартале N 15 выделе N 33 (площадь 6,8 га) порубочные остатки собраны в кучи на всей площади лесосеки, сожжены не полностью, весенняя доочистка не проводилась (разработку лесосеки осуществляло ООО УПТК "Алтайагроспецмонтаж" в августе - сентябре 2009 года).
При этом окончание пожароопасного периода 2009 года установлено приказом Управления лесами Алтайского края от 02.11.2009 года N 162 с 02.11.2009 года.
По результатам проверки составлены акты обследования лесного участка и акты проверки соблюдения условий договоров аренды лесного участка.
Административный орган в результате проверки установил, что Общество в пожаробезопасный в период 2009 - 2010 гг. не произвело очистку мест рубок путем сжигания порубочных остатков, собранных в кучи при проведении работ по заготовке древесины в период с 2007 по 2009 г., не обеспечило полное сгорание порубочных остатков, не провело весеннюю доочистку, часть куч порубочных остатков разместило вблизи стволов и под кронами деревьев, чем нарушило подпункт "б" пункта 3, подпункт "в" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2007 года N 417, подпункты "б", "е" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года N 414, часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункты 3.4.14., 3.4.15., 3.4.32., 3.4.34. договора аренды лесного участка от 22.12.2008 года N 7/4, а также порядок осуществления рубок лесных насаждений.
Полагая, что за совершение вышеперечисленных действий Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ за загрязнение защитных лесов отходами производства, ст. 8.32 КоАП Российской Федерации за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, Алтайским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.06.2010 года N 07-1-21/282.
Постановлением начальника Управления лесами Алтайского края главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Ключникова М.В. от 11.08.2010 года N 07-1-21/282 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2, 4 ст. 8.25, ч 1, 3 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ и назначено административное наказание в пределах санкции ч. 3 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований в части, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом событий вмененных административных правонарушений, соблюдения процедуры и порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ в качестве основных принципов лесного законодательства определены - сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Статьей 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
В оспариваемом постановлении Управление указало, что основанием для привлечения к административной ответственности по данной статьей явилось нарушение Обществом п.п. "б", п. 3, п.п. "б", "в" п. 17, п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.п. "а" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
Согласно п.п. "в" п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) следует обеспечить укладку порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (подпункт "б" статьи 17 Правил пожарной безопасности в лесах).
В силу п. 18 вышеназванных Правил при сжигании порубочных остатков должно обеспечиваться полное сгорание порубочных остатков.
В силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ и п. 3 Правил в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе, строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 5 Правил в лесах указанных подпунктах "а" и "б" пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу п. 3 Требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утверждены Приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 года N 532, меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в числе прочих и в снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков.
В нарушение указанных требований нормативных актов Общество при осуществлении заготовки древесины и очистки мест рубок на территории Обского участкового лесничества Боровлянского лесничества до начала пожароопасного сезона 2010 года не произвело сжигание порубочных остатков, не обеспечило полное сгорание порубочных остатков, допустило укладку порубочных остатков вблизи стволов и под кронами сырорастущих деревьев.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года N 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Общество своевременно не произвело очистку лесосеки от порубочных остатков, которые уложены в кучи, что свидетельствует о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ - нарушение Правил санитарной безопасности в лесах.
Согласно подпункта "е" пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N 89-ФЗ отходы производства и потребления (включая в себя и промышленные отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786, Общероссийским классификатором продукции ОК 05-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года N 301 (разделы 48 - 84), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 года N 17, порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост, коротье) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов. Отходы от лесозаготовок, своевременно не сожженные, загрязняют леса.
Следовательно, порубочные остатки, в силу указанной выше нормы, относятся к отходам производства и должны быть убраны предусмотренным для данного вида отходов способом. Порядок и сроки очистки мест рубок от порубочных остатков регулируются Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах. Правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно требованиям, указанным в лесорубочном билете, лесопользователь обязан произвести мероприятия по охране и защите леса путем сжигания порубочных остатков в непожароопасный период, а также очистить лесосеки одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней и провести весеннюю доочистку лесосеки путем сбора остатков в кучи со сжиганием.
В силу пункта 3 Требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 года N 532 порубочные остатки обладают пожароопасными свойствами, оставление их в местах рубок на время пожароопасного периода повышает уровень природной пожарной опасности.
Поскольку порубочные остатки по своей структуре являются отходами древесины, их оставление на летний период в местах рубок потенциально может привести к возникновению очага вредных организмов.
Таким образом, отходы от лесозаготовок обладают свойствами, способными оказать негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, порубочные остатки, своевременно не сожженные, загрязняют леса и повышают уровень природной пожарной опасности.
При этом действующее лесное законодательство РФ, а также условия заключенного договора аренды лесных участков N 7/4 от 22.12.2008 года и разработанные ответчиком проекты освоения лесных участков содержат непосредственную обязанность ответчика по очистке лесосек от порубочных остатков в полном объеме, независимо от соотношения количества порубочных остатков с площадью разрабатываемой лесосеки.
Порядок и сроки очистки мест рубок от порубочных остатков регулируются Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах.
Правила заготовки древесины предусматривают несколько способов очистки мест рубок от порубочных остатков (пункт 61 Правил заготовки древесины). С учетом природно-климатических условий, характеристики почв лесного участка, переданного в аренду Обществу, для вышеуказанных лесосек определен способ очистки мест рубок от порубочных остатков - сбор порубочных остатков в кучи и ваты с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период. Данный способ очистки является одним из способов обезвреживания отходов производства, к которым как установлено судом, относятся порубочные остатки.
Согласно пункту 44 Правил санитарной безопасности в лесах в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.
Из материалов дела следует, что Обществом в пожаробезопасный период 2009 - 2010 годов не осуществлялась очистка мест рубок в квартале N 11, выделе N 21, в квартале N 15, выделе N 33 Червянского участкового лесничества Боровлянского лесничества, допущено загрязнение лесного участка отходами от лесозаготовок, в том числе уложенными в кучи и своевременно недожженными.
Таким образом, отходы от лесозаготовок обладают опасными свойствами и могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, довод заявителя о том, что нахождение на лесном участке порубочных остатков не является загрязнением леса в смысле, придаваемом этому понятию ст. 8.31 КоАП РФ является необоснованным.
Вместе с тем, обследованные лесосеки в квартале N 11, выделе N 21, в квартале N 15, выделе N 33 Червянского участкового лесничества Боровлянского лесничества расположены в защитных лесах.
Загрязнение Обществом защитных лесов отходами производства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что предельный срок весенней доочистки на момент проведения проверки еще не наступил, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах и п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 года N 184 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.10.2007 года N 10374), очистку мест рубок от порубочных остатках следует производить одновременно с заготовкой древесины, следовательно доочистка должна производиться с начала весеннего периода до наступления пожароопасного периода с целью снижения уровня природной пожарной опасности и предотвращения возможного причинения вреда в пожароопасный период.
Сжигание порубочных остатков осуществлено частично, полное сгорание порубочных остатков не обеспечено.
Заявитель в обоснование требований сослался на то, что согласно п. 71 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Государственного комитета СССР от 01.11.1983 года N 130, качество очистки лесосек является неудовлетворительным в случае, в том числе, оставления на лесосеках (вырубках) порубочных остатков более 5 плотных куб. метров на 1 гектаре окончания работ по очистке мест рубок способом сбора порубочных материалов в кучи и валы или после их сжигания. При этом в соответствии с пунктом 72 названных Указаний площадь неудовлетворительно очищенных лесосек и прилегающих к ним полос шириной 50 метров определяется по материалам крупномасштабной аэрофотосъемки или путем натурного их обмера. В материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о том, по каким признакам очистка на местах рубки леса признана неудовлетворительной и данных, подтверждающих проведение натурного обмера неудовлетворительно очищенной площади, не установлено, что на лесосеках оставлено после окончания работ по очистке мест рубок способом сбора в кучи или после их сжигания именно более 5 плотных куб. метров на 1 гектаре.
Указанные обстоятельства, по мнению, заявителя, свидетельствуют о недоказанности факта неудовлетворительной очистки лесосек.
Вместе с тем, вышеназванные Указания не были опубликованы в установленном порядке, в связи с чем, к числу нормативных правовых актов, обязательных к применению, они отнесены быть не могут. При этом названные Указания были разработаны в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 30.10.1981 года N 1045.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 года N 551 Постановление Совета Министров СССР от 30.10.1981 года N 1045 признано не действующим на территории Российской Федерации.
Понятие частичной или некачественной очистки действующее законодательство не содержит. Следовательно, невыполнение обязанности по очистке мест рубок в полном объеме свидетельствует о нарушении обществом Правил пожарной безопасности в лесах.
Неисполнение Обществом обязанности по своевременной очистке мест рубок повлекло загрязнение лесного участка отходами от лесозаготовок, которые являются отходами производства.
Частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
В оспариваемом постановлении Управление лесами Алтайского края указало, что основанием для привлечения к административной ответственности по данной части статьи явилось нарушение Обществом ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с данной нормой порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Таким образом, нарушение Обществом вышеуказанных правил является нарушением порядка осуществления рубок лесных насаждений, что образует самостоятельный состав административного правонарушения (часть 2 статьи 8.25 КоАП РФ).
Следовательно, вывод суда первой инстанции относительно доказанности факта наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ, является обоснованным.
В силу ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с п. 3.4.14, 3.4.15, 3.4.32 договора аренды лесного участка заявитель обязан осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями договора аренды, соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах, Правила заготовки древесины, не допускать захламления производственными отходами и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка.
Невыполнение Обществом обязанности по очистке лесосеки от порубочных остатков, нарушение требований пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах и Правил заготовки древесины, свидетельствуют о нарушении условий договора аренды лесного участка.
Использование лесов заявителем с нарушением договора аренды лесного участка образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом установлено, что у Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований лесного законодательства, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, но оно не приняло все зависящие от него меры по соблюдению нормативно-правовых актов; доказательств объективной невозможности соблюдения требований лесного законодательства и недопущения выявленных нарушений, Обществом ни при производстве по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего заявления в суде первой инстанции, не представлено.
Довод заявителя о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности не может быть признан правомерным.
Допущенные Обществом правонарушения являются длящимися и в силу положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня их обнаружения.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды предусмотрен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Ссылка заявителя на то, что он должен быть привлечен к административной ответственности в соответствии с одним постановлением, также необоснованна, поскольку проверенные лесные участки расположены на территории нескольких административных районов Алтайского края. При этом работы по заготовке древесины на обследованных участках рубок отличаются по времени проведения, обстоятельствам и основаниям их проведения.
Порядок привлечения лица к административной ответственности (ст. 28.1, 28.2 КоАП РФ), соответствуют положениям КоАП РФ, нарушение в этой части административным органом не допущено; выводы суда первой инстанции в указанной части не обжалуются.
Доводы апелляционной жалобы в целом направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, при их правильной оценки, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется, недопущении нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемый судебный акт признается апелляционной инстанцией законным, обоснованным и не подлежащим отмене (изменению).
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2010 года по делу N А03-11677/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
ПАВЛЮК Т.В.
ХАЙКИНА С.Н.